Творческие созидатели
Грузинским предпринимателям удается легко осваивать украинское бизнес-пространство. Ведь многие проблемы им хорошо знакомы, а прирожденная коммуникабельность открывает перед ними любые двери.
Сотрудники ИА "МедиаПорт" знают: под горячую руку своему начальнику лучше не попадаться. "Окно в кабинет", — так объяснили в приемной начальника функции обычного окна, за которым сверкали молнии и лил дождь. Впрочем, зная вспыльчивый нрав своего руководителя, его подчиненные давно обзавелись хорошей приметой: если во дворе офиса стоит черный мотоцикл Yamaha Midnightstar — значит шеф в прекрасном расположении духа.
"У меня отличный мотоцикл, таких в Украине всего три. Когда настроение хорошее — приезжаю на нем на работу", — говорит Зураб Аласания, учредитель ИА "МедиаПорт".
И соглашается, что характер у него вспыльчивый, но за извинениями он никогда не постоит. Да и другим свой коллектив никогда в обиду не дает. Возможно, поэтому два с половиной года назад, когда г-н Аласания расставался со своим партнером по бизнесу, с ним ушел весь коллектив.
Бизнесмены маленькой страны
Грузинских предпринимателей в Украине почти нет, бизнес в нашей стране ведут в основном те, кто приехал сюда еще во времена СССР, все они уже давно обладатели украинских паспортов, и иностранцами себя не считают. Незначительную занятость своих соотечественников в бизнесе грузинские предприниматели объясняют ментальностью. "Исторически грузины — либо воины, либо заняты на полевых работах, например, в выращивании винограда, — поясняет Арчил Гурешидзе, финансовый директор, один из учредителей ООО "Норма". — У грузин нет коммерческой жилки, предпринимательством у нас на родине обычно занимались евреи или армяне, а мы уже немного научились у них". Если проследить дорогу к открытию собственного дела у представителей Грузии, то действительно можно отметить: первоначальной цели стать бизнесменом почти ни у кого не было. И жизненный опыт Зураба Аласании — хорошее тому подтверждение: он бросил аспирантуру в техническом вузе и стал рисовать картины, а потом внезапно уехал в Европу. "Когда уезжал, у меня в кармане было $800, через год вернулся ровно с такой же суммой, — вспоминает Зураб Аласания. — Но я многое увидел, колеся по странам и меняя множество профессий". Полученный опыт был использован в организации бизнеса в Украине, и сегодня у г-на Аласании — собственные информационное агентство и продакшн-студия. "В бизнесе мы всегда на шаг впереди от своих собственных трат, — говорит Зураб Аласания. — В сфере продакшн конкуренция в Харькове невысока, но, с другой стороны, невысок и уровень качества. Никаких прорывов здесь нет, поэтому порой сложно вывести компанию из провинциального мышления".
Кулинарный талант
Арчил Гурешидзе также планировал связать свою деятельность с преподаванием в Харьковском институте общественного питания, но когда украинские друзья позвали в бизнес, без раздумий отказался от научной деятельности. Правда, идея создать свой бизнес родилась спонтанно, за чашкой кофе. "Мы посидели, подумали, пофантазировали и открыли свой магазин, — вспоминает Арчил Гурешидзе. — У нас продукты стоили дороже, но по весу мы отпускали больше. Сначала знакомые нас отговаривали, а покупатели очень агрессивно встретили, им сложно было понять, как построена наша система. Тогда казалось, пусть их лучше обвесят и обсчитают, зато цифра, указанная на ценнике, будет небольшой. Доходило до того, что они по несколько раз перевзвешивали товар и не могли поверить, что, заплатив, скажем, за 1 кг, по весу получали больше".
Свой первый магазин назвали "Норма". Кстати, несмотря на витрину, украшенную портретами Мэрилин Монро, к актрисе название не имеет никакого отношения. На самом деле "Норма" — это сокращение от полного названия "Нормальный респектабельный магазин", а вот портреты легендарной блондинки здесь висят просто для красоты. Внутренние правила магазина таковы, что, купив там, к примеру, банку икры, ее всегда можно вернуть, даже если она уже открыта, и получить свои деньги обратно. На вопрос корреспондента "ВД", что же дальше происходит с возвращенной открытой банкой икры, Гурешидзе отшутился: "Сами ее едим". И добавил, что такой бизнес, как ни странно, прибылен. Ведь продукты стоят почти в полтора раза дороже, чем в обычных маркетах, а возвратов практически нет. Магазин быстро оброс своей клиентурой, правда, состоит она в основном из владельцев дорогих авто. Но таких клиентов в Харькове предостаточно — за последние несколько лет грузинский предприниматель на пару со своими партнерами открыл еще два респектабельных магазина. Хотя, поговаривают, что не последнюю роль тут сыграли и другие учредители ООО "Норма", партнеры по бизнесу Арчила Гурешидзе, довольно влиятельные люди в Харькове.
Впрочем, украинско-грузинское партнерство не всегда бывает успешным. Один из грузинских бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, поделился неудачным опытом в этой сфере. Несколько лет назад он открыл свой ресторан в Харькове вместе с местным партнером, однако последний, воспользовавшись своими хорошими связями в чиновничьей среде, вытеснил доверчивого предпринимателя из бизнеса. "Не справился с патримониальными связями, с кем не бывает", — прокомментировали ситуацию его соотечественники. Правда, данный урок все же пошел на пользу: теперь грузинский бизнесмен открыл ресторан в другом городе, но на этот раз свое дело не стал ни с кем делить. Пока его ресторан процветает.
"Знание ситуации не всегда спасает, надо не только знать ситуацию, а еще и уметь играть в игры и принимать в них участие", — философски замечает Зураб Аласания.
Мудрый подход
В ведении бизнеса в Украине грузины не почерпнули для себя ничего нового. Им сложно выделить какие-то необычные правила. "Здесь нет никаких отличий от стран постсоветского пространства, тот же набор: "блат", "крыша", "откат", "доля" — все это здесь работает, — объясняет г-н Аласания. — Разве что по сравнению с Грузией не так сильно довлеет рука государства, но в Украине ее заменяют либо бандиты, либо силовики. В частности, в Харькове милиция играет ту роль, которую в других городах выполняют бандиты, то есть "крышует" бизнес. Но сложнее всего работать с чиновниками. Мне кажется, что именно они господствуют в Украине, постоянно увеличивая свою долю в бизнесе".
Георгий Сигуа, глава представительства Торговой палаты Грузии в Украине, говорит о том, что иностранной компании не просто пробиться на украинский рынок: все попытки проникновения элементарно блокируются (см. блиц-интервью).
Однако грузины, деятельность которых непосредственно связана с бизнесом, считают, что дело тут вовсе не в непроходимости украинского рынка, а в элементарной неподготовленности выхода на него.
"Либо менеджер был плох, либо стратегия предусматривала не выходить на украинский рынок любой ценой, — комментирует Зураб Аласания историю о том, как одна из строительных компаний была вынуждена оставить украинский рынок, так и не начав работу. —
Я не говорю, что это идеальная ситуация, когда быстро дал взятку и быстро получил желаемое, но надо все решать на уровне стратегии. Если стратегия компании такова, что она расширяется на весь мир и готова играть по правилам той страны, в которой собирается осваивать рынок, то это будет успешный бизнес. Такова реальность. Вы думаете, что крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания пришла в Харьков, лишь нежно постучав пальчиком в дверь? Мягко говоря, их вхождение на рынок было приспособлено к местным условиям".
Не строя иллюзий насчет того, как в Украине решаются бизнес-вопросы, грузинские предприниматели оптимистично оценивают условия конкуренции на нем. По их мнению, в каждой сфере предостаточно свободных ниш, а потому в ближайшее время тут могут появиться бизнесмены, которые занимаются не только открытием ресторанов, продажей грузинского вина или продуктов питания. На их взгляд, наиболее слаборазвитым является рынок сервисных услуг, но все же грузинские предприниматели считают, что лучше всего в Украине начинать с небольшого производства, которое желательно диверсифицировать. "Даже имея $2-3 тыс. в виде стартового капитала, тут можно начать свой бизнес и стать успешным, — говорит Зураб Аласания. — Ведь пока производство маленькое, его не будут трогать. А когда бизнес вырастет, к нему обязательно придут "серьезные люди", но к этому времени надо быть готовым защищаться". Нужен ли для этого местный партнер? Здесь предприниматели исходят из собственного опыта. Зураб Аласания считает, что для успеха партнер вовсе не обязателен.
А вот Арчила Гурешидзе этот вопрос слегка удивил: "Ну как не нужен?! Конечно, нужен! Попробуй приехать в новую страну и начать что-нибудь самостоятельно! Ты ведь не знаешь ни рынка, ни людей, ничего!"
Впрочем, несмотря на хорошее понимание сложностей ведения бизнеса в нашей стране, грузинским бизнесменам здесь нравится. Конечно, они скучают по своей родине, для них много значит грузинская культура. Арчил Гурешидзе даже кабинет свой украсил гобеленами ручной работы и картинами грузинских художников, а на стену повесил карту Грузии. Но сетуют они все же чаще вовсе не на плохие условия для бизнеса, а на недостаточное количество грузинских ресторанов и качество сервиса, сложно им здесь найти и настоящее грузинское вино. Возможно, поэтому грузинские бизнесмены в Украине так много внимания уделяют социальным проблемам. Арчил Гурешидзе помогает своим знакомым грузинским художникам, участвует в различных мероприятиях, посвященных грузинской культуре, а Зураб Аласания даже создал общественно-полезный форум, где можно задать вопросы харьковской власти, найти эксклюзивный кулинарный рецепт, узнать отзывы о ресторанах и почерпнуть информацию для путешествий. Впрочем, такие вложения в социальную сферу грузинские предприниматели объясняют все той же привязанностью к нашей стране. Ведь Украина, говорят грузинские предприниматели, давно стала для них родным домом, в котором и стены помогают.