Саммит НАТО и трибунал не над Путиным. Чем закончился "украинский день" в Гааге и Страсбурге
Саммит НАТО в Гааге и встреча там Дональда Трампа и Владимира Зеленского принесли Украине новости из разряда "наполовину полного стакана". Кто-то акцентирует на заполненной половине, кто-то — на пустой. Проблема в том, что оптимисты ссылаются на высказанные обещания, а реалисты — на отсутствие действий

Хорошая новость из декларации и плохая от Рубио
Декларация саммита НАТО в Гааге показала, как далеко готов зайти Дональд Трамп в критике Путина. "Объединенные перед лицом серьезных угроз и вызовов безопасности, в частности долгосрочной угрозы, которую представляет Россия для евроатлантической безопасности, и постоянной угрозы терроризма, союзники обязуются ежегодно инвестировать 5% ВВП на основные оборонные потребности, а также расходы, связанные с обороной и безопасностью, к 2035 году", — записано в документе. То есть Трамп признал Россию долгосрочной угрозой для НАТО в обмен на обещание союзников за десять лет поднять уровень расходов на оборону и безопасность до 5% ВВП. Трамп рассчитывает, что часть этих денег европейские члены НАТО потратят на закупку американских вооружений. Можно предположить, что ради этого он готов не только признать российскую угрозу, но и помочь ей сохраняться и укрепляться в ближайшие десять лет.
О том, что Путин помог Трампу добиться своей цели, в интервью Politico в Гааге рассказал госсекретарь США Марко Рубио, который также исполняет обязанности советника Трампа по национальной безопасности. "Сочетание давления президента Трампа в его первой администрации, а затем полномасштабного вторжения и войны в Европе Владимира Путина привело к тому, что практически каждый партнер по альянсу НАТО пообещал достичь этой отметки в 5%", — констатировал госсекретарь США.
В том же интервью он рассказал, что Трамп не собирается предпринимать что-либо против России, вопреки ожиданиям, которые царили на саммите. "Я думаю, что все должны помнить, что в ту минуту, когда мы введем санкции против России, если мы сделаем то, чего все здесь хотят, а именно придем и раздавим их еще большими санкциями, мы, вероятно, потеряем возможность говорить с ними о прекращении огня", — заявил Рубио. Как видим, лозунг Трампа "мир посредством силы" по-прежнему не распространяется на Россию.
Новая встреча Трампа и Зеленского
Саммит в Гааге показал также, как далеко готов зайти Трамп в помощи Украине. В декларации саммита записано, что "союзники подтверждают свои неизменные суверенные обязательства по оказанию поддержки Украине, безопасность которой способствует нашей безопасности, и с этой целью будут включать прямые взносы в оборону Украины и ее оборонную промышленность при расчете своих оборонных расходов". То есть Трамп разрешил странам НАТО засчитывать военную помощь Украине в счет своих оборонных расходов при оценке прогресса на пути к 5% ВВП. Его интерес все тот же: чтобы европейцы тратили больше денег на американское оружие, и если они хотят покупать его не для себя, а для Украины — он не против.
По словам источника Би-би-си в украинской делегации, на заседании совета Украина-НАТО министр иностранных дел Украины Андрей Сибига сказал другим министрам: декларация — это хорошо, но настоящая работа начнется только сейчас. "Потому что эти вещи нужно будет переводить в реальные решения, реальные контракты, бюджетные программы, разворачивание дополнительных производственных мощностей, унификацию и координацию промышленностей", — пояснил источник.
Владимир Зеленский о своей встрече с Трампом рассказал вначале коротко: "Говорили о том, как добиться прекращения огня и подлинного мира. Говорили о том, как защитить наших людей". А затем добавил деталей: "С президентом обсудили защиту наших людей, прежде всего, закупку американских систем ПВО для прикрытия наших городов, наших людей, церквей, инфраструктуры. Украина готова это оборудование купить и поддержать американских производителей вооружения. Европа может помочь. Также говорили о возможном сопроизводстве дронов. Можем усилить друг друга".
Трамп на пресс-конференции в Гааге сообщил свою версию разговора с Зеленским. По словам президента США, два лидера не обсуждали детали прекращения огня в российско-украинской войне, но подчеркнули свое общее желание как можно скорее положить конец войне. "Я просто хотел узнать, как у него дела, — сказал Трамп репортеру. — Я вынес из встречи то, что он хотел бы, чтобы это закончилось. Я думаю, что сейчас самое время положить этому конец". Трамп заявил, что позвонит Путину, чтобы попытаться способствовать прекращению войны.
То есть Зеленский просил Трампа о помощи, и тот согласился помочь. Это если в общих чертах. А если в деталях, то Зеленский просил продать Украине американские системы ПВО, а Трамп согласился позвонить Путину: вдруг тот согласится прекратить войну. Именно ради таких вот звонков хозяину Кремля Трамп и не вводит против России адские санкции.
Трамп как продавец гарантий
Накануне прилета Трампа в Гаагу журналисты спросили его, будет ли он придерживаться статьи 5 Североатлантического договора, которая требует от стран-членов защищать друг друга от нападений. "Это зависит от вашего определения. Существует множество определений статьи 5. Вы это знаете, да?" — ответил Трамп.
Впрочем, прилетев в Нидерланды, он сделал вид, что никаких сомнений у него уже нет. "Я поддерживаю ее. Вот почему я здесь, — сказал Трамп, когда его попросили разъяснить свою позицию по статье 5. — Если бы я не поддерживал ее, меня бы здесь не было".
Декларация саммита начинается пунктом, который дает однозначную трактовку статьи 5: "Мы, главы государств и правительств Североатлантического альянса, собрались в Гааге, чтобы подтвердить нашу приверженность НАТО, самому сильному альянсу в истории, и трансатлантическим связям. Мы подтверждаем нашу нерушимую приверженность коллективной обороне, закрепленную в статье 5 Вашингтонского договора, — нападение на одного является нападением на всех. Мы остаемся едиными и непоколебимыми в нашей решимости защитить наш миллиард граждан, защитить Альянс и защитить нашу свободу и демократию".
Washington Post, ссылаясь на трех европейских чиновников, пишет, что в своей речи на основной сессии саммита Трамп начал с позитивных слов о расходах на оборону и поклялся, что Россия никогда не нападет на НАТО, пока он президент.
Это вполне разумный маркетинговый ход, когда перед тобой три десятка потенциальных покупателей, которые сомневаются, можно ли тебе доверять. Если бы Трамп подтвердил, что США — ненадежный союзник, то европейцы старались бы обойтись без закупок американского оружия.
Трибунал, но не над Путиным
Сразу после саммита НАТО произошло еще одно важное событие. Совет Европы заключил соглашение с Украиной о создании Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины. Документ подписали в Страсбурге генеральный секретарь Совета Европы Ален Берсе и президент Украины Владимир Зеленский, который прибыл во Францию. "Каждый военный преступник должен знать, что есть правосудие, и это относится к России, — сказал Зеленский после подписания. — Правосудие занимает время, но я уверен, что оно должно свершиться. Мы должны четко показать, что агрессия ведет к наказанию".
Спецтрибунал должен судить высших политических и военных руководителей, которые несут ответственность за полномасштабное вторжение России в Украину. Но начать суд над президентом Путиным, премьер-министром Мишустиным и главой МИД Лавровым трибунал сможет только после того, как они покинут свои посты. До этого момента он сможет только вести расследование, собирать доказательства и готовить обвинительные заключения. При этом члены "тройки" будут неподсудны трибуналу все время, пока будут находиться у власти.
Это компромисс. Вопрос иммунитета был главным предметом разногласий среди государств, которые поддерживали инициативу создания спецтрибунала. На иммунитете "тройки" настаивали прежде всего США (то есть Трамп). Но у трибунала все же будет возможность заочно судить других высших чиновников России.
Теперь, когда соглашение подписано, заинтересованные стороны — включая членов Совета Европы и государства, не являющиеся членами, со всего мира, а также Европейский Союз — рассмотрят возможность присоединения к Расширенному частичному соглашению по управлению Специальным трибуналом. Как только государства заявят о своем желании участвовать, Комитет министров Совета Европы сможет начать работу по созданию трибунала. Понятно, что эта работа и сам судебный процесс продлятся долго. В уставе трибунала записано, что будут избраны 15 судей со сроком полномочий три, шесть и девять лет; по окончании срока будут избираться новые судьи.
Первые приговоры будут нескоро. К тому же они будут заочные и вряд ли испугают кого-то в России. Но этот трибунал уже самим своим существованием будет выполнять еще одну функцию: напоминать Европе о российской угрозе.