Наталия Фесюн: У производителей сыра практически нет заработка
Менеджер по внешним связям ЧАО "Бель Шостка Украина" (Bel Group) Наталия Фесюн рассказала об особенностях работы иностранных инвесторов на молокоперерабатывающем рынке Украины.
"Сырная" война может подтолкнуть украинских собственников к продаже молокоперерабатывающих активов?
— Большинство предприятий отрасли работает на грани рентабельности. Ряд собственников в таких условиях, возможно, предпочли бы просто закрыть производство. Так что те, кто положил глаз на нашу молокоперерабатывающую промышленность, могли бы сделать очень выгодную покупку.
Эксперты называют Bel Group одним из потенциальных покупателей активов на молокоперерабатывающем рынке. Есть ли у вашей компании такие планы?
— Производство твердых сыров при сложившейся цене на сырое молоко практически нерентабельно. Поэтому трудно сказать, купили бы мы сейчас активы по производству твердых сыров в Украине или нет.
Насколько низка рентабельность?
— Средняя закупочная цена на сырое молоко — 3,50 грн./л (с НДС). На производство одного кг твердого сыра необходимо 10,5 л молока. Т. е. только "молочная" составляющая себестоимости — 36,8 грн./кг. При цене сыра в 65 грн. у производителя не остается маржи. Вся разница уходит на оплату рабочей силы, упаковку, прочие сырье и материалы, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, электроэнергию, а также маржу дистрибутора и розничных сетей (до 35%). Иными словами, сегодня у производителей сыра практически нет заработка.
Ожидаете ли вы прихода на украинский молокоперерабатывающий рынок новых иностранных игроков?
— Вряд ли.
Планируют ли расширять свое присутствие за счет скупки новых активов уже имеющиеся международные компании?
— В Украине за три последних года потребление твердого сыра снизилось более чем на 30% — до 3 кг/человека. И это притом что украинцы и так мало потребляют этого продукта: в два раза меньше, чем в России, и в пять раз меньше, чем в ЕС.
Разве можно сказать, что этот рынок будет привлекательным при таких показателях падения? В прошлом году летом цены на сырое молоко доходили до 5 грн./л, то есть примерно €0,45 при базовой жирности 3,4%. А польское молоко при 4,2% стоило €0,29. При нынешней ценовой ситуации с сырьем, проще строить завод в Польше или в Словакии, чем работать в Украине.
Увеличился ли спрос на сыры вашего предприятия со стороны РФ после того, как россияне запретили ввоз продукции трех украинских заводов?
— Для нас российский рынок никогда не был приоритетным. Ранее мы поставляли в РФ максимум 10% своей продукции и вряд ли сможем поставить больше, учитывая наши производственные мощности.