Против мигрантов, но и против трампизма. Как Европа собирается не дать себя развалить
Новая команда в Белом доме — это для европейцев не только внешняя проблема, но и своеобразная машина времени. Европу тоже ждет безумное буйство крайне правых, если она не решится на адекватную защиту

Два европейских приоритета Трампа
Президент США Дональд Трамп полностью поддержал вице-президента Джей Ди Венса, который в своей речи на Мюнхенской конференции сфокусировался на критике европейских лидеров за их попустительство иммиграции и противодействие крайне правым политикам. "Он произнес очень хорошую речь, на самом деле, очень блестящую речь", — заявил Трамп журналистам в Белом доме.
Он отметил два ключевых момента в выступлении Венса. Во-первых, это защита "свободы слова". "Я слышал его речь, и он говорил о свободе слова. И я думаю, что это правда, что Европа проигрывает, — цитирует Трампа The Hill. — Они теряют свое замечательное право на свободу слова. Я это вижу". Во-вторых, это призыв бороться с иммиграцией. "И он говорил об иммиграции. У Европы большая проблема с иммиграцией, — добавил Трамп, защищая своего заместителя. — Просто посмотрите, что случилось с преступностью. Посмотрите, что происходит в разных частях Европы".
Фактически он сформулировал два своих главных приоритета в Европе. Именно этим двум приоритетам и была посвящена Мюнхенская речь Венса.
Во-первых, Венс назвал главной угрозой для Европы не Россию и Китай, а отход от фундаментальных ценностей, таких как свобода слова. "Угроза, которая беспокоит меня больше всего для Европы, — это не Россия. Это не Китай. Это не какой-либо другой внешний субъект. Меня беспокоит угроза изнутри — отход Европы от некоторых из ее самых фундаментальных ценностей, ценностей, которые разделяются с Соединенными Штатами Америки", — заявил Венс. И он четко пояснил суть своих претензий: "свобода слова отступает", так как Европа борется с российской дезинформацией со стороны некоторых политиков, таких как Кэлин Джорджеску в Румынии (который, напомним, недавно заявил о "неизбежном" разделе Украины между соседними государствами). Венс подчеркнул, что необходимо давать трибуну "популистским партиям как слева, так и справа". "Когда политические лидеры представляют важную часть электората, мы обязаны, по крайней мере, участвовать в диалоге с ними", — заявил он. То есть он (читай: Трамп) требует, чтобы откровенно пророссийские политики типа того же Джорджеску и партии типа "Альтернативы для Германии" стали считаться приличными, рукопожатными и чтобы никто не мешал им прийти ко власти. Тут все логично: Трампу нужно, чтобы такие, как он, пришли к власти всюду в Европе.
Во-вторых,Венс назвал главным вызовом для Европы миграцию: "Из всех насущных вызовов, с которыми сталкиваются представленные здесь народы, я считаю, что нет ничего более актуального, чем массовая миграция. Сегодня почти каждый пятый житель этой страны [то есть Германии] переехал сюда из-за границы. Это, конечно, исторический максимум. Кстати, в Соединенных Штатах это примерно такое же число — также исторический максимум". По его словам, "этот кризис создали мы сами", "это результат серии осознанных решений, принятых политиками по всему континенту и другими людьми по всему миру в течение десятилетия". И он поделился своими надеждами на электоральный успех антимигрантских партий. "Ни один избиратель на этом континенте не пошел к избирательным урнам, чтобы открыть шлюзы для миллионов непроверенных иммигрантов, — заявил он. — И все больше и больше по всей Европе они голосуют за политических лидеров, которые обещают положить конец неконтролируемой миграции".
Сам Трамп победил на выборах именно благодаря антимигрантским обещаниям. Теперь он хочет, чтобы таким же способом повсюду в Европе пришли к власти его единомышленники. Для этого нужно обеспечить им полную свободу пропаганды и отсутствие противодействия.
Опасность для Украины
Вряд ли нужно подробно объяснять, почему этот сценарий опасен для нас. По всей Европе поддержку Вашингтона получат партии, которые провозглашают, что главная угроза — это не Россия, а иммиграция. Илон Маск еще месяц назад объявил общий лозунг для всех этих партий: MEGA (Make Europe Great Again, то есть "Сделаем Европу великой снова"), по аналогии с MAGA (Make America Great Again, то есть "Сделаем Америку великой снова") — лозунгом кампании Трампа. Благодаря антимигрантским обещаниям и публичной поддержке со стороны Маска и Белого дома эти партии придут к власти в крупнейших странах Европы. И тогда европейское единство в деле помощи Украине и противодействия России исчезнет. В итоге Украина останется один-на-один с Россией, без перспектив вступления в Евросоюз и НАТО, тем более что Евросоюз и НАТО развалятся.
Масштаб мигрантофобии
Чтобы оценить, насколько серьезна эта опасность, посмотрим на социологию. Каждые два-три года по всей Европе проводится опрос ESS (European Social Survey), который включает и вопросы об отношении к мигрантам. Последний опрос ESS был проведен в 2023 году. О масштабе настроений против африканцев и азиатов свидетельствует доля респондентов, которые считают, что можно разрешить приехать и жить в их стране лишь немногим или ни одному иммигранту из иной этнической группы, чем большинство людей в стране. Эта доля превышает 50% в таких странах, как Венгрия (84,6%), Кипр (74,3%), Греция (73,9%), Чехия (72,6%), Словакия (67,7%), Польша (53,5%), Болгария (51,2%).
Что же касается крупнейших стран Западной Европы, то там эта доля хоть и меньше половины, но не ниже четверти: Германия — 29%, Великобритания — 25%, Франция — 28,2%, Италия — 44,5%, Испания — 28,8%, Нидерланды — 29,1%, Бельгия — 25,7%. Отметим также, что в Западной Европе высок процент мигрантов, и они, вероятно, не выступают против самих себя. Если же взять коренных жителей западноевропейских стран, то у них антимигрантские настроения, возможно, выше, чем фиксируют социологи в среднем по стране.
Можно ожидать, что под влиянием американского примера эти цифры вырастут. Впрочем, для этого есть и объективные основания. Прошли те времена, когда мигранты воспринимались в Западной Европе прежде всего как трудовые ресурсы, необходимые для экономического роста. Они все больше воспринимаются как лишняя статья бюджетных расходов (если живут на пособия государства), источник организованной преступности (этнические банды, наркоторговля и т.п.) и угроза национальной идентичности. Причем последний фактор уже выходит на первое место, ибо темпы рождаемости среди мигрантов из африканских и азиатских стран зачастую гораздо выше, чем у коренных европейцев.
Поэтому шансы тех партий, которые раздувают антимигрантскую истерию, имеют перспективы для роста. И этот рост может сильно ускориться благодаря политической и информационной помощи Вашингтона.
Как может ответить Европа
Было бы печально, если бы во всех европейских странах избиратели стояли перед дилеммой: или голосовать "в защиту мигрантов и Украины", или выступать "против мигрантов и Украины". К счастью, политическая карта Европы не двуцветна. Среди европейских политических сил есть и такие, которые против мигрантов, но за Украину и против России. Более того, они считают украинцев важной компонентой европейской идентичности, а россиян — чужеродной и враждебной силой. Важно также, что эти партии на глобальном уровне являются политическими союзниками американских республиканцев (вместе с ними входят в IDU — International Democrat Union, то есть Международный демократический союз).
И это точно не маргиналы. Достаточно назвать три политические силы: ХДС/ХСС (глава ХДС Фридрих Мерц рассчитывает стать канцлером Германии по итогам парламентских выборов 23 февраля), "Братья Италии" (лидер — глава правительства Джорджа Мелони), "Новый фламандский альянс" (лидер — премьер-министр Бельгии Барт де Вевер).
Поэтому нам нет смысла плакать на похоронах мультикультурализма. Умер — и умер. Нужно укреплять дружбу со всеми европейскими политическими силами, которые за нас и против России. И если эти партии используют антимигрантские лозунги и предлагают соответствующие программы, этому можно только радоваться. Значит, у этих партий будет больше шансов победить и не пустить во власть таких, как "Альтернатива для Германии", вопреки желаниям Трампа, Венса и Маска.