• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Молодая кровь

Реклама на dsnews.ua
С легкой руки автора саги "Сумерки", ставшей бестселлером, мир помешался на вампирах. Но даже вовремя сориентировавшиеся кинопродюсеры не предполагали

С легкой руки автора саги "Сумерки", ставшей бестселлером, мир помешался на вампирах. Но даже вовремя сориентировавшиеся кинопродюсеры не предполагали, что смогут так прилично заработать на новом повальном увлечении масс жизнью кровососущих персонажей.

Точкой кипения годичной истерии стало 19 ноября с. г., когда ровно в полночь кинотеатры США начали допремьерный показ фильма "Новолуние" — киноадаптации второго романа "сумеречной" эпопеи Стефани Майер. Через два часа стало понятно, что собравшее $26,3 млн вампирское кино уложило на лопатки прежних рекордсменов: фильм "Гарри Поттер и принц-полукровка" (2009 г.) за первый ночной показ смог собрать лишь $22,2 млн, а всеми ожидаемый "Темный рыцарь" (2007 г.) — $18,5 млн. Уже за первый день широкого проката в США кассовые сборы "Новолуния" выросли до $72,7 млн, побив пару рекордов.

Сочинив в пример мегапопулярной поттерианы свою историю для подростков, американская писательница-мормонка даже не представляла, что романтические, но весьма сложные отношения 17-летней девушки Беллы Свон и "вечно молодого" вампира-вегетарианца Эдварда Каллена вызовут такой резонанс в мире. Четыре книги из серии "Сумерки" уже переведены на 38 языков и проданы общим тиражом 85 млн экз., что сделало Майер самым продаваемым американским автором прошлого года и принесло ей $50 млн. Малобюджетный фильм, снятый в 2008 г. по мотивам вампирской саги, оказался самой успешной кинофраншизой Голливуда, а зарплаты молодых актеров за год выросли на 600%. То, что "сумеречная" вакханалия только начинается, подтверждают отчеты голливудских воротил: если в 2008 г. фильм "Сумерки" в мировом прокате собрал $383,6 млн, то всего за три ноябрьских дня этого года "Новолунию" удалось положить в карман кинопродюсеров $260,9 млн (см. таблицу). А так как во многих странах показ фильма начинается в разное время (в Украине премьера состоялась 26 ноября), маркетологи пребывают в предвкушении от дальнейших кассовых рекордов и сопутствующих прибылей.

История повторяется
Всего за пару лет Гарри Поттер превратился из книжного героя в феномен такого масштаба, какого, по мнению культурологов, не было со времен Библии (см. "Золотой мальчик", "ВД" №29, 2007 г.). Наблюдая, какой размах получает сегодня роман о вампирах американки Стефани Майер, трудно отделаться от ощущения, что история повторяется: если сказка о юном волшебнике была придумана в поезде, то подростковая драма о двух влюбленных, которым противопоказано быть вместе, Майер… приснилась. Утром 29-летняя домохозяйка решила записать свой необычный сон, чтобы не забыть. Да так увлеклась, что через три месяца "записки" превратились в 500-страничный роман. Выудив из интернета адреса 15 литературных агентов и связавшись с ними, воодушевленная американка, как водится, получила немало отказов от издательств. Но ей все же удалось подписать контракт с компанией Little, Brown and Company на выпуск трех книг с гонораром в размере $750 тыс.

Однако "тихой" литературной карьеры не получилось — с выходом каждой части ("Сумерки" в 2005 г., "Новолуние" в 2006 г., "Затмение" в 2007 г.) ситуация накалялась. "Поначалу все было скромно, продажи первой книги (тираж — 75 тыс.) росли каждую неделю, но о гигантском феномене говорить не приходилось, — объясняет Меган Тингли, редактор Little, Brown and Company. — С выходом "Новолуния" (100 тыс.) стало понятно, что кое-что изменилось: спрос на книги так вырос, что за прочитанные копии на eBay предлагали до $380, подростки прогуливали школу, чтобы попасть на автографсессию Стефани Майер, и то, как бурно они реагировали на ее появление, напоминало ажиотаж вокруг Beatles или Элвиса". Тираж "Затмения" уже пришлось увеличь до миллиона, а четвертую, завершающую книгу "Рассвет" (2008 г.) — до 3,7 млн экз. К этому времени — к удивлению самой дебютантки и ее издателей — вампирская сага получила десятки наград и возглавила списки бестселлеров в США и Европе. Пожалуй, самый приятный сюрприз — сообщение о том, что в августе 2009-го тетралогия Майер побила рекорд, казалось бы, "нерушимой" Джоан Роулинг, продержавшись 52 недели подряд в десятке USA TODAYs Best-Selling Books.

Укусить или поцеловать
О "Сумерках" Стивен Кинг сказал просто: "Стефани Майер не в состоянии написать чего-то стящего. Она не так хороша". Тем не менее каждое из четырех непритязательных повествований, с предсказуемым сюжетом и банальными диалогами, рассчитанное на подростков, отлично "проглатывается" 20- и 30-летней аудиторией.

Для объяснения причин захлестнувшей мир вампиромании выдвигается немало версий. Например, проводятся параллели между вампирами и геями, которые нередко привлекают внимание гетеросексуальных девушек и остаются для них "недоступными", — запретным плодом, который, как известно, притягивает. По мнению обозревателя журнала Esquire Стефана Марша, вампир в данном случае воспринимается как метафора для обозначения "иных".

Реклама на dsnews.ua

Еще более скептическая версия — интерес к вампирской тематике в обществе цикличен. Произведения Стефани Майер просто появились в подходящий момент. "Всего лишь снова пришло их время, — уверена американский маркетолог Эшли дос Сантос. — И наверняка окончание съемок заключительной части кино­франшизы "Сумерки" будет сигнализировать о конце текущего повального увлечения". Так было уже не раз: в конце 1890-х, когда Брэм Стокер написал роман "Дра­кула", в начале 1920-х — с появлением не­­мого фильма "Носферату. Симфония ужаса", в конце 1970-х — с началом создания Энн Райс знаменитой серии "Вам­пирских хроник", в 1990-х — с появлением кинохитов вроде "Баффи — истребительница вампиров", "Интервью с вампиром".

Наконец, фишкой "сумеречной" истерии называют неожиданный слом культурных стереотипов о кровопийцах, которые тиражировались в течение не одного века. Во-первых, Стефани Майер преподнесла историю о вампирах-вегатарианцах, предпочитающих усмирять природную потребность с помощью охоты на лесных зверей, а не людей. Во-вторых, в "Сумерках" вампиры не боятся солнечного света и спокойно разгуливают днем по городу. Никаких упоминаний о склепах и темных подвалах, в доме современных кровопийц — стеклянные окна во всю стену, огромный крест в виде декорации и гараж с дорогими машинами. Эти несоответствия с установленными правилами "художественного образа вампиров" также притягивают внимание поклонников сверхъестественного. Как емко выразился один из французских критиков, "сумеречная" сага — это "новое слово в жанре, в котором, казалось бы, сказано уже все!".

Бледный и богатый
Массовая истерия, возможно, не оказалась такой масштабной, если бы в прошлом году американская компания Summit Entertainment не выпустила в широкий прокат киноадаптацию "Сумерок". Кинопродюсеры осознавали, что рискуют. Провальные примеры "Хроник Нарнии" и "Золотого компаса" показали, что не каждую популярную книгу можно превратить в успешную кинофраншизу. Поэтому бюджет первого фильма составил скромные $37 млн, но упор был сделан на грамотный кастинг, цветовую гамму общей картинки и музыкальное сопровождение (Muse, Linkin Park, Paramore). Отдача удивила десятикратным размером — за полгода широкого проката фильм заработал $383,6 млн.

Аналитики компании SNL Kagan утверждают, что большие прибыли полнометражных картин напрямую зависят от их бюджета: к слову, если вложения превышают $100 млн, то в среднем можно заработать $247 млн. При этом наиболее рискованными проектами являются фильмы в пределах 50-миллионного бюджета. Наблюдая, какие кассовые рекорды ставит в этом году "Новолуние" (см. бокс), становится ясно, что формула успешной кинофраншизы (сохранение актерского состава, небольшой промежуток (не больше года) между выходами сиквелов и т. д.) соблюдена с точностью до последнего доллара.

Как результат — шквал сопутствующих продаж всего, что каким-то образом засветилось в "сумеречной" саге и стало объектом маркетинга. Например, в Великобритании переизданная книга "Грозовой перевал" Эмили Бронте, с пометкой "Любимая книга Беллы и Эдварда", с мая 2009 г. продана количеством 10 тыс. экз. Стандартное издание, по информации The Guardian, продается вдвое медленнее. Во Франции годовой тираж классического романа был и вовсе раскуплен за два месяца. Свои бонусы от популярности вампирской саги получают сегодня Virgin America, Burger King, Nordstrom, Volvo, Apple MobileMe, задействованные в продукт-плейсменте. И есть повод думать, что летом следующего года, с выходом очередного фильма кинофраншизы (30 июня 2010 г.), ситуация для кинобизнеса и остальных охочих окажется еще более удачной.

    Реклама на dsnews.ua