Оружие вместо мира. Когда заработает новая парадигма Трампа и Зеленского
Вашингтон начал использовать новый способ давления на Кремль: возможность продажи Украине любых обычных вооружений, включая не только системы ПВО, но и крылатые ракеты

Возвращение в реальность
При всех странностях Дональда Трампа, его не обвинишь в отсутствии инстинкта политического самосохранения. Когда он видит, что его фантазии разбиваются о реальность, то способен резко развернуть свою политику. А его окружение тут же начинает рассказывать, что такой трюк был задуман с самого начала и что в этом и заключался гениальный план "мастера сделок".
Прекрасным примером стала ревизия Трампом своих "взаимных тарифов" через неделю после того, как он ввел их против всего мира. 7 апреля он заявил журналистам, что "не рассматривает" паузу в действии тарифов, а 9 апреля все-таки объявил паузу. Для нас эта способность Трампа быстро менять парадигму действий может оказаться жизненно важной очень скоро — когда разобьются о реальность его надежды договориться с Путиным о быстром прекращении огня в российско-украинской войне.
За последнюю неделю Белый дом разными способами демонстрировал Кремлю свое нетерпение. 3-4 апреля госсекретарь США Марко Рубио участвовал во встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Как сообщило немецкое информагентство dpa, на той встрече Рубио ясно дал понять, что Трамп, вероятно, не будет долго мириться с нынешней "тактикой проволочек" Путина. На пресс-конференции перед отъездом из Брюсселя Рубио заявил, что в течение нескольких недель США получат ясность относительно намерений Путина: "Скоро, через несколько недель, а не месяцев, мы узнаем, серьезно ли Россия настроена на мир или нет". По словам госсекретаря, Трамп не попадется в ловушку бесконечных переговоров, и если Москва не хочет мира, то Вашингтону придется пересмотреть "нашу позицию и дальнейшие действия". Варианты включают новые санкции США против российской экономики, а также дополнительную военную помощь Украине, предположило dpa.
Представительница Госдепартамента США Темми Брюс 10 апреля на пресс-конференции подтвердила дедлайн, озвученный ее шефом. "Госсекретарь Рубио ясно дал понять в НАТО на своей пресс-конференции, что мы, на самом деле, узнаем в течение нескольких недель, серьезна ли Россия, — подчеркнула она. — И я думаю, что Россия, безусловно, должна отнестись к этому серьезно, и мы это выясним. Это не будет продолжаться шесть месяцев или год".
Сам Трамп в тот же день на заседании своего кабинета выказал нетерпение. "Мы надеемся, что нам удастся относительно скоро договориться с Россией и Украиной о прекращении боевых действий, — заявил он. — Я думаю, мы остановим это. Мы должны начать действовать. Мы должны добиться этого. Мы должны двигаться быстрее". И это нетерпение вылилось в то, что Трамп снова отправил в Россию своего спецпосланника Стива Уиткоффа на переговоры с Путиным, на этот раз — в Санкт-Петербург, где хозяин Кремля объявил совещание по стратегии развития ВМФ.
В первый раз Уиткофф встретился с Путиным в Москве 11 февраля, второй раз — там же 13 марта, после чего 18 марта состоялся телефонный разговор Трампа с Путиным. 23-25 марта в Эр-Рияде представители США провели челночные переговоры с делегациями Украины и России. Однако достигнутые результаты Трампа не устроили.
В ночь на 11 апреля, когда Уиткофф уже летел в Санкт-Петербург, издание Axios рассказало, что Трамп расстроен тем, что мирный процесс не достиг большого прогресса в последние недели. Если к концу месяца не будет достигнуто перемирие, Трамп может перейти к дополнительным санкциям против России либо через исполнительную власть, либо попросив Конгресс принять новое санкционное законодательство, сообщил Axios источник, знакомый с этим вопросом.
Кстати, это новое санкционное законодательство уже готово. В начале апреля 50 сенаторов (25 республиканцев и столько же демократов) предложили законопроект о введении первичных и вторичных санкций против России и субъектов, поддерживающих российскую агрессию в Украине. Эти санкции будут введены, если Россия откажется вести добросовестные переговоры о прочном мире с Украиной или предпримет другие усилия, включая военное вторжение, которые подорвут суверенитет Украины после заключения мира. Законодательство также устанавливает 500-процентный тариф на товары, импортируемые из стран, которые покупают российскую нефть, газ, уран и другие продукты. "В Сенате США преобладает мнение, что Россия является агрессором и что эта ужасная война и агрессия Путина должны прекратиться сейчас и быть сдержаны в будущем. Мы разделяем разочарование президента Трампа в отношении России, когда речь идет о прекращении огня, и поддерживаем стремление президента Трампа достичь прочного, справедливого и достойного мира", — заявили инициаторы законопроекта республиканец Линдси Грэм и демократ Ричард Блюменталь.
Неслучайное совпадение
Второй способ воздействия на Путина — дополнительная военная помощь Украине — тоже на столе у Трампа. Реализует ли он эту возможность, если Москва будет несговорчивой, пока еще неизвестно. Но уже точно можно сказать, что он пользуется этой опцией для давления на Кремль. Об этом свидетельствуют два события, которые произошли в Киеве и Вашингтоне 9 апреля.
В этот день Владимир Зеленский объявил о желании Украины купить у Трампа вооружений на $50 млрд, в том числе 10 зенитных ракетных комплексов Patriot. Крайне маловероятно, чтобы такое заявление было сделано без предварительного согласования с Вашингтоном, а также с европейскими партнерами, которые, скорее всего, будут оплачивать эти покупки. Трамп — точно не тот человек, на которого можно было бы надавить публичными требованиями "Дональд, продай нам 10 систем Patriot". Но Зеленский ведь и не давил, он лишь озвучил то, что ему разрешили озвучить. Также сомнительно, чтобы Трамп согласился что-то продать в кредит или в долг, когда он знает, что за Украину могут заплатить богатенькие европейцы. Зеленский заверил, что оплата будет.
"Мы передали американской стороне большой пакет, который мы хотим купить. Купить в том или ином виде. Это наш формат, как мы заплатим за это. И мы не просили будущий пакет бесплатно", — рассказал Зеленский. По его словам, во время телефонного разговора с Трампом речь шла о поставке хотя бы 10 систем Patriot. "Я ему сказал по телефону, дайте нам хотя бы десять. Это защита, это нам будет помощью после окончания войны, это гарантия безопасности, что у нас Украина закрыта противовоздушной обороной. Много разных форматов и инструментов, на которые мы готовы. Мы готовы были и 30, и 50 миллиардов найти на соответствующий пакет", — пояснил он.
11 апреля в вечернем видеообращении к украинцам Зеленский подтвердил: "Главное для нас — это противовоздушная оборона, дополнительные системы ПВО, ракеты к ним. Чтобы защищать жизнь людей, защищать наши города… Мы говорили об этом с президентом Соединенных Штатов Америки, с президентом Трампом: Украина не просто просит — мы готовы купить соответствующие дополнительные системы".
Тот разговор состоялся 19 марта. По его итогам Белый дом сообщил, что "президент Зеленский запросил дополнительные системы ПВО для защиты своих гражданских лиц, в частности, ракетные системы Patriot, президент Трамп согласился работать с ним, чтобы найти то, что доступно, особенно в Европе".
Если честно, то обещание "поискать где-то Европе" звучало как форма вежливого отказа. Но то было три недели назад, сразу после разговора Трампа с Путиным, когда хозяин Белого дома еще верил в волшебную силу своих миротворческих месседжей. С тех пор эта вера ослабла настолько, что уже можно предполагать готовность Трампа к смене парадигмы.
Киев, конечно, подстраивается под перемену настроений в Вашингтоне. Раньше Зеленский озвучивал две главных темы переговоров с Белым домом: полное прекращение огня и соглашение с США об украинских недрах. Но на пресс-конференции 9 апреля эти вопросы отошли на второй план, а главной сенсацией стала именно возможность покупки систем Patriot.
В тот же день Трамп подписал указ "Реформирование внешних оборонных продаж для повышения скорости и подотчетности". Это реформирование, говорится в указе, "одновременно укрепит возможности безопасности наших союзников и оживит нашу собственную оборонную промышленную базу".
Этот указ может позволить нам быстро купить не только системы Patriot. Он открывает перед нами перспективу приобрести даже и ракеты дальностью свыше 300 км.
"Государственный секретарь и министр обороны должны незамедлительно… пересмотреть ограничения, налагаемые Режимом контроля за ракетными технологиями на товары категории I, и рассмотреть возможность поставки определенным партнерам конкретных товаров категории I, проконсультировавшись с министром торговли", — указал Трамп.
Что такое "товары категории I"? Это прекрасные товары, как раз те, которые нам нужны. "К товарам категории I относятся полные ракеты и беспилотные летательные аппараты (включая баллистические ракеты, космические ракеты-носители, ракеты-зонды, крылатые ракеты, беспилотные мишени и разведывательные беспилотные летательные аппараты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на расстояние не менее 300 км", — рассказал Госдепартамент США три месяца назад и добавил, что экспорт товаров категории I лицензируется "только в редких случаях". После указа Трампа такие случаи должны происходить чаще.
С чем уехал Уиткофф
За час до начала встречи Путина с Уиткоффом нетерпение проявил Трамп. "Россия должна начать действовать. Слишком много людей УМРЕТ, тысячи в неделю, в ужасной и бессмысленной войне — войне, которая никогда не должна была произойти, и не произошла бы, если бы я был президентом!!!" — написал он в своей социальной сети Truth Social.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков предположил, что разговор с Уиткоффом — это хорошая возможность передать позицию РФ Трампу, поэтому беседа продлится столько, сколько потребуется Путину. Встреча продлилась больше четырех часов. По ее итогам на сайте Кремля не появилось никаких подробностей, кроме констатации: "Тема встречи — аспекты украинского урегулирования". С какими предложениями Путина уехал Уиткофф — об этом можно будет судить позже по реакции Трампа.