Конфликт Зеленского и Трампа. Какие варианты будущего остались у Украины
Сейчас мы оказались перед перспективой, что Трамп будет играть с Путиным в одну игру против нас. А также против Европы, если Европа по-прежнему будет на нашей стороне

Три источника конфликта
Прежде чем говорить о вариантах нашего будущего, отметим главные раздражители в отношениях между Вашингтоном и Киевом. Первым раздражителем стало пресловутое "соглашение о $500 млрд". Пять месяцев назад, 27 сентября, Владимир Зеленский и Андрей Ермак представили Дональду Трампу План победы с тайным приложением. 16 октября Зеленский рассказал в Верховной Раде, что в этом приложении предлагается "заключить специальное соглашение о совместной защите имеющихся в Украине критических ресурсов, совместного инвестирования и использования затем соответствующего экономического потенциала". 12 февраля министр финансов США Скотт Бессент привез в Киев проект соглашения, однако Зеленский отказался его подписывать и подтвердил свой отказ 14 февраля в Мюнхене. Как пояснил сам Зеленский, он отказался, ибо "там нет слова о гарантиях безопасности". Он отметил, что в Вашингтоне знают, каких гарантий безопасности хочет Украина. "Сейчас гарантии безопасности зависят исключительно от наших партнеров", — подчеркнул он. Среди гарантий безопасности он назвал вступление Украины в НАТО.
Но в том предложении о совместном инвестировании, которое Трамп получил 27 сентября, не было требования о гарантиях безопасности. Общеизвестно, что Трамп категорический противник приема Украины в НАТО и вообще каких-либо гарантий безопасности Украине от США. Такие гарантии, по его мнению, должны давать европейцы.
Отказ Зеленского, конечно, не понравился Трампу. "У нас была сделка по редкоземельным металлам, и Украина согласилась на нее, более или менее… И тогда Скотт Бессент поехал туда, и с ним обошлись довольно грубо, потому что по сути они сказали ему "нет", — заявил он 19 февраля. — Я собираюсь возродить сделку, иначе дела у них будут идти не слишком счастливо. И смотрите, пришло время выборов. Выборов не было уже давно".
Советник Трампа по национальной безопасности Майк Волц подтвердил: "Мы недовольны риторикой Киева в ответ на выдвинутые экономические инициативы, Трамп не намерен этого терпеть".
Второй раздражитель — это российско-американские переговоры, которые состоялись в Саудовской Аравии 18 февраля. "Нас не пригласили на эту встречу, и для нас это стало неожиданностью", — пожаловался Зеленский.
А третий раздражитель — это тот факт, что Трамп и Зеленский перешли на личности. 19 февраля Зеленский заявил, что Трамп "живет в пузыре дезинформации", после чего вице-президент США Джей Ди Венс предостерег Зеленского от нападок на Трампа, заявив, что "обидные высказывания" на публике приведут только к обратному эффекту.
В итоге образовалась взрывоопасная смесь из объективных и сугубо личных мотивов для взаимного недовольства. И мы оказались перед очень плохой перспективой. То, что Трамп не хочет быть нашим союзником, а намерен быть "посредником" между Киевом и Москвой, было ясно и раньше, с тех пор когда он начал обещать закончить эту войну "за 24 часа". Но сейчас мы оказались перед перспективой, что Трамп будет играть с Путиным в одну игру против нас. А также против Европы, если Европа по-прежнему будет на нашей стороне.
Вариант надежного мира
Фактически сейчас наше будущее в руках двух ядерных держав: Великобритании и Франции. Премьер-министр Кир Стармер и президент Эммануэль Макрон способны повлиять на позицию Трампа, если продемонстрируют решимость поддерживать Украину "столько, сколько понадобится". Они могут настаивать, что именно они дадут Украине гарантии безопасности и поэтому обязательно должны участвовать в переговорах об условиях завершения российско-украинской войны.
18 февраля Трамп подтвердил, что он выступает за размещение британских, французских и других европейских миротворческих войск в Украине в рамках мирного соглашения. "Если они хотят это сделать, это здорово. Я полностью за. Это было бы хорошо, — подчеркнул Трамп. — Это был бы прекрасный жест".
Также на участие в переговорах претендует Евросоюз, на том основании, что никто не может решать без участия ЕС судьбу санкций Евросоюза против России. 18 февраля госсекретарь США Марко Рубио подтвердил: "Европейский союз должен будет оказаться за столом переговоров в какой-то момент, потому что у них тоже есть введенные санкции".
Конечно, если бы рядом с нами за столом переговоров сидели Великобритания, Франция и Евросоюз, это усилило бы нашу позицию и позволило бы отвергнуть самые наглые претензии Москвы. Мы получили бы более-менее надежный мир и смогли бы ускоренно интегрироваться в Евросоюз.
Однако это, к сожалению, не самый вероятный вариант развития событий. Путин, скорее всего, будет настаивать на том, что он и Трамп должны обо всем договориться вдвоем, без участия европейцев, а потом на финальном этапе Украина должна под этим подписаться и приступить к исполнению. В таком случае останутся два варианта: вариант рискованной войны и вариант уступок Трампу.
Вариант рискованной войны
Если позволить себе самые оптимистичные фантазии, то мы сможем продолжить войну без помощи США, при количественном и качественном увеличении поддержки со стороны европейцев. Качественно новая поддержка может заключаться прежде всего в реализации идеи, которую Эммануэль Макрон высказал еще год назад, о вводе в Украину европейских войск для того, чтобы украинские войска могли сосредоточиться на отражении российской агрессии. В то же время европейские производители оружия могли бы постараться обеспечить ВСУ новым вооружением и боеприпасами. Евросоюз мог бы профинансировать эти закупки, а также потребности украинского бюджета за счет страны-агрессора. "У нас есть замороженные российские активы в Европе более чем на 300 миллиардов евро. Так что нужно их использовать и отдать Украине", — предлагает министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Однако у США есть несколько рычагов давления на Европу. Прежде всего, это торговая война. Кроме того, Вашингтон в отместку Европе и Украине может отменить все санкции против России и возобновить накачивание российской экономики американскими деньгами и технологиями. Наконец, Трамп может сказать, что поскольку Европа без его согласия фактически ввязалась в войну против России, то он выводит из Европы американские войска и отказывается ее спасать, если Путин нападет. Этой перспективы особенно боится Польша.
Конечно, если Трамп реализует все эти угрозы прямо сейчас, тогда у Европы не останется другого выхода, кроме как надеяться только на себя и на Украину. Но скорее можно ожидать, что Трамп будет использовать эти угрозы в воспитательных целях, чтобы добиться от Европы уступок по всем вопросам, которые ему важны, в том числе и по вопросу о согласии на замораживание российско-украинской войны на тех условиях, о которых он договорится с Путиыім.
Вариант уступок Трампу
Сейчас основной вариант в европейских столицах — договариваться с Трампом о том, чтобы взять Украину под свою ответственность. Британская газета Telegraph 19 февраля рассказала, с каким планом Кир Стармер на следующей неделе полетит к Трампу. "Премьер-министр подробно расскажет, как европейские силы могли бы контролировать любое соглашение о прекращении огня, заключенное президентом США, — сообщила газета. — Согласно англо-французскому плану, менее 30 000 военнослужащих под руководством европейцев будут размещены в украинских городах, портах и других критически важных объектах инфраструктуры, таких как атомные электростанции, вдали от нынешних линий фронта".
Источники газеты пояснили, что вместо того, чтобы размещать гораздо более крупные силы в охваченной войной стране, миссия будет полагаться на "технический мониторинг", включая разведывательные самолеты, дроны и спутники, чтобы предоставить "полную картину происходящего". Операция будет подкреплена достаточной огневой мощью, чтобы "отслеживать и сбивать атаки"; это позволит открыть воздушное пространство Украины и обеспечить коммерческие рейсы. Военно-морские патрульные корабли также будут отправлены в Черное море для отслеживания российских угроз коммерческим судоходным путям.
Лондон, конечно, согласовал свои предложения с Парижем. 18 февраля Эммануэль Макрон заверил, что "Франция не готовится отправлять наземные войска на фронт" в Украине. По его словам, среди решений по предоставлению гарантий безопасности Киеву в рамках возможного мирного соглашения с Москвой можно было бы "направить экспертов или даже войска на ограниченный срок, за пределы любой зоны конфликта, чтобы успокоить украинцев". "Именно об этом мы думаем с британцами", — заявил французский президент в интервью газете Le Parisien. Он также упомянул о возможности "принятия в рамках переговоров решения о проведении, по мандату ООН, миротворческой операции, которая будет проходить вдоль линии фронта".
Как видим, даже наши самые мощные европейские союзники пока что живут в парадигме, что мирное соглашение все же будет подписано. И это возвращает нас к вопросу о том, каких уступок хочет Трамп.
Нужно быть готовыми к тому, что Трамп свою личную неприязнь к Зеленскому конвертирует в настойчивое требование проведения в Украине президентских выборов между заключением соглашения о прекращении огня и подписанием мирного соглашения. Возможно, настойчивость будет подтверждаться вбросом в медиа каких-нибудь скандальных историй. Например, фактический руководитель DOGE (то есть департамента эффективности правительства) Илон Маск уже высказался одобрительно об идее, что "пришло время DOGE провести аудит денег, отправленных в Украину". Не исключено, что украинцам будет внушаться мысль о том, что нужно выбирать между Зеленским и американской поддержкой. Не для всех этот выбор будет простым.