• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Да будет"!

Реклама на dsnews.ua

В этом году Турину везет на праздники. Но если зимняя Олимпиада в Турине — событие, о котором не знают разве что младенцы, то о 105-летнем юбилее FIAT, который будет отмечаться 11 июля 2006 г., наслышаны далеко не все. А ведь по своему историческому значению это событие будет помасштабнее, чем десяток-другой Олимпиад. 11 июля 1899 г. группа итальянских промышленников и представителей знати основала в городе Турине, промышленном сердце Италии, компанию, род деятельности которой исчерпывающе изложен в самом ее названии. Fabbrica Italiana Automobili Torino — "Итальянская автомобильная фабрика Турина", сокращенно FIAT. Сама аббревиатура тоже была наполнена вполне очевидным смыслом: латинское слово fiat можно перевести как "да будет". В данном случае название оказалось пророческим.

Детище "итальянских Кеннеди"

Среди отцов-основателей FIAT был человек, чье имя до сих пор неотделимо от истории компании. Джованни Аньели — дворянин, предприниматель, общественный деятель, пионер европейского автомобилестроения и родоначальник династии Аньели — "итальянских Кеннеди", был личностью поистине выдающейся даже по меркам эпохи, которая отнюдь не испытывала недостатка в выдающихся личностях. Аньели не принадлежал к высшей знати Италии, однако имел прочные связи в самых влиятельных кругах страны — и аристократических, и деловых. Что ему весьма пригодилось, когда Аньели решил конвертировать свое увлечение новомодными самодвижущимися повозками в проект по их производству. В 1902 г. он становится управляющим директором FIAT — и с тех пор практически до нынешних дней первое и последнее слово в компании принадлежало членам семьи Аньели.

С рождением "автомобильного первенца" в FIAT долго не тянули: он был выпущен в том же 1899 г. Обозначенная индексом 3,5 л.с. (до 1908 г. автомобили FIAT получали названия по мощности их двигателей) модель была не автомобилем, а скорее моторизованной каретой. Экипаж, внешне почти ничем не отличавшийся от конных повозок, был оснащен 2-цилиндровым двигателем объемом 663 куб. см и 2-ступенчатой коробкой передач. В роли ведущего выступало только одно, заднее правое колесо, к которому от двигателя шла цепная передача. Естественно, никакого заднего хода тоже не было предусмотрено.

Всего было выпущено три десятка таких автомобилей. Вряд ли кто-то в то время смог бы предсказать, что очень скоро именно FIAT впервые организует массовое автомобильное производство в Европе.

В течение двух лет FIAT выпустил еще четыре модели "мелкотиражных" автомобилей, производство которых осуществлялось на открытом в 1900 г. первом заводе компании со штатом в 150 рабочих. Но в том же 1900 г. появилась первая машина FIAT для спортивных состязаний. В самой первой автогонке "Тур Италии" целых девять "фиатов" — нет, не заняли призовые места, а просто добрались до финиша. Первую "настоящую" победу в 1902 г. на модели 24 л.с. одержал в состязании на преодоление холма Винченцо Лянчиа — еще один легендарный итальянец, чье имя неразрывно связано с FIAT. Сам Джованни Аньели тоже не остался в стороне от первых спортивных свершений "Фиата" — во втором ралли "Тур Италии" он установил рекорд на модели FIAT 8 л.с. Начиная с 1902 г., компания систематически участвовала в большинстве крупных автосостязаний того времени — от кольцевых гонок до трансконтинентальных автопробегов.

Всего и побольше
Реклама на dsnews.ua

Еще на этапе становления FIAT Джованни Аньели посетил США, где ознакомился с принципом работы фордовского конвейера. Впечатлившись увиденным, он первым в Европе внедрил конвейерное производство на "Фиате". Модель "Зеро", собранная по конвейерному принципу, была уже полноценным серийным автомобилем. Однако первая по-настоящему массовая модель FIAT появилась только после Первой мировой войны, в 1919 г. Ею стал FIAT 501, мощностью в 24 "лошади". Примечательно, что именно эта машина открыла историю автомобильного экспорта "Фиата". В 1922 г. начались поставки 501 модели в Германию, где она пользовалась немалым успехом — а ведь у немцев было более чем достаточно своих отличных автомобилей. Кроме того, было организовано производство на первом дочернем предприятии в Испании. Так родилась здравствующая и поныне (правда, под крылом уже не FIAT, а "Фольксваген") компания SEAT. Всего было выпущено 45 тыс. 501-х "фиатов", производство продолжалось до 1926 г.

Второе десятилетие ХХ в. — период бурной экспансии FIAT. Причем экспансии по всем направлениям — географическому, инженерно-техническому и коммерческому. FIAT открыл свои представительства в большинстве европейских стран — в том числе и в царской России. С 1908 г. в США работало подразделение компании Fiat Automobile Co., которое производило "фиаты" по лицензии. "Итальянцы" успешно конкурировали с другими "автонациональностями" Старого и Нового Света, не в последнюю очередь — благодаря техническим инновациям. Именно на "фиатах" впервые в мире были применены такие конструктивные новшества, как электроаккумулятор и карданная передача.

В этот же период FIAT под руководством Аньели начинает "оккупировать" другие промышленные сферы: как связанные с автомобилями, так и далекие от автопроизводства. Производство стали, железные дороги, электрооборудование, общественный транспорт, нефтепродукты — бизнес-империя FIAT пробивалась во все ниши. Эта "всеядность" станет еще одной характерной визитной карточкой FIAT и династии Аньели: они в буквальном смысле владели заводами, газетами, и если не пароходами, то футбольными клубами, вроде знаменитого "Ювентуса".

Период правления Муссолини ознаменовался "откатом" FIAT с заграничных рынков на "домашние бизнес-пастбища". Естественно, положительного в этом было немного. С приближением Второй мировой производству "штатских" легковушек уделялось все меньше внимания, а с ее началом FIAT практически полностью перешел на производство военной техники. Но именно в предвоенный период появился прокт одного из самых знаменитых фиатовских автомобилей — малыша FIAT 500, известного также под именем Topolino. Он предлагался по очень невысокой цене и пользовался огромным спросом — его можно по праву назвать итальянским "народным автомобилем" и предтечей компактных городских машин современных дней. Машинка продержалась на конвейерах FIAT (с перерывом на войну) 18 лет, пережив несколько модернизаций.

Ну а для жителей постсоветского пространства самым значимым, без сомнения, является FIAT 124. Лучшая европейская модель 1966 г., и она же — всем нам известная "копейка" — ВАЗ 2101, первая модель Волжского автомобильного завода. Завода, построенного по проекту FIAT.

Конечно же, неправильно будет утверждать, что без итальянцев в СССР не было бы автомобильного производства. Их заслуга в другом: благодаря сотрудничеству с FIAT в стране появился мощный автозавод, обеспечивающий массовый (до 660 тыс. в год) выпуск легковой модели, которая по своим характеристикам соответствовала лучшим мировым аналогам в классе. Компактный 5-местный седан FIAT 124 разгонялся до 140 км/час, отличался лаконичной эстетикой внешнего дизайна, общей продуманностью и надежностью конструкции. Правда, "в советском подданстве" автомобиль еще до начала выпуска претерпел конструктивные изменения. Что итальянцу здорово, то русскому не очень: пришлось усиливать конструкцию кузова (это повысило прочность, но в то же время увеличило массу автомобиля), ставить более надежные барабанные тормоза, переделывать двигатель. Первая очередь ВАЗа была запущена в 1971 г., а на полный проектный темп завод вышел только в 1974-м. Вот они, гримасы планового хозяйства: именно в 1974 г. выпуск FIAT 124 в Италии был прекращен. Ну а в наших краях машины на итальянской платформе 40-летней давности, похоже, будут выпускаться вечно. Дешевизна, доступность и простота в обслуживании — эти качества "вазовской классики" по-прежнему определяют ее рыночную привлекательность для постсоветских стран.

"Адвокат" и плейбой

Именно в год рождения "советского" FIAT 124 председателем совета директоров компании стал Джованни Аньели-младший, внук основателя компании (чтобы отличать его от деда, Аньели-внука часто называли уменьшительным именем Джанни). Ему суждено было стать одной из самых ярких личностей европейского делового мира 1950-90х гг.

Наследник промышленной империи FIAT Джанни Аньели родился 21 марта 1921 г. и рос в условиях, которые полностью соответствовали высокому социальному статусу его семьи. Очень большое влияние на Джанни Аньели оказал его дед, который в лучших итальянских традициях готовил внука к будущему управлению компанией (отец Джанни погиб в авиакатастрофе, когда ему было 14 лет). Но это вовсе не означало, что паренек должен был с малолетства засесть за чертежи и бухгалтерские документы. Как и его дед, Джанни Аньели отдал дань военной карьере — окончил кавалерийскую школу. Когда разразилась война, он отверг предложение деда занять "безопасное" место в компании и отправился на фронт в составе танкового подразделения. Причем в самые горячие места — на русский фронт, а затем в Африку. Но при этом Джанни Аньели вовсе не был убежденным сторонником нацизма — он просто следовал политике своей страны. Когда Муссолини был свергнут, и Италия перешла на сторону антигитлеровской коалиции, Аньели успел повоевать и против немцев. А заодно и получить в 1943 г. юридическое образование в Туринском университете. Юристом Джанни Аньели никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда прилипло звонкое, почти мафиозное прозвище lavvocato — адвокат.

Не имея заслуг на юридическом поприще, Джанни Аньели прославился в совершенно другой сфере. В 1950-е за ним прочно закрепилась репутация одного из самых знаменитых плейбоев мира. Богатый, элегантный, обладающий хорошим чувством юмора, Аньели покорял всех — и представителей деловой и финансовой элиты, и светских репортеров, и миллионы молодых парней по всей Италии, которые видели в нем кумира и образец для подражания. Его личный стиль стал стилем целого поколения. Постоянный загар, рубашки "Брукс Бразерс" с расстегнутыми пуговицами воротничка, затянутый узел галстука, сочетание темных рубашек со светлыми галстуками в "гангстерском стиле" — все эти модные "штучки" с подачи Аньели сразу же становились образцом для подражания. Он не следовал моде, но создавал ее сам. Джанни Аньели мог прийти на деловую встречу в старомодных замшевых ботинках с развязанными шнурками, или надеть часы поверх манжеты рубашки — и общество отдавало дань его мужской элегантности. В том числе — и самые роскошные светские львицы того времени.

О романтических приключениях Аньели до сих пор ходят легенды. В 1953 г. он женился на принцессе Марелле Караччиоло ди Кастането, но это вовсе не помешало ему проводить время в компании самых известных красоток того времени — Аниты Экберг, Памелы Харриман, Риты Хейворт и даже вдовы президента США Джеки Кеннеди-Онассис. Говорят, что по этому поводу Джанни както сказал: "Можно быть очень верным, но очень плохим мужем, а можно — неверным, но очень хорошим мужем". Но именно женщины стали причиной того, что Джанни Аньели, в конце концов, "остепенился": по слухам, он удирал на автомобиле от своей любовницы Памелы Харриман, которая застала его в постели с другой женщиной, и попал в тяжелую аварию. Впрочем, в этой истории наверняка много выдумок: рассказывают, что Джанни Аньели разбился на своей роскошной "феррари", хотя документально подтверждено, что он попал в аварию на скромном универсале "фиат", и никакого бегства от любовницы не было и в помине.

Как бы там ни было, но в 1966 г. Джанни Аньели стал первым лицом в FIAT, и оставался на этой должности три десятилетия. Именно под его руководством концерн FIAT консолидировал под своим управлением практически все ведущие автомобильные бренды Италии, а также немалую часть других активов — в том числе две ведущие газеты страны, "Курьере делла Сера" и "Ла Стампа". Аньели умудрялся поддерживать хорошие отношения с самыми богатыми людьми Европы, и в то же время находить общий язык с коммунистами, профсоюзами Италии и даже (по слухам) — с мафиозными кругами. "Что хорошо для FIAT, то хорошо для Италии", — считал он. Смерть Джанни Аньели от рака в 2003 г. (к тому времени он отошел от руководства) фактически завершила этап правления династии Аньели. Как раз в то время FIAT находился на грани банкротства, и аналитики пророчили ему и компаниям, которые входили в концерн, грустную судьбу.

К счастью, эти прогнозы не оправдались. Концерн FIAT, по результатам 2005 г., начинает потихоньку выбираться из кризиса. И можно ожидать, что празднование 105-летия компании пройдет в оптимистическом ключе.

    Реклама на dsnews.ua