• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

ЛОВЕЦ ПОЗИТИВА

Реклама на dsnews.ua
Универсального рецепта успеха нет. Зато есть поучительные примеры преодоления трудностей, как, например, у основателя бизнес-империи Virgin Ричарда Бр

Универсального рецепта успеха нет. Зато есть поучительные примеры преодоления трудностей, как, например, у основателя бизнес-империи Virgin Ричарда Брэнсона.

Профессиональные психологи часто пишут в своих книжках о материальности наших мыслей и слов, а также о практической пользе позитивного мышления: мол, думай о хорошем — и все в твоей жизни будет хорошо, кто-то там наверху (кто именно — на этот счет есть разные мнения) всё услышит, задокументирует и поставит резолюцию "поддержать". И наоборот, если постоянно твердить "кризис", "нет денег", "в стране бардак", то финансы начнут петь романсы, и наступит кризис — сначала в отдельно взятой голове, а потом и во всей стране. Новейшие психотеории, отечественный симорон, в частности, добавляют, что в нашем бессмысленном мире тщательно продуманные и спланированные действия бесполезны и даже вредны. А потому, чтобы привлечь удачу, надо действовать алогично и абсурдно: например, повесить красные трусы на люстру, если хотите разбогатеть (кстати, многие утверждают, что помогает). Так вот, задолго до психологов к сходным идеям об эффективности самых неожиданных и эпатажных поступков пришел британский мультимиллионер Ричард Брэнсон, отродясь не читавший умных книжек. Во все времена (даже самые тяжелые, если смотреть со стороны) у него всегда все было хорошо, о чем свидетельствовала неизменная широкая улыбка на лице. Неиссякаемый оптимизм и нестандартное поведение уже давно стали его визитной карточкой, помогли достичь успеха и выйти невредимым далеко не из одной кризисной ситуации.

Вопреки здравому смыслу

Несмотря на отличные финансовые показатели Virgin (годовой оборот в 2007 г. составил более $50 млрд, дочерних предприятий — около $400 млрд), было бы неверно думать, что карьера Брэнсона была сплошным успехом. Наоборот, если брать сухую статистику, то видно, что почти половина его проектов были неудачными. Virgin брала не качеством, а количеством: на десять убыточных компаний приходилась одна прибыльная, которая покрывала все издержки. Слова "невозможно" в лексиконе Ричарда просто не было. При этом сам он всегда отличался беспечностью (если не сказать разгильдяйством) в деловом плане и не скрывал, что он — плохой управленец. По его вине "загнулся" не один проект, его арестовывали за контрабанду и описывали имущество, но реакция на все эти неудачи была просто поразительной: без капли смущения он переключался на другое дело, которое начинал самым нетипичным образом. Как говорит сам британец: "Я не занимаюсь бизнесом, я развлекаюсь".

Экстравагантность его проявлялась особенно ярко в имидже хулигана, который он активно эксплуатирует по сей день, хотя ему уже далеко за 50. На прием к королеве является в вытянувшемся свитере, на презентации салона для новобрачных обряжается в подвенечное платье, на вечеринке переворачивает вверх ногами жену миллиардера Ивонну Трамп, демонстрируя всем ее нижнее белье. Скучному заседанию он предпочитает прогулку на воздушном шаре: в 1987 г., в самый разгар переговоров о покупке ЕМI, он улетает с другом на монгольфьере через Атлантику — погодка-то выдалась в самый раз! Этой осенью, после неудачи с покупкой разорившегося банка Northern Rock, Брэнсон решает пересечь Атлантику на яхте менее чем за шесть дней. Все говорят о кризисе, а он в октябре этого года выпускает свою уже третью по счету книгу о том, как делать бизнес весело. И что самое забавное — все эти выходки всегда сходили ему с рук: в конечном итоге он оставался победителем.

Некоторые объясняют успех Брэнсона мощным лобби в британском правительстве, но дело с Northern Rock, который был национализирован, а не продан Virgin, говорит как раз об обратном. И если отключить бизнес-логику и рассматривать путь Брэнсона в ключе современных психологических установок, то все вопросы и противоречия снимаются сами собой.

Искусство блефа

Реклама на dsnews.ua

Мы — это прежде всего то, что мы о себе думаем. И если некто уверен, что он непризнанный гений и добиться успеха без руки сверху в этом несправедливом мире невозможно, то не сомневайтесь, что амплуа неудачника станет для него пожизненным. Не таков был и есть Ричард Брэнсон. Ощущение собственной гениальности и вера в свои силы присущи ему с детства, несмотря на дислексию (проблемы с чтением и восприятием написанного текста) и плохие оценки в школе.

Генерировать смелые бизнес-идеи Брэнсон начал еще в школе. В 14 лет он придумал выращивать елки и продавать их перед Рождеством, потом занялся торговлей волнистыми попугайчиками. Правда, эти проекты с треском провалились, но это не остановило будущего предпринимателя. В 15 лет закоренелый двоечник решил издавать журнал. Причем не какую-то там локальную школьную газету, а журнал для всех студентов Англии под названием Student. Мало кто верил в затею Брэнсона, но этот его проект оказался успешным, тем более что сама идея была более актуальной: в 1960-е гг. хиппующие студенты активно участвовали в жизни страны, а молодежных изданий было не так много. Дело оставалось за малым: надо было найти деньги. Вот тут Ричард проявил чудеса изобретательности. Сначала убедил директора школы выделить под офис издательства будущего журнала классное помещение. Чтобы вести переговоры, нужен был еще телефон, но директор отказался его проводить. Ричарду пришлось звонить из телефонной будки, что было накладно и несолидно для издателя журнала. И тогда будущий миллионер придумал трюк: перед тем как звонить нужному человеку, Ричард сначала набирал телефонную компанию и говорил, что аппарат забрал деньги и его звонок сорвался. Телефонистка бесплатно соединяла с тем, кто ему был нужен, и представляла его на другом конце провода: "С вами будет говорить мистер Брэнсон", выполняя тем самым функции несуществующего секретаря. У Ричарда было всего пять минут льготного времени — так он научился говорить сжато, напористо. Чтобы заставить потенциальных рекламодателей раскошелиться, приходилось идти на хитрость: разговаривая с менеджерами, Брэнсон говорил, что их конкуренты уже подписали договор о рекламе в Student, и это иногда срабатывало. Большим достижением можно считать и то, что Ричарду, еще школьнику, удалось договориться с известным художником Джеральдом Скарфом, чтобы тот сделал несколько иллюстраций для журнала.

В 1968 г., когда Брэнсону было 17, вышел первый номер Student. Журнал постепенно становился популярным, в нем печатались интервью с Ванессой Редгрейв, Дэвидом Хокни, Жан-Полем Сартром, Миком Джаггером, Джоном Лен­но­ном. Бывший двоечник превратился в издателя известного журнала, который, тем не менее, уже через год пошел на дно из-за безалаберности Ричарда. Но общение со звездами не прошло для него даром, он набрел на идею, ставшую для его бизнеса стартовой.

Девственникам везет

После интервью с битлом Брэнсона посетила мысль заняться музыкальным бизнесом: он увидел, что здесь крутятся большие деньги. Первый блин оказался комом, из-за сорвавшегося договора с Ленноном Ричард понес огромные убытки. Но это лишь направило его кипучую деятельность в другую сторону — он загорелся идеей рассылать грампластинки по почте: так они обходились покупателю дешевле, чем в магазине. Раздумывая над названием компании, Ричард выбрал Virgin, ведь он был пока еще "девственником" в большом бизнесе. И не скрывал этого. Но именно эта "девственность" обеспечивала ему свежий взгляд на вещи. Когда через год после удачного начала бизнеса из-за забастовки почтовиков продажи резко упали и Ричард решил открыть свой музыкальный магазинчик, он пошел нестандартным путем: прямо в магазине поставил удобные диваны и разрешил прослушивать пластинки (на тот момент так никто еще не делал). Посетителей было хоть отбавляй. На волне успеха Брэнсон купил загородный дом (для этого пришлось брать ссуду в банке и еще занимать у родственников) и устроил там звукозаписывающую студию, которая долгое время была главным источником дохода Ричарда и его постепенно разрастающейся корпорации, включающей в себя магазины грампластинок, киностудию, ночные клубы, отели, а также занимающейся розничной торговлей, недвижимостью, разработкой компьютерных игр. Все эти виды бизнеса не были особенно успешными, Ричард же мыслил крупными категориями. Поэтому замахнулся и на создание собственной авиакомпании, для чего залез по уши в долги. Несмотря на скепсис даже ближайших партнеров, Брэнсон был уверен в успехе. И, как всегда, не ошибся.

Планы были действительно грандиозные: Ричард решил работать только в сегменте бизнес-перевозок на маршрутах между Англией и Северной Америкой. Чтобы отличаться от конкурентов (главным из которых был гигант British Airways), он лично встречался с клиентами, записывал их предложения, при этом не жалел денег на такие приятные мелочи, как доставка пассажиров к трапу на лимузине, массаж и маникюр для всех желающих прямо во время полета. Уже через год после создания Virgin Atlantic Airways вышла на уровень самоокупаемости, а во время кризиса на рынке авиаперевозок вместо урезания расходов предприняла в 2006 г. модернизацию салонов своих "Боингов" и залов ожидания на общую сумму $175 млн. Все это обеспечило увеличение клиентской базы.

Рост прибыли дал возможность расширить бизнес Virgin Group во всех направлениях, включая скоростную железнодорожную линию в Англии, радио- и телевещание, мобильную связь (Virgin Mobile — один из быстрорастущих сотовых операторов в Великобритании), туризм, в том числе и космический. Пока, правда, в этой области у Ричарда одни только расходы (см. "В космос за миллионами", "ВД" №15, 2008 г.), но Брэнсон и не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас он финансирует поиск альтернативных источников топлива и присматривается к российскому рынку железнодорожных и авиаперевозок. И, судя по опыту успешной экспансии Virgin в Европу, Австралию, Америку и даже Африку, российским бизнесменам следует опасаться британского "девственника".

    Реклама на dsnews.ua