• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Как Киев олимпиаду принимал

Реклама на dsnews.ua
Благодаря пожертвованиям доброхотов крупнейшее спортивное состязание империи вышло за рамки нищенского бюджета.

Благодаря пожертвованиям доброхотов крупнейшее спортивное состязание империи вышло за рамки нищенского бюджета.

В историю отечественного спорта I Всероссийская олимпиада в Киеве 1913 г. вошла как важнейший дореволюционный спортивный форум. Ее проведение знаменовало собой начало более-менее организованной подготовки спортсменов, которые могли бы достойно представить страну на Олимпийских играх. В эту подготовку входили не только селекция и тренировки, но и создание надлежащей материальной базы.

"Шведская Цусима"

Надо сказать, что на заре олимпийского движения государственная поддержка спорта в Российской империи была мизерной. Из-за отсутствия финансирования Россия вообще не была представлена на первых Олимпиадах. И только к IV Олимпийским играм в Лондоне дело сдвинулось с мертвой точки. Там присут­ствовала команда России из шести человек (правда, средства на ее отправку были собраны в основном из добровольных пожертвований энтузиастов). Как бы там ни было, дебют оказался достойным. Россияне привезли из Лондона одну золотую (служащий Петербургской казенной палаты Николай Панин-Коломенкин стал победителем в фигурном катании, которое входило тогда в программу летних Игр) и две серебряные медали. Каждый второй — медалист!

После этого имперские власти, хоть и с большим скрипом, взялись за олимпийские дела. В 1911-м был создан Российский олимпийский комитет, который взял курс на следующие Игры в Стокгольме. В столицу Швеции отправилась весьма представительная российская делегация — 169 спортсменов. Но, как это нередко бывает в любительском спорте, достижения оказались обратно пропорциональны вложенным средствам. Чиновники, занимавшиеся подготовкой команды, вели ее равнодушно, формально, не обеспечили участие лучших спортсменов. В итоге достижения России на Олимпиаде-1912 оказались более чем скромными: две серебряные и две бронзовые медали, а в общем зачете — 15-16 места пополам с австрийцами (из 28 стран-участниц). Этот конфуз сравнивали с морским поражением при Цусиме. Стало ясно, что нашим атлетам недостает турнирного опыта.

Было решено проводить ежегодные Всероссийские олимпиады — так сказать, для подготовки олимпийского резерва. Местом проведения первой из них выбрали Киев. Не в последнюю очередь благодаря тому, что здесь имелся большой по тем временам стадион.

Рентабельный хутор

Реклама на dsnews.ua

Западные города в начале прошлого века уже располагали солидными спортивными аренами. К примеру, в Лондоне к Играм 1908 г. отгрохали стадион с трибунами на 70 тыс. зрителей; в Стокгольме уже применялись информационные табло. А в России стадионов просто не было (если не считать ипподромов). Первое такое сооружение в Киеве было создано на Лукьяновке.

Во второй половине XIX в. Лукьяновка считалась захудалой окраиной. Земля здесь была дешевой, частным владельцам принадлежали обширные, почти не застроенные хутора. Один из них принадлежал бывшему полицейскому Филиппу Ясногурскому и занимал добрых 15 гектаров между нынешними улицами Артема и Глыбочицкой. На этом пространстве встречались лишь небольшие деревянные домишки, но совокупная собственность обеспечивала имущественный ценз, открывавший Филиппу Норбертовичу дорогу в городскую думу.

Ясногурский стал одним из представителей лукьяновцев в киевской мэрии. Надо сказать, что он нашел способ угодить обывателям, организовав в начале ХХ в. прокладку через свою усадьбу нескольких улиц. Одна из них — Монастырская — получила название от соседнего Покровского монастыря (теперь улица Пимоненко), другая — Дикая — носила имя прежнего лукьяновского хуторовладельца Иосифа Дикого (Диковского), ныне она именуется Студенческой. Филипп Норбертович не упустил случая увековечить и собственное имя. Перпендикулярно улице Дикой пролегли Филипповская улица (теперь Василия Дончука) и Филипповский переулок (доныне сохранивший прежнее название). Новые трассы значительно сократили для сотен лукьяновцев дорогу на Подол. Впрочем, и Ясногурский не остался внакладе. Помимо голосов избирателей на выборах в думу, он получил возможность выгодно распродать часть своей усадьбы вдоль новых улиц. Однако на дальнюю часть хутора покупателей не нашлось. Зимой владелец заливал здесь каток, куда пускали всех желающих за копеечную плату. А в 1912-м он охотно отдал в этой части своего имения две десятины в аренду группе любителей спорта, составившей "товарищество на паях". Они объявили о своем намерении соорудить на хуторе Ясногурского спортивное поле — то есть настоящий стадион по образцу парижского "Парк де Пренс". Изначально инициаторы говорили о трибунах на 10 тыс. зрителей, но реальность оказалась скромнее: вместимость арены не превышала 5 тыс. человек (2750 сидячих мест и примерно 2000 стоячих). Этот стадион оказался одним из первых в империи. Открыли его в августе того же 1912 г. Увы, до нашего времени он не сохранился — сгорел в годы Первой мировой войны. Потом на его месте устроили обувную фабрику, а теперь здесь обосновался бизнес-центр.

С выставки — на турнир

Итак, в августе (по новому стилю — в начале сентября) 1913-го отечественные олимпийцы собрались в Киеве. Для участия во Всероссийской олимпиаде зарегистрировались 639 участ­ников, включая киевлян. Гости приехали из Петербурга и Москвы, Риги и Одессы, Курска и Самары. Официальная программа игр была рассчитана на пять дней, затем еще на неделю предполагались сопутствующие турниры.

Олимпиаде покровительствовали Россий­ский олимпийский комитет и лично кузен Николая II, 22-летний Великий князь Дмитрий Павлович (тот самый, который через три года участвовал в убиении Григория Распутина). Но груз практических проблем лежал на плечах местного оргкомитета, куда входили преимущественно врачи и военные. Руководителем комитета был преподаватель гимнастики и энтузиаст спорта, доктор Александр Анохин. Почетным вице-председателем состоял городской голова Ипполит Дьяков. Помимо переговоров с участниками и решения всех технических вопросов, комитет должен был обеспечить материальную сторону. Первоначальный бюджет олимпиады составил 10 тыс. рублей, но оказалось, что этого крайне мало. Выручили частные пожерт­вования и поддержка спортивных обществ. В итоге удалось своевременно решить вопросы с размещением приезжих и турнирными площадками.

Центром состязаний стал, естественно, первый и единственный стадион. В течение нескольких недель вокруг "Спортивного поля", арендованного комитетом, были устроены новые деревянные трибуны: главная крытая трибуна с ложами; полуоткрытая — 12 рядов скамей; открытая — 17 рядов. Программа Всероссийской олимпиады предусматривала на этом стадионе соревнования легкоатлетов и тяжелоатлетов, борцов, гимнастов, футболистов. Турниры по плаванию, прыжкам в воду, гребле, парусному спорту проводились на территории яхтклуба, где соорудили для прыжков специальную "башню". Конники состязались на Печерском ипподроме, расположенном тогда на улице Суворова. Стрелки — на военном стрельбище в районе Сырца. Фехтовальщики — в так называемом скетинг-ринге, спортивно-увеселительном заведении типа манежа, которое размещалось позади зданий по нынешней улице Архитектора Городецкого, 4 и 6. Наконец, сверх программы были намечены соревнования по теннису (тогда говорили "лаун-теннис"), для них готовили корты на территории Всероссийской выставки.

Вход на олимпийские состязания стоил недешево. Ложа на "Спортивном поле" обходилась в 10 руб., билет на трибуну — от 75 коп. до 5 руб., стоячее место можно было получить за полтинник. Но в зрителях недостатка не было. Как раз во время проведения I Всероссийской олимпиады Киев оказался в центре внимания всей империи: в городе на Днепре проходила Всероссийская выставка 1913 г. Так что с утра перед открытием состязаний любители спорта запру­дили улочки Дикую и Монастырскую (по просьбе оргкомитета олимпиады город­ские власти позаботились об их замощении). Церемония началась в полдень, как только в ложе для почетных гостей появился Великий князь Дмитрий Павлович. Несколько сотен участников продефилировали торжественным парадом. Впереди шел поручик Раев­ский с национальным флагом — тем самым, который побывал в Стокгольме с русской олимпийской сборной. Спортсмены шли группами по видам спорта. Командовал парадом полковник Мордовин, начальник Петербургской гимнастическо-фехтовальной школы — едва ли не лучшего спортивно-учебного заведения империи. Кстати, именно благодаря этой школе в Киев были доставлены все необходимые гимнастические снаряды, установленные посреди арены "Спортивного поля". После молебна, отслуженного причтом близстоящей Вознесен­ской церкви, Великий князь объявил олимпиаду открытой. Особенно ликовали киевские школьники: их в этот знаменательный день освободили от занятий.

Награды от первых лиц

Зрительская плата покрывала издержки организаторов, но была еще одна статья расходов. Ведь победителям следовало вручить ценные призы. Впрочем, комитету это не стоило ни копейки. Практически каждая из двух десятков наград, разыгранных на I Всероссийской олимпиаде, оказалась "именной". Призы предоставили различные меценаты. Среди них были и городские власти Киева, и персонально городской голова Дьяков, и высокопоставленные местные деятели, и даже редакция киевской "желтой" газеты "Южная копейка". Четыре приза носили имя покровителя состязаний — Великого князя Дмитрия Павловича. Команд­ный победитель легкоатлетического турнира — Санкт-Петербургский кружок любителей спорта — удостоился награды, учрежденной самим царем Николаем II.

Турнирные итоги, по российским меркам, были неплохими, хотя, как правило, отставали от мировых достижений. Пали сразу несколько национальных рекордов. Об уровне результатов можно судить по нескольким цифрам. Московский спринтер Архипов, выигравший стометровку, пробежал ее за 11,4 секунды. Тяжелоатлет Краузе из Риги поставил всероссийский рекорд в толчке — 230 фунтов (меньше центнера, но одной рукой; кстати, в те времена штангистов не разделяли на весовые категории). Легкоатлет Гантварг из Петербурга прыгнул в высоту на 1 м 45 см и тоже улучшил национальное достижение — не столь уж высокое, даже с учетом того, что прыгали не с разбега, а с места. А шестовик Бааш из Москвы не сумел улучшить собственный рекорд страны (3 м 53 см), ограничившись результатом 3 м 40 см. Сегодня девиз "Быстрее, выше, сильнее" сопровождается куда лучшими результатами.

Киевляне тоже достойно выступили на олимпиаде, завоевав несколько призов. Особенным успехом пользовались местные спортсменки — несколько бойких дамочек, выступивших сразу во многих видах спорта. Их результаты сейчас вызывают улыбку. Победительницы в стометровке Попова и Раткова показали соответственно 13,1 и 13,4 секунды. Самое смешное, что обе они... улучшили рекорд мира для женщин. Думается, что многие киевлянки из тех, кто регулярно делает зарядку, были бы тогда мировыми рекордсменками.

По окончании киевского турнира все признали его важность для роста спортивных достижений в России. Решено было проводить Всероссийские олимпиады ежегодно. Следующие состязания приняла Рига. А третья олимпиада, намечавшаяся на 1915-й в Петербурге, не состоялась: помешала мировая война. Тем не менее, олимпийские традиции киевлян, убедительно заложенные в далеком 1913-м, не остались достоянием прошлого. Свидетельство тому — Олимпиады нынешнего времени, где наши земляки систематически входят в число медалистов.  

    Реклама на dsnews.ua