• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Читает новости и… верит

Реклама на dsnews.ua
В начале 1990-х он открыл швейные цеха. События 1998-го пережил, работая в банке. Банкротство банка "Україна" научило его общению с людьми в кризисной

В начале 1990-х он открыл швейные цеха. События 1998-го пережил, работая в банке. Банкротство банка "Україна" научило его общению с людьми в кризисной обстановке.

АНФАС

Ростислав Павличенко, председатель правления Еврогазбанка, полагает, что любое решение нужно принимать так, как это делают самураи. Японские воины убеждены: самое правильное решение — то, что приходит в течение семи-десяти вдохов-выдохов. "Если будешь со всеми обсуждать каждый шаг — никогда ничего не решишь", — уверен Ростислав.

Кабинет Ростислава Павличенко, председателя правления Еврогазбанка, особо не отличается от кабинетов других банкиров: дорогая мебель, картины… Только вот икона размещена не как принято — в красном углу, а висит прямехонько над сейфом. "Образ деньги от кризиса охраняет?" — интересуемся у нашего собеседника. Но юмора журналистов г-н Павличенко не разделяет: "Я — человек верующий. Вера, наверное, — одна из составляющих моего успеха.

У каждого человека есть ангел-хранитель, который помогает ему в жизни". Ростислав утверждает: нет ничего невозможного. Если действительно хочешь заработать, то обязательно заработаешь — не сегодня, так завтра. На Божью благодать стоит уповать в делах, касающихся семьи и здоровья. А вот с финансовыми кризисами нужно бороться самостоятельно, не полагаясь на помощь высших сил.

"В каждом коллективе есть люди, которые во время кризиса впадают в панику, ноют: "Что с нами будет?" А ничего с нами не будет! Просто надо бороться. Кто стартовал в начале 1990-х, тот знает, что украинский бизнес — это постоянные кризисы. Это норма нашей жизни. Поэтому главное — не опускать руки. Ну а паникеров лучше уволить, чтобы не дестабилизировали ситуацию в коллективе", — поясняет Ростислав.

Как и многим коллегам, Ростиславу Павличенко пришлось пересмотреть планы по развитию бизнеса. Но наш собеседник не унывает: "На самом деле мы подготовились к этой ситуации. Кризис — это цунами, кого-то больше зацепит, кого-то — меньше. Нас — в меньшей степени, потому что мы не розничный банк. Банк построен по принципу "каждого клиента знаем в лицо". В условиях кризиса это наша и подстраховка, и преимущество", — уверен г-н Павличенко.

Реклама на dsnews.ua

Банкир хорошо помнит события 1998-го. Тогда, собрав все свои нехитрые пожитки, Ростислав Павличенко подался в Москву — поступать в аспирантуру при Институте мировой экономики и международных отношений при Российской академии наук. На тот момент у собеседника "ВД" за плечами уже были Полтавский кооперативный институт и четыре года работы в банковской сфере, не было профильного экономического образования.

Предприниматель по духу, Ростислав Павличенко вспоминает, что свое первое учебное заведение выбрал по принципу "торговля — это модно". А первый опыт в бизнесе был кооператорским — с младшим братом они открыли в Полтаве швейные цеха. "Шили все, в том числе кожаные куртки и кашемировые пальто, — вспоминает собеседник "ВД". — Мы с братом подсчитали, что для старта не нужны крупные первичные вложения. Ведь швейные машинки стоили намного дешевле производственных станков".

Бизнес развивался неплохо, но, как признается сам банкир, уже тогда его тянуло в финансовую сферу. Но когда в 1994-м он все же устроился на работу экономистом в Полтава-Банк, от частного бизнеса отказываться не стал. О работе в обанкротившемся банке "Україна" вспоминает как о сложном, но ценном опыте: "Тогда я перенес колоссальную моральную нагрузку (в банке Ростислав Павличенко возглавлял ОПЕРО полтавской дирекции — прим. "ВД"). Мне каждое утро приходилось общаться с вкладчиками, объяснять им ситуацию. Они, естественно, воспринимали меня негативно. Но умение общаться с людьми — это один из козырей хорошего управленца".

Проработав после "України" некоторое время в Мегабанке, Ростислав принял важное для себя решение: пора создавать собственный банк. Не прошло и трех лет как собеседник "ВД" реализовал задуманное: стал миноритарным акционером Еврогазбанка. И по совместительству — председателем правления этой же структуры.

"Мне всегда хотелось руководить, — без тени смущения говорит собеседник "ВД". — Причем неважно, кем управлять — рабочими на швейном производстве или же банковскими служащими. Люди везде одинаковы. Конечно, есть определенная специфика: в финансовой сфере люди априори более образованные и интеллектуальные. Но межличностные отношения все равно очень схожи".

Ценный работник для Павличенко — тот, кто профессионален и порядочен. Его стиль управления — демократия с легким оттенком авторитаризма. "Руководитель порой должен принимать жесткие и даже очень жест­кие решения. Если будешь со всеми обсуждать решение — никогда его не примешь. Как говорят самураи: самое правильное решение то, которое ты принимаешь в течение семи-десяти вдохов-выдохов", — говорит Ростислав.

Но восточная философия с недавних пор у него не в фаворе. "Книги — это мысли других людей, они нужны на стадии созревания". Теперь Ростислав Павличенко читает новости. Постоянно. И, словно мантру, по­вторяет себе одно и то же: скоро новости будут хорошими.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Ваше нынешнее положение — случайность или закономерность?

— Закономерность. Когда строите дом, вы знаете, как он будет выглядеть, и делаете все, чтобы его построить. Я примерно по такому же принципу строил карьеру. Не могу сказать, что я — карьерист. Скорее, бизнесмен.

Наиболее рискованный поступок?

— В 1998 году я уехал в Москву поступать в аспирантуру. Собрал все свои сбережения и заплатил за учебу. По мнению знакомых, в кризис я должен был истратить деньги оптимально. Но я вложил их в свое образование.

Наиболее непопулярное решение?

— В 1998 году пришлось сокращать людей, урезать зарплаты. Это непопулярные меры, но они были необходимы.

Была ли в вашей жизни встреча, повлиявшая на вас и вашу карьеру?

— Любую встречу с более опытными людьми я отношу к разряду таких, которые влияют на меня.

Знаете ли вы, что говорят о вас подчиненные, интересуетесь ли их мнением о вас как о профессионале?

— Знаю, что говорят, но специально не интересуюсь. Подчиненный в любом случае не может меня судить, хотя бы потому, что он не знает всех обстоятельств принятия решения. Когда он будет на моем месте и будет владеть всей информацией, тогда он может оценивать меня.

Достигли ли вы "потолка" в своей карьере? Какая следующая ступенька для роста?

— Нет, не достиг. Хочу вывести банк на такой уровень, чтобы он был узнаваем в СНГ и Европе. Возвращаться в предпринимательство не планирую. На определенном этапе развития это дало опыт.

Есть ли в вашей жизни пример для подражания?

— Нет, не люблю копировать. Конечно, закрыться в крепости и оперировать только своим мнением — это не выход. Надо учитывать и чужую точку зрения. Но и подражать, как обезьяна, нельзя.
    Реклама на dsnews.ua