• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Деньги — в руки

Реклама на dsnews.ua

Неподконтрольные наличные деньги — зачастую самое удобное и необходимое средство расчета и накопления. Черный нал применяется для выплат зарплат в конвертах, покупки "левого" товара и других полезных целей. Благо, история уже знает массу хитроумных схем обналичивания средств, в том числе вполне законных — нужно лишь знать налоговые отдушины в законодательстве.

Заплатите по счету!
Наиболее простой и сравнительно законный способ быстро обналичить небольшие суммы с текущего счета компании — это снять их для закупки под отчет малоценных товаров, за потребленную электроэнергию, для служебной командировки или под закупку сельскохозяйственной продукции. Любые другие операции между юридическими лицами ограничиваются суммой 10 тыс. грн. в день.
Однако обойти неудобные ограничения можно, сделав перевод хранящейся на счету выручки до налогообложения на счет афиллированного физического лица, зарегистрированного предпринимателем и работающего на едином налоге. Поскольку физлица-единоналожники платят лишь фиксированную ставку налога (до 200 грн.), то они спокойно могут обналичивать свой текущий счет в банке в качестве прибыли от занятия предпринимательской деятельностью.

В то же время самой компании нужно как-то обосновать такой перевод денег, поскольку он проводится еще до уплаты налога на прибыль. Поэтому на практике прибегают к фиктивным договорам либо договорам с завышенной ценой. А чтобы контролирующие органы позже не обнаружили подвох, заключать их стараются на предмет того, что тяжело потрогать или, скажем, понюхать: на ремонтные и другие работы, либо оказание массы различных полезных услуг, вроде консалтинга. Чтобы не привлекать лишнее внимание, компании стараются не выходить за пределы рыночной стоимости подобных работ и услуг. А вот сколько их будет в итоге — уже вопрос корпоративной наглости.

Когда полезные работы и услуги якобы выполнены, составляются акты, которые и дают зеленый свет для денежного перевода. Кроме того, важно выбрать те работы и услуги, исполнение которых требует последующего включения затрат в статью валовых расходов для уменьшения налога на прибыль.
Наиболее излюбленной схемой незначительного обналичивания средств (до $3-5 тыс. в месяц) является сейчас оказание компании различных консалтинговых услуг физлицом-единоналожником и получение арендных платежей. Недаром мартовские изменения к бюджету 2005 г. лишили с 1 июля субъектов предпринимательской деятельности права применять единый налог для консультаций по вопросам аудита, юриспруденции, при аренде недвижимого имущества и оказании риелторских услуг. Правда, корявые нормы мартовского бюджета по этим видам деятельности вообще привели к налоговому вакууму.

Помощь голодающим сотрудникам
Оптимизировать постоянное обналичивание корпоративных средств можно за счет различных схем заключения договоров поставок. Так, к примеру, практически нереально доказать фиктивность договоров о купле-продаже товаров на условиях долгосрочной предоплаты. По данной схеме компания переводит большую денежную сумму в качестве аванса в счет поставляемых в будущем товаров. При этом в договоре оговаривается долгосрочный срок исполнения обязательств, взятых на себя единоналожником, к примеру, 5 или 10 лет. А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни единоналожника уже не будет. По другой схеме, компания специально проигрывает судебные дела против аффилированного поставщика-единоналожника, для того чтобы отнести расходы за неполученные товары в статью валовых расходов в качестве безнадежной задолженности.

Деньги обналичиваются и в качестве штрафа или пени за договор, который стороны заведомо не собирались исполнять, но включили туда жесткие условия ответственности. В таком случае физлицо сначала перечисляет положенную сумму на счет поставщика, но тот отказывается поставлять товары и решает возвратить полученную сумму плюс штрафные санкции, которые, например, вычислялись в двукратном размере от стоимости заказа.

Еще одним излюбленным ходом компаний является обналичивание денег под закупку сельскохозяйственной продукции. Такая продукция якобы приобретается у индивидуальных сельских хозяйств из других областей с оформлением специального акта. Идея в том, что проверять закупки на небольшие суммы у сотни хозяйств неинтересно ни одной налоговой. А обосновать массовые закупки еды можно нуждами офисной столовой для прожорливых работников либо неудавшимся бизнесом с овощной лавочкой в другом городе. Ведь неудивительно, если продукцию этой лавочки не купят, она испортится, спишется, а затраты на приобретение все равно пойдут в статью валовых расходов.
А вот в договорах с завышенной ценой стороны договариваются об откате части выручки, которая поступает на счет единоналожника. В таком случае сам факт предоставленных работ налицо, и хотя цена получается нерыночной, обосновать это можно якобы повышенным качеством сервиса.

Реклама на dsnews.ua

Гениальные мысли
Так как ценность идей вычислить экспертным путем практически невозможно, они также принимают активное участие в схемах обналичивания. Оформив надуманный лицензионный договор с единоналожником, компания может получать на руки достаточно крупные суммы. Ведь оценить не имеющий никакой ценности нематериальный актив можно в достаточно крупную сумму.
При этом многие объекты интеллектуальной собственности даже не требуют официальной регистрации. Достаточно лишь составить лицензионный либо франчайзинговый договор и периодически перечислять безналичные средства как паушальные платежи на счет обладателя ценнейшей идеи.
Если необходимо обналичить большую сумму, то можно купить идею как ноу-хау. Однако чтобы придать всему мероприятию серьезный статус, следует хотя бы оформить на нее томик загадочных формул и расчетов, а для конспирации также придать ей статус коммерческой тайны (см. "ВД" №17-18).

Эффект бабочки
Некоторых останавливает то, что оборот физлиц-единоналожников ограничивается 500 тыс. грн. в год. И поэтому финансовые директора, любящие экстрим, для обналички крупных сумм зачастую предпочитают сотрудничать с так называемыми конвертационными центрами — фиктивными фирмами, снимающими любые деньги со своего счета в крупных размерах, не заботясь о том, чтобы это как-то юридически обосновать. Такая уверенность "конвертаторов" основана на том, что фирма регистрируется на подставных лиц (обычно ни о чем не ведающих студентов или пенсионеров), готовых за небольшую сумму подписать нужные платежные документы. И потом, обналичив пару миллионов, просто бросить фирму на произвол судьбы.

Правда, в этой схеме есть риск, что налоговая милиция раскроет деятельность фиктивной фирмы, признает в суде все сделки недействительными и потребует от компании, заказавшей обнал, удержать всю обналиченную сумму в доход бюджета, согласно ст. 207 Хозяйственного кодекса. Поэтому фиктивные фирмы стараются всячески скрыть свою фиктивность, получая различные лицензии и разрешительные документы, выплачивая зарплату работникам и т.д. Тем не менее, наиболее умные конвертаторы заводят свою "крышу" в налоговой, и их попросту никто не проверяет. Такие фиктивные фирмы существуют годами без всякой бухгалтерии. А их хозяева за свою незаконную деятельность получают от 2% до 4% от обналиченной суммы.

Сила в пластике
Громадные возможности в обезличивании снятия денег со счета предоставляют пластиковые карточки. Фиктивной фирме, к примеру, выгоднее всего иметь несколько корпоративных карт для обналички средств в любом банкомате, даже зарубежном. А действующие компании могут инсценировать кражу корпоративной карты и полностью обналичить текущий счет. Ведь узнать, кто на самом деле снимал деньги со счета, невозможно (конечно, если в банкомате не установлена камера слежения). А в день снятия денег заявляется о потере карты. Таким образом можно разово обналичить крупную сумму.

По другой схеме, на фиктивную фирму открывается зарплатный карточный проект. Собрав документы обычно несуществующих работников, компания открывает на их имена зарплатные пластиковые карты, но они, понятно, так и остаются в руках конвертаторов. При выдаче денег в банкомате с них не взимается комиссия. Впоследствии на данные карточки перечисляются загадочные суммы, например, долгосрочный займ для этих работников, которые потом уже массово обналичиваются. Правда, в обеих схемах заранее подается заявление в банк о снятии лимита с карточки, иначе банкомат за раз сможет выдать лишь небольшую сумму.

Страховка на любой случай
Более красивый способ обналички используется в сговоре со страховщиками. И тут обычно применяются две действующие схемы. Первая — это заключение договора страхования в пользу третьего лица. Причем выгоднее страховать работника, поскольку такие затраты увеличат статью валовых расходов. При этом со страховщиком договариваются о таком страховом случае, который заведомо наступит: например, пять летних дождей, которые могут погубить тропический цветок или обращение клиентов с имущественными претензиями (можно найти подставных). После наступления запланированного события страховая компания выплачивает денежную компенсацию аффилированному третьему лицу, которое уже делит по договоренности добытую наличку между страхователем и страховой компанией. При этом у обоих уменьшаются налоговые обязательства по налогу на прибыль.

По второй схеме, наоборот, заключается страховой договор с заведомо неисполнимым страховым случаем. Компания-страхователь перечисляет страховые премии и при этом уменьшает свои валовые расходы. В свою очередь страховая компания, используя офшорных перестраховщиков, обналичивает заработанное уже за пределами Украины и в твердой валюте. Ну а затем переводит деньги на личные счета учредителей в швейцарских банках. При этом негласная комиссия страховщиков составляет около 7-9% от обналиченной суммы. Ведь недаром первую пятерку страховых компаний по прибыльности за 2004 г. занимают неизвестные широкому кругу страховщики, которые практически не делали никаких реальных страховых выплат, а служили лишь инструментом для обналичивания денег.

Вексель поможет
Другой достаточно интересный и завуалированный способ обналичивания денежных средств использует преимущества векселя как ценной бумаги. Компания, желающая обналичить крупную сумму, выписывает простой вексель в счет поставки товаров аффилированной торговой фирме. Последняя, в свою очередь, передает вексель другой компании в счет оплаты за полученный ранее заем (возвратную финансовую помощь). Далее вексель по договору комиссии отдается компании, имеющей лицензию ГКЦБФР на торговлю ценными бумагами.

Торговец ценными бумагами якобы размещает вексель на финансовом рынке, но на самом деле продает его нужному физлицу. Но по цене, заниженной в тысячи раз от номинальной стоимости векселя. И, наконец, после такой лихо закрученной схемы физлицо предъявляет подешевевший вексель для оплаты по номинальной стоимости компании, которая его и выписала. Деньги перечисляются посредством денежного перевода либо на карточный счет, который легко обналичить. Такая схема также является вполне законной и удобоваримой.

Благо есть благотворительность
Благотворительность, как известно, принято обычно использовать в коммерческих целях. Схема основана на том, что компания делает благотворительный взнос либо оплачивает спонсорскую помощь на счет благотворительной либо общественной организации. Последние, в свою очередь, пускают данные суммы на уставные цели, якобы выдавая целевую помощь членам своих организаций. Однако на самом деле начисляют их на мертвые души, и основная масса обналиченной суммы возвращается ее владельцам черным налом. При этом проверить выдачу денежной помощи всем облагодетельствованным не представляется возможным.

МНЕНИЕ. Представитель страховой компании. — Основные схемы сейчас осуществляются в Украине, тогда как за рубеж отправляется намного меньше денег. Это связано с ограничениями, введенными постановлением Кабмина, в котором были определены критерии перестраховщиков-нерезидентов, с которыми можно работать, и постановлением НБУ, ужесточившим правила покупки валюты. Прямых схем за границу теперь достаточно мало, хотя в прошлом году из 1,9 млрд грн. зарубежного перестрахования реальных перестраховочных платежей, думаю, было не более 15-20% от этой суммы. Деньги, отправленные на перестрахование, уходят на какие-то счета в офшорах, и потом либо остаются там, либо возвращаются сюда, например, в виде предоплаты за услуги.
Внутренних схем существует огромное количество. Приведу пример: есть предприятие с большим оборотом наличных средств (торговое, строительное и др.), и ему нужны наличные средства. Оно заключает договор страхования. Страховая компания через посредника покупает ценные бумаги предприятия и отдает ему таким образом деньги. Посредник зарабатывает на этом комиссию. Средства могут возвращаться на предприятие, например, в виде временной финансовой помощи.
Есть еще схемы под выплаты, которые практикуются на внутреннем рынке, но, в основном, все происходит посредством "слива" прибыли в страховую компанию. Например, так работают банки, которые страхуют все, что только можно в аффилированной компании, "сливая" всю прибыль и увеличивая тем самым свои затраты. В итоге деньги остаются внутри группы, но они спрятаны от налога.

МНЕНИЕ. Заместитель директора банка по корпоративным клиентам. — Наиболее изящная и совершенно законная схема обналички корпоративных финансов проворачивается через банковское кредитование под залог депозитом. Как известно, срочный депозитный вклад, согласно инструкциям НБУ, является наиболее ликвидным залогом для выдачи кредита. Таким образом, компания, обладающая доверху наполненным текущим счетом, но малой наличностью, перекладывает эти деньги в срочный депозит. В то же время аффилированное физическое лицо просит банк выдать ему наличными крупный кредит, примерно равный сумме депозита компании.
В свою очередь компания предлагает банку обеспечить кредитные обязательства физлица своим депозитом. Это достигается путем заключения договора поручения или залога денежных средств на депозите в интересах аффилированного лица. В любом случае кредит, конечно, не возвращается, но это и не сильно волнует банк, поскольку он в таком случае спокойно забирает деньги с депозита компании. Таким образом, происходит чистая обналичка корпоративных средств.

    Реклама на dsnews.ua