• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

СЫРо делано

Реклама на dsnews.ua
Русские любят украинский сыр. Экономический кризис активизировал сделки по покупке-продаже в сыродельной отрасли Украины. "ВД" попыталась узнать, отку
Русские любят украинский сыр. Экономический кризис активизировал сделки по покупке-продаже в сыродельной отрасли Украины. "ВД" попыталась узнать, откуда придут новые инвесторы.

У украинцев появился еще один повод для гордости: вслед за победной экспансией сала и горилки на столах российс­ких обывателей успешно отвоевывает место украинский сыр. Соседи отдают предпочтение продукции из Полтавской и Сумской областей. Она хотя и дороже российской, но и по качеству выше. Корреспонденты "ВД" выясняли, что сулит украинским компаниям такая привязанность.

Бум инвесторов
В последние годы украинская сыродельная отрасль шла в фарватере всего агропромышленного комплекса. Стоило стране отойти от кризиса 1998-го, как аппетиты граждан резко выросли, а с ними увеличилось и потребление сыра (за 1998-2008 гг. почти в четыре раза — до 191  тыс. тонн). При этом производители сумели продвинуть свою продукцию еще и на внешних рынках, увеличив поставки за рубеж в 65(!) раз (с 1 тыс. тонн до 65 тыс. тонн в 2008 году).

Естественно, что такой динамичный рост заметили инвесторы — как иностранные, так и отечественные. Так, стратегических инвесторов из Франции нашли Звенигородский сыродельный комбинат (компания Bongrain приобрела его в 2001 г.) и Шосткинский гормолкомбинат (группа Bel в 2007 г.). По всей видимости, предвидя активный рост рынка, скупать активы начала в 2007-м другая группа иностранных инвесторов, нацеленных на перепродажу в будущем сыродельных заводов. К таковым можно отнести сделку по покупке российской "Ренессанс Групп" украинской компании "Клуб сыра". Помимо того, в 2005 году одна из фирм этой отрасли — Ukrproduct group — чуть ли не первой из всех отечественных компаний провела IPO на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи.

Не отставали от иностранных инвесторов и украинские компании. Так, одними из наиболее активных покупателей в отрасли стали бывшие владельцы банка "Аваль" (Федор Шпиг, Александр Деркач, Яков Смолий, Сергей Вовченко, Михаил Горовенко, Иван Волощук, Иван Пинчук, Игорь Слободской, Григорий Шелудько и Дмитрий Волошко). За последние несколько лет предприниматели приобрели девять предприятий, расположенных в различных регионах Украины. Другим собирателем активов стала "Милкиленд-Украина". В  2008  году эта компания вышла даже на российский рынок, прикупив там Останкинский молочный комбинат за  $41  млн. В результате агрессивной политики две упомянутые украинские компании в 2009  году сумели взять под контроль треть производства сыров в стране. А  вот дальнейший ход событий смешал инвесторам все карты.

Вкусно и дешево
Как только осенью 2008-го настали тяжелые времена, украинские потребители решили, что сыр — все же больше роскошь, чем необходимость. По итогам 2009 г., по прогнозу американского исследовательского института FAPRI, украинцы сократят потребление сыров на 3%. Казалось бы, уменьшение несущественное, но оно произойдет впервые за последние десять лет. А поскольку производители готовились к совершенно иному сценарию, то склады оказались переполненными продукцией, сбыть которую в ближайшие месяцы будет крайне сложно.

Вместе с общим снижением интереса иност­ранного бизнеса к инвестированию в украинские активы это привело к резкому падению стоимости предприятий в сыродельной отрасли. В качестве показательного примера аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Тамара Левченко приводит данные о стоимости активов компании Ukrproduct group, в ассортименте которой присутствует твердый сыр. Поскольку она котируется на бирже, то ее капитализацию легко подсчитать, исходя из котировок акций. Так, за период с 16 сентября 2008  года по 15 сентября текущего года цена акции компании упала в 3,7 раз — до GBP15 . Исходя из такого утверждения, можно считать, что с начала экономического кризиса активы в сыродельной отрасли Украины упали в цене примерно в три-четыре раза.

Реклама на dsnews.ua

Естественно, что сложившейся ситуацией решили воспользоваться иностранные инвесторы. За несколько прошедших недель стало известно о двух сделках на сырном рынке. Так, казахстанская молокоперерабатывающая компания "Агропродукт Азия" приобрела Великобурлуцкий сыродельный завод. Второй сделкой стала покупка у "Ренессанс Групп" коллективом инвесторов, с участием инвестиционной компании "Велес Капитал", контрольной доли в компании "Клуб сыра". В ИК "Ренессанс Капитал Украина", выступившей эксклюзивным финансовым консультантом сделки, сообщили, что на момент продажи в состав "Клуба сыра" входил Каневский маслосырзавод, а также дистрибуторская сеть и торговый дом "Клуб сыра" (владеет правами на торговую марку).

Со всех концов света
Эксперты не исключают, что за этими сделками последуют другие. "С начала кризиса на молочном рынке отмечалось падение цен, — рассказывает Василий Винтоняк, директор консалтинговой компании "Инфагро". — Однако уже месяц как цены пошли ввер х практически на все молочные продукты. Скорее всего, кризис достиг "дна", и инвесторы начали скупку подешевевших активов". "Проблемы с оборотным капиталом, нехватка финансирования, невозможность взять в долг или рассчитаться по кредитам — все это подталкивает владельцев активов в отрасли к продаже либо слиянию",  — отмечает Тамара Левченко.

Потенциальных покупателей условно можно разделить на три группы. Во-первых, это компании из стран СНГ, в частности России и Казахстана. "Интерес инвесторов из стран СНГ к украинским активам в ближайшее время будет высоким", — говорит Алексей Ращупкин, вице-президент инвестиционно-банковского отдела ИК "Тройка Диалог Украина". Россия и Казахстан являются основными покупателями украинского сыра. По информации Татьяны Рыбаловой, ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (г. Москва), в 2008 году украинская продукция в стоимостном выражении занимала долю в $453 млн (в ценах оптового звена) на всем российском рынке сыра ($5,3 млрд). При этом спрос на украинский продукт более-менее стабилен и не слишком падает даже из-за более высокой цены, нежели на конкурентную продукцию из Беларуси и российские сыры. По информации Василия Винтоняка, сейчас в России в опте традиционный украинский сыр стоит примерно 135-145  руб./кг, что выше цен на белорусские и российские сыры. Казалось бы, в условиях экономического кризиса потребитель будет выбирать более дешевый продукт, однако россияне решили не изменять своим традиционным вкусовым предпочтениям. По данным Госкомстата Украины, в январе-июне текущего года Украина экспортировала в Россию около 27,7 тыс. тонн сыра, что лишь на 12,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот же период в РФ, по данным Росстата, было произведено немногим более 220 тыс. тонн этого продукта. Поэтому резонно предположить, что среди покупателей в первую очередь окажутся российские или казахские бизнесмены (подробнее — см. блиц-интервью с Сергеем Вовченко).

Однако эксперты, опрошенные "ВД", считают, что европейские инвесторы будут приобретать украинские предприятия. Именно они составляют вторую группу потенциальных покупателей. "Не думаю, что покупка компании "Клуб сыра" станет началом долговременной тенденции скупки молочных предприятий инвесторами из стран СНГ и России,  — говорит Татьяна Рыбалова. — Российских инвесторов сегодня интересует собственный рынок. В последние годы они активно инвестируют в производство сыров в России, ведь спрос на них растет. В текущем году будет запущено около десяти новых проектов. Сдерживает этот процесс кризис, как только ситуация станет улучшаться, можно ожидать нового притока инвестиций". Василий Винтоняк убежден, что россияне сейчас обращают больше внимания на белорусский рынок. "В отличие от Украины, в Беларуси сейчас отмечается рост производства качественного сырья для переработчиков (сырого молока — прим. "ВД")", — объясняет причину таких намерений г-н Винтоняк.

По информации Василия Винтоняка, "Клуб сыра" был интересен французской компании Lactalis, а также немецкой Hohland.

К третьей группе можно отнести покупателей, скупающих подешевевшие активы с целью их последующей перепродажи. "Это предприятия, оказавшиеся в сложной финансовой ситуации, к примеру, не имеющие возможности погасить кредиты. Инвестор, приобретающий такое предприятие, фактически покупает его за долги, предыдущие же собственники ничего не получают взамен", — говорит Тамара Левченко. При этом эксперт отмечает активизацию таких инвесторов в последнее время. Что, в общем-то, неудивительно. Ведь прогнозы, несмотря на кризис, оптимистичны. Пройдет десять лет — и в рационе украинцев потребление сыра вырастет на 29%, а поставки за рубеж — так и на все 30%.

Михаил Сытник: "90% российских инвесторов рассматривают покупку сыродельных заводов в Украине"
Генеральный директор Великобурлуцкого сыродельного завода, недавно сменившего владельца, утверждает, что предприятия отрасли интересны российскому капиталу. Главное — чтобы отношения между двумя странами наладились.

По информации "ВД", минувшим летом Великобурлуцкий сыродельный завод приобрела компания "Агропродукт Азия" (Казахстан). Насколько эти данные соответствуют действительности?
— Скорее всего, речь идет о том, что "Агропродукт Азия" стал эксклюзивным дистрибутором в Казахстане. А какая именно компания его приобрела, я не могу сказать.

Когда именно произошла покупка?
— В начале июня.

По нашей информации, после этого завод резко активизировал свою работу на рынке…
— Уже по итогам августа мы вернулись в ведущую десятку компаний-производителей сыра в Украине.

Что планируется изменить на предприятии?
— После модернизации планируем перерабатывать 400 тонн молока в сутки. В августе перерабатывалось 250 тонн.

Весь объем пойдет на производство сыров?
— Это будет и сыр, и масло, и сухие молочные продукты, и сметанно-йогуртный продукт. Товар будет реализовываться не только в Украине, но и в Казахстане и, наверное, других странах СНГ.

Что произойдет с торговой маркой "Сыры Бурлука"? Она уйдет с рынка?
— Менять торговую марку нет никакой необходимости. Предыдущий акционер вложил в нее достаточно много средств, она узнаваема.

Вы ожидаете в ближайшем будущем активизации сделок по покупке-продаже сыродельных предприятий в Украине?
— Кризис — это наиболее благоприятное время для приобретений. Еще два года назад многие инвесторы не могли себе позволить покупку сыродельных активов, поскольку они были слишком дороги. Сейчас же, если у них не пропало желание и остались те же возможности, они будут активно покупать. После продажи нашего предприятия еще были два-три звонка опоздавших потенциальных покупателей. В том числе звонили от российских инвесторов.

Какие инвесторы будут более активны в покупке заводов — европейские или российские?
— На пальцах одной руки можно посчитать украинские заводы, продукция которых может быть интересна в Европе. И то, это больше относится к сухим молокопродуктам. Это связано с тем, что в Украине очень мало качественного сырья. Украинские переработчики не вкладывают средств в строительство молочных ферм по ряду причин. Во-первых, из-за отсутствия государственной поддержки. Если такая помощь и оказывается, то единичным предприятиям. Во-вторых, инвесторы самостоятельно строили бы фермы, если бы восстановились хорошие экономические связи с Россией.

Все зависит от отношения государства к отрасли. Посмотрите на Беларусь. Еще каких-то пять лет назад мы не знали эту страну как производителя молочных продуктов. Но там построили новые заводы и сохранили колхозы. У них там сейчас молока столько, что они способны обеспечить им всю Европу. Другое дело, что белорусов в Европу никто не пустит, потому что у них цены низкие.

Когда потенциальные европейские инвесторы смотрят на украинский завод, они понимают, что его продукцию они смогут продавать только в Украине или в странах СНГ. Этот фактор уменьшает стоимость завода.

А вот россияне хотят входить в украинс­кий сыродельный бизнес, покупать предприятия, но с ориентацией на свой рынок. Наверное, 90% российских инвесторов рассматривают покупку сыродельного завода для поставок продукции в свою страну. Я думаю, россияне более активно инвестировали бы в предприятия, если бы у Украины были такие же отношения, как у Беларуси с Россией.

Сергей Вовченко: "Я не ожидаю прихода серьезных инвесторов"
Генеральный директор компании "Молочный альянс" не скрывает, что акционеры готовы продать бизнес

Является ли проявлением тенденции новой волны прихода на рынок иностранных инвесторов последние две сделки по покупке сыродельных предприятий?
— Я считаю, что говорить о том, что в ближайшие полгода-год на украинский сыроваренный рынок придет серьезный инвестор. нельзя. Я не ожидаю этого, поскольку как в Украине, так и во всем мире сейчас экономический кризис. Я  думаю, что сделка по "Клубу сыра" осуществлена под давлением финансовых проблем. Вырученные средства пойдут на погашение долгов. Если бы пришел серьезный немецкий, французский, голландский или швейцарский сыродел, то это было бы предзнаменованием того, что стратегические инвесторы выходят на этот рынок.

Приведу пример по "Молочному альянсу"  — за последние месяцы к нам никто не обращался с предложение купить компанию. Притом, что мы активно модернизируем свои предприятия.

Но в условиях кризиса цены на активы падают. Это может привлечь новых инвесторов…
— Да, так надо покупать. Необходимо покупать, когда дешево, а продавать, когда дорого. Но… Готовы ли мы сейчас продать бизнес? Нет. Продать может только тот, у кого безысходность. В настоящее время много желающих продать разве что среди владельцев мелких молоко­заводов, которые можно рассматривать как заготовительные пункты. Такие предложения есть. Вот недавно мне звонили из Житомирской области, предлагали купить небольшой завод в одном из райцентров. Но он нам неинтересен. Покупать больше ничего не планируем. Мы активно инвестируем в уже приобретенные предприятия. Каждый год вкладываем по 100  млн грн.

Почему вы считаете, что не раньше чем через полгода-год на рынке стоит ждать новых инвесторов?
— Потому что к тому времени уже сами украинские сыровары будут выходить на серьезных инвесторов и приглашать их к сотрудничеству. Без этого прихода иностранных инвесторов ожидать очень трудно. Это относится и к нам. В  условиях ужесточения мировой конкуренции по сыру замкнуться только на внутренних возможностях очень рискованно. Можно будет просто потерять весь бизнес.

В перспективе мы будем выходить как минимум на IPO, чтобы в дальнейшем привлечь стратегического инвестора. Это обеспечит экономическую устойчивость бизнеса. Например, если Россия закроет границу, то излишки украинского сыра, скопившиеся на складах, некуда будет деть. Если честно, это серьезно осложнит ситуацию. Стратегический иностранный инвестор сможет расширить географию сбыта.

Когда "Молочный альянс" планирует выйти на IPO?
— Пока что мы не видим конкретной даты. В  2007 году мы думали, что в 2010-м осуществим выход на IPO или продадим компанию серьезному стратегическому инвестору. Сейчас могу сказать, что теоретически мы можем выйти на IPO через три года, а полностью продать компанию — не раньше чем через пять лет.
Мы не можем продать компанию до завершения модернизации предприятий. Например, мы сейчас активно вкладываем в очистку стоков на заводах, поскольку в Европе уделяют особое внимание экологическим нормативам. Незавершенная модернизация очистки стоков даст нам серьезный минус к цене компании.

На IPO какой пакет акций планируете продать?
— Обычно продают до 25%. Такой пакет можем реализовать, чтобы не потерять контроль над бизнесом.

Как вы думаете, какие европейские компании станут стратегическими инвесторами украинских сыродельных компаний?
— Сначала придут мощные российские корпорации. И только потом, влив сюда деньги, подняв уровень капитализации, уже с другой руки перепродадут западным компаниям. Но это случится не раньше чем через десять лет. На Западе совершенно другая ментальность, поэтому французам, голландцам тяжело работать в Украине, россиянам намного легче.

По вашему мнению, насколько подешевели в Украине активы в сыродельной отрасли?
— Трудно говорить в нынешних условиях о ценах. Сейчас никто не может использовать мультипликаторы, которые использовались еще год назад. Я считаю, что тогда компании стоили как минимум в два раза дороже.

После введения запрета на поставки сыра из Украины в Россию в 2006 году многие аналитики говорили, что наши производители будут вынуждены переориентировать сбыт продукции на другие страны. Но этого фактически не произошло. Почему украинская сыроваренная отрасль не диверсифицирует каналы продаж своей продукции?
— Вся проблема в качестве поставляемого на переработку сырья. Нам сложно удержаться даже на рынке России из-за высоких требований россиян по качеству. Что касается Европы, то туда необходимо поставлять продукцию, произведенную из высококачественного сырья, которого нет в Украине.

Куда еще можно отгружать? В Беларуси своей продукции достаточно. Российский рынок ограничен. К тому же там мы сильно конкурируем с той же белорусской продукцией. В России наш сыр продается в опте по 130 руб./кг, а белорусский – 90 руб./кг. Разница колоссальная. Правда, у них качество чуть хуже. Но в условиях кризиса потребитель больше смотрит на цену, чем на качество. В Азии не привыкли потреблять сыры в тех объемах, что в Европе. В Африке рынок занят компаниями из Аргентины, Новой Зеландии, которые поставляют продукцию по ценам ниже, нежели Украина. Поэтому остается надеяться, что наши политики будут договариваться, чтобы не было преград в торговле с Россией.

Кроме того, необходимо рассчитывать на собственный рынок. Ведь потребление у нас в два раза ниже, чем среднестатистическое в Европе. Так что есть куда еще развиваться в Украине. Потребление сыра будет расти. И в России тоже. Я думаю, что в ближайшие пять лет Россия будет нуждаться в наших сырах.

    Реклама на dsnews.ua