• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Война за марганцовку

Реклама на dsnews.ua

Недавно широкой общественности стали известны до поры не афишируемые планы лидера группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, который планирует развернуть собственную добычу марганцевой руды на одном из участков крупнейшего в Украине Большого Токмакского месторождения в Запорожской области. Добывать руду владелец Полтавского ГОКа предполагает на центральном участке месторождения, а производить ферросплавы — на принадлежащем группе Токмакском кузнечно-штамповочном заводе, имеющем собственное литейное производство. Для этого один из цехов предприятия, известного деталями для АвтоКрАЗа и других машиностроительных заводов, был выделен в ООО "Токмакская ферросплавная компания". Пока параметры этого проекта известны только в общих чертах. Подробности скрывают от конкурентов, потому как предыдущее большое движение на Большом Токмакском месторождении, наблюдавшееся в начале нынешнего столетия, вылилось в большой олигархический конфликт, который был прекращен с командой "брэк" от экс-президента Леонида Кучмы. Теперь этот улей расшевелили вновь.

Разбить монополию

За Токмакское месторождение марганцевых руд в первый раз воевали две приметные на украинском бизнес-олимпе личности — россиянин Константин Григоришин (на тот момент владелец Запорожского завода ферросплавов, ЗЗФ) и один из основателей Индустриального Союза Донбасса — Виталий Гайдук. Первый через ЗЗФ приобрел 49% акций ЗАО "Степнотехсервис" — правопреемника Таврического ГОКа (строительство которого было начато для разработки сырья с Токмакского месторождения), а второй, через свое ЗАО "Визави", сумел не только выкупить 51% ГОКа, но и получить лицензию на использование руд. Однако пока господа олигархи выясняли, кто из них главный, в Запорожье пришел Игорь Коломойский. Получив под свой контроль ЗЗФ вместе с пакетом ЗАО "Степнотехсервис", лидер группы "Приват" остудил горячее желание ИСД иметь собственный ферросплавный бизнес. Равноудаленные от предыдущей власти, олигархи не снискали расположения на Банковой, вследствие чего о запорожском марганце забыли ровно на пятилетку.

Уже в 2006-м "Привату" удалось собрать под своим протекторатом не только 100% действующих мощностей по добыче и обогащению марганцевого сырья (Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи в Днепропетровской области), а с учетом неопределенной ситуации на НЗФ и львиную долю украинских ферросплавных заводов. "Приват" полностью легитимен на Запорожском и Стахановском ЗФ, а на ключевых постах НЗФ, на правах миноритарного акционера, расставил своих менеджеров. Кроме ферросплавной "тройки" — Никополь, Запорожье, Стаханов — качественные ферросплавы в стране может выпускать лишь Побужский ферроникелевый комбинат, но в символических объемах. Еще ферросплавы можно плавить в домнах, как это собирался делать ИСД, — обогащенную руду из Токмака хотели перерабатывать в ферросплавы на Краматорском метзаводе. Но утверждать, что такое производство может быть конкурентоспособно на мировом рынке, нельзя. В общем, при всем желании насолить г-ну Коломойскому пока ни одному из отечественных или российских олигархов не удалось преодолеть монополию "Привата" на ферросплавном рынке. Сейчас такие попытки активизировались. И поскольку продавать свой бизнес лидер "Привата" явно не собирается, едва ли не единственным способом преодоления ферросплавной монополии является развитие Токмакского марганцевого бассейна, в котором, по данным официальной статистики, сконцентрировано около 70% (!) украинских запасов марганца. Более того, постоянный сырьевой голод мировой металлургии и рост глобального рынка стали говорят о том, что очень скоро ферросплавщики в Токмак придут. Но кто раньше?

Токмак на глобусе

В общих чертах рынок ферро- сплавов повторяет амплитуду сталелитейного рынка — чем больше нуждающихся в продукции сталепроизводства, тем больше ферросплавов необходимо металлургам. В свою очередь, спрос на качественную сталь с заданными свойствами заставляет ферросплавщиков экспериментировать и включать в свою продукцию все больше экзотических редких металлов — линейка ферросплавных продуктов растет. Так что если мировые металлурги имели полное право назвать 2005 г. одним из самых успешных в истории металлургической отрасли (было произведено 1,12 млрд т стали, четверть которой пришлась на КНР), то же самое могут сказать о себе и ферросплавщики. По данным International Manganese Institute, в 2005 г. в мире было произведено 10,7 млн т ферросплавов, 43% которых пришлось на ферросплавные заводы Китая. А целая группа известных производителей, таких как CVRD, Consolidated Minerals Ltd., BHP Billiton, Eramet и Assmang, объявили о рекордной прибыли в прошлом году. Украина, читай: ферросплавная империя "Привата", занимает на мировом рынке одно из ключевых мест, застолбив за собой 11% мирового рынка. По большей части ферросплавы из нашей страны идут на экспорт в государства Восточной и Западной Европы, Южной и Северной Америки, Россию, Китай и др. Растет в мире и производство руды, что на украинских производителях пока не отражается. Причина здесь проста — наибольший отечественный завод Никопольский ферросплавный под началом "Интерпайпа" долгое время использовал давальческую схему. Прикрываясь "плохим" качеством украинской руды, завозил через родственную трейдерскую компанию сырье из Австралии и Габона. Приватовские ГОКи, тем временем, имели проблемы со сбытом своей руды. Объективно, если содержание марганца в украинской руде мировыми экспертами определяется, в среднем, в 30%, то в австралийской или габонской оно доходит до 55%. Ферросплавщики полюбили привозную руду за ее марганец, а толлинг помог собственникам оптимизировать финансы. Не удивительно, что, глядя на всю неоднозначность нынешней ситуации, отечественные специалисты пока весьма осторожно оценивают перспективы и Таврического ГОКа, и г-на Жеваго на Большом Токмаке, поскольку местная руда по своим свойствам не особенно лучше никопольской.

В основном поэтому многие специалисты в Украине считают, что целесообразность развития Большого Токмакского месторождения марганца в Украине стратегически должна определяться исчерпанием Никопольского бассейна, которого следует ждать не раньше, чем через десять лет, хотя, например, на Орджоникидзевском ГОКе неоднократно утверждали, что руды им хватит еще на полвека. Но если само по себе Большое Токмакское месторождение, вне всяких сомнений, перспективно и рано или поздно будет освоено, то попытка "закидать шапками" ферросплавную элиту может закончиться крахом. Стоит сказать, что если двадцать лет назад Северная группа месторождений в России и запасы марганца в Казахстане были еще недостаточно изучены, то теперь все эти месторождения, безусловно, присутствуют на карте производителей и являются инвестиционно привлекательными никак не меньше, чем степи Приазовья.

Реклама на dsnews.ua

Расклад перед боем

В общем, при всем богатстве марганцевой руды в мире альтернативы Большому Токмакскому месторождению в Украине нет. По мере того как будут исчерпываться никопольские запасы марганца, интерес к нему будет расти. Правда, оценки, которые эксперты давали раньше о том, что ввод в эксплуатацию может обрушить мировые цены на ферросплавы, скорее всего, являются преувеличенными. Во-первых, выход на полную мощность Таврического ГОКа будет растянут во времени — на это потребуется не менее 10-ти лет. Во-вторых, претенденты на присутствие в элитном ферросплавном дивизионе украинской металлургии, такие как ИСД, по большей части, будут озабочены обеспечением ферросплавами собственного металлургического производства. Для группы "Финансы и Кредит", поднаторевшей в добыче и обогащении железной руды, проект может быть интересен как способ вовлечения в него акул мирового капитала и ферросплавного бизнеса. Ведь ни для кого не секрет, что капитализация украинских недр и добывающих предприятий еще сильно отстает от их реальной стоимости. Главную же пикантность ситуации придает присутствие в Токмакском ферросплавном пуле Запорожского ЗФ Игоря Коломойского. Легально контролировать весь свой ферросплавный бизнес г-н Коломойский уже не может — мешает монопольное законодательство, и рано или поздно "Приват" окажется перед выбором — расставаться с какой-либо частью своей империи, тем же Запорожским либо Стахановским ЗФ, ради доминирования в Никополе. Но крутой разворот с берущим за душу хеппи-эндом в судьбе города-призрака Степногорск в степях Запорожья, (где расположены основные поля Великотокмакского месторождения и стоят затопленные шахты Таврического ГОКа) значительно облегчил бы "Привату" фиксацию конфигурации своего ферросплавного дивизиона.

Вероятно, именно в этом контексте и стоит рассматривать появление в Запорожской области Константина Жеваго, имеющего те же политические предпочтения, что и Игорь Коломойский — БЮТ. Не надо быть оракулом, чтобы понять ход мыслей и последовательность действий инициаторов проекта. Итак, если "Приват" берет верх на Никопольском заводе ферросплавов и получает стопроцентные гарантии своей там легитимности, власть на Запорожском заводе может быть передана группе "Финансы и Кредит". Этой сделкой "Приват" компенсирует часть своих затрат на приобретение Никопольского ЗФ, а Константин Жеваго получает сразу же и сырьевую часть, и готовое производство (хотя первое и требует немалых вложений). ИСД, участвуя в развитии Таврического ГОКа и производя ферросплавы на Краматорском метзаводе, получает доступ к марганцевому сырью, которого сейчас лишен, и возможность избавиться от ферросплавной зависимости от "Привата". Конечно, лоббистский потенциал всех указанных претендентов, активно сотрудничавших с "оранжевыми", при нынешнем правительственном раскладе выглядит очень скромно. С другой стороны настораживает то, что самый богатый человек Украины Ринат Ахметов, который заинтересован в разбитии приватовской монополии едва ли не больше других, пока никак не обозначил своей заинтересованности в запорожских марганцевых активах. И еще одна, наиболее влиятельная в мировых масштабах корпорация Arcelor-Mittal тоже пока не выказала интереса к Великотокмакскому месторождению, хотя хозяева "Криворожстали" и заявляли о готовности купить в Украине одно из готовых ферросплавных производств. Все это свидетельствует о том, что процесс освоения богатых запорожских земель обещает быть увлекательным и принести немало интриг и сенсаций.

МНЕНИЕ.

СЕРГЕЙ ГРИЩЕНКО. Экс-заместитель министра промышленной политики

— Вначале следует оценить состояние затопленной шахты, поскольку мокрые глины, в которых придется вести добычу марганца, могут преподносить сюрпризы — из-за их крепости шахтеры будут фактически вгрызаться в грунт. Кроме того, производителям придется решить целый ряд других серьезных организационных и технических вопросов. Если говорить о финансах, то по советским временам строительство Таврического ГОКа мощностью 2 млн т руды и 1 млн т концентрата из нее оценивалось в 1 млрд советских полноценных рублей, из которых было освоено 300 млн руб. Насколько готовы отечественные ФПГ к столь масштабным вложениям, вопрос риторический.

МНЕНИЕ.

ПАВЕЛ КРАВЧЕНКО. Председатель правления ОАО "Запорожский завод ферросплавов"

— Перспективы работы группы "Финансы и Кредит" на участке месторождения, неподконтрольном Таврическому ГОКу, комментировать трудно. Но государство, если захочет, вполне может выставить часть месторождения на аукцион и, возможно, его купят. Что касается Таврического ГОКа, то на прошлой неделе Фонд госимущества подтвердил ЗЗФ то, что завод имеет 49% акций в этом проекте. Да и вообще, всем сторонам, заинтересованным в развитии Токмакского месторождения, необходимо было бы собраться и определить диспозицию, потому как при наличии в стране крупных ферросплавных мощностей оно будет объективно востребовано. Хотя для его освоения понадобится время. Например, машиностроителям еще только придется создать проходческое оборудование, подобное комбайнам на Марганецком ГОКе, где также ведется подземная добыча в схожих геологических условиях.

ХРОНОЛОГИЯ БОРЬБЫ ЗА ТАВРИЧЕСКИЙ ГОК

  • 1980-е гг. — закладка Таврического ГОКа.
  • 1989-1995 гг. — ввод в эксплуатацию и добыча руды на первой шахте ГОКа.
  • 1995 г. — консервация единственной рабочей шахты мокрым способом (затопление).
  • Конец 1990-х — к Таврическому ГОКу проявляет интерес ЗАО "Визави" — один из учредителей Корпорации "ИСД" (покупка 51% акций ЗАО "Степнотехсервис").
  • 2000 г. — в борьбу вступает концерн "Металлургия" Константина Григоришина. На то время ему принадлежало ОАО "Запорожский завод ферросплавов". ЗЗФ покупает 49% акций ЗАО "Степнотехсервис".
  • 2001 г. — сделка по покупке акций Таврического ГОКа ЗЗФ оспорена по инициативе ЗАО "Визави". Последнее получает лицензию на использование недр участка Большого Токмакского месторождения марганцевой руды, закрепленного за Таврическим ГОКом.
  • Июнь 2001 г. — ИСД и УПИК "Металлургия" подписывают договор о совместной разработке месторождения, однако с приходом на ЗЗФ в качестве собственника Игоря Коломойского проект был заморожен.

БОЛЬШОЕ ТОКМАКСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Считается одним из самых крупных в мире месторождений марганцевых руд. Балансовые запасы оцениваются в 1,5 млрд т. Балансовые запасы, отнесенные к полю единственной шахты ГОКа, которая с разной интенсивностью проработала с 1989 по 1995 гг., составляют 98,8 млн т. Промышленные запасы марганцевой руды в контуре шахтного поля — 55-57 млн т. Оптимальная мощность Таврического ГОКа, в состав которого должны были войти шесть шахт, должна была составить более 1 млн т руды в год.

Запланированный проект строительства Таврического ГОКа, кроме всего прочего, выглядел весьма перспективным из-за близости к развитым производствам — Никопольскому, Запорожскому и Стахановскому ферросплавным заводам, а также к западной границе СССР. Предполагалось, что часть марганцевого концентрата уйдет "братьям" по СЭВ в Восточную Европу. Но депрессия 1990-х на постсоветском пространстве не дала этим планам осуществиться. В поселке Степногорск рядом с Токмаком построили лишь одну шахту из шести спроектированных. С переменным успехом марганец в Токмаке добывали в 1990-1995 гг., а потом шахта была законсервирована так называемым мокрым способом, то есть затоплена. Сейчас Степногорск с недостроенным ГОКом называют городом-призраком.

    Реклама на dsnews.ua