Сила единства
Около половины украинских мелких компаний, а это примерно миллион предпринимателей, успешно пережили кризис. Но, по информации "ВД", каждая десятая из таких фирм-"малышей" уже выставлена на продажу.
Стойкие солдатики
Пережив тяжелые времена, предприниматели отчаянно ищут средства для развития. Но кредиты для бизнеса банки предлагают по неподъемным для большинства малых предпринимателей условиям — при хорошем сценарии под 25-27% годовых. "В кредитных союзах малый бизнес может взять кредит под 30-35% годовых, но в крупных городах ставки доходят до 50%", — говорит Петр Козинец, глава Национальной ассоциации кредитных союзов Украины. Для большинства предпринимателей влезать в займы на таких условиях сегодня — значит, потерять бизнес к 2011-12 гг. Смена власти и инициируемые ею новации пока оптимизма им не добавили.
Настроения, царящие в предпринимательской среде, ярко проиллюстрировала встреча ее представителей с новым главой Госкомпредпринимательства Михаилом Бродским в конце апреля, свидетелями которой стали корреспонденты "ВД". Само мероприятие было приурочено возможному реформированию единого налога и повышению отчислений с частных предпринимателей в Пенсионный фонд.
"Дальше — некуда! Нас, малых предпринимателей — больше миллиона, и мы не можем все закрыться и жить на улицах! Каждое изменение в законах будет по умолчанию использоваться налоговой против нас — для сдирания штрафов!" — такое мнение высказывали представители региональных ассоциаций и объединений малого бизнеса, в т.ч. таксистов, туризма, а также представителей розничной торговли.
В бюджете-2010 внутренние налоги (включая акцизы и НДС) должны обеспечить 74% всех налоговых поступлений, тогда как годом ранее на них приходилось 69%. "Все понимают, что дальше легче не станет. Бизнес вынужден продаваться или искать партнеров", — резюмирует Леонид Рубаненко из Союза налоговых консультантов.
"2010 год, наверное, станет последним годом массовых продаж "за долги". Предприятия, которые не сумеют преодолеть посткризисные явления до конца текущего года, скорее всего, окажутся на грани закрытия", — считает Оксана Маркарова, президент инвестгруппы ІТТ.
Поскольку выбор ресурсов для развития, мягко говоря, ограничен, бизнесмены, решившие не сходить с предпринимательской дорожки, пытаются найти альтернативные варианты. "К нам все чаще обращаются наши члены с просьбой распространить информацию внутри союза о том, что их бизнес продается", — говорит Вячеслав Быковец, глава Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины. Наиболее оптимальным сценарием привлечения средств для развития они видят в продаже доли компании, но с сохранением самого бизнеса. Это означает, что малые предприятия готовы сопротивляться поглощениям и идти на слияние с конкурентами.
Выбери меня
Людмила Дрыгало, совладелица компании по выпуску пищевых полуфабрикатов под одноименной ТМ, продает часть своего успешного бизнеса. "Мы ищем инвестора через инвестиционные компании и рассчитываем, изменив форму собственности в АО, продать 49% акций в течение года", — рассказала она "ВД".
По неофициальной информации, таким образом предприниматель пытается защитить свой бизнес от недружественных поглощений, вероятность которых после выборов повысилась. Впрочем, сама г-жа Дрыгало объясняет свои действия поиском ресурсов для развития.
Эксперты, опрошенные "ВД", отмечают, что массовые слияния малых компаний могут начаться уже осенью 2010 г. Аналитик МЦПИ Александр Жолудь считает, что сделки начнутся с гостинично-ресторанного бизнеса. Затем процессы слияния охватят агробизнес, торговые и инфраструктурные предприятия, региональный телеком. "Ряд провайдеров, сохранивших в период кризиса и ценовых войн абонентскую базу и не испытывающие финансовых проблем, либо выступят покупателями менее успешных компаний, либо будут объединяться со своими сильными коллегами", — говорит Александр Ольшанский, зампредправления Интернет Ассоциации Украины.
"По нашим прогнозам, слияние с конкурентами могут выбрать до 90% от общего числа продающихся небольших компаний", — отмечает Игорь Путилин, руководитель аналитического департамента компании Арт-Капитал. Ирина Сердюк из Phoenix Capital дает более скромный прогноз — не менее трети всех выставленных на продажу фирм выберут в качестве альтернативы продаже объединение с коллегами. При этом предприниматели выигрывают, прежде всего, время. Ведь продаваться сегодня — значит, продаваться за гроши. Например, по оценкам генерального директора "Датагруп" Александра Данченко, цена небольших телекоммуникационных компаний (областных и районных провайдеров), с 2008-го года обвалилась на 50-60%. По мнению заместителя главы Совета Украинского общества оценщиков Натальи Лебедь, в сравнении с докризисным периодом, региональные предприятия из сферы финансовых услуг и консалтинга подешевели в три раза, стоимость АЗС упала на 40%. "Компании до сих пор мыслят докризисными категориями, переоценивая себя для покупателя. Несоответствие ожиданий продавцов и покупателей приводит к провалу 70% сделок, по которым заявлен интерес", — рассказывает Оксана Маркарова. Обесценивание становится еще одним доводом в пользу объединения с конкурентами.
С фондом в кармане
Юридически оформление процедуры слияния малого бизнеса будет зависеть от планов собственников. Если объединенные компании рассчитывают только на продуктивную работу в своем сегменте, то единство бизнеса будет лишь фактическим, без смены формы собственности. "Слияние малого бизнеса реально, если оно снижает затраты или убирает ненужную конкуренцию. Компании могут экономить на подаче документов в госорганы, содержании бухгалтерии, оставаясь при своих рынках", — рассказывает Александр Жолудь. Это схема, обратная традиционной схеме минимизации. Средний бизнес, особенно в торговле, работал "на доверии" через группы ЧП, объединенных некой виртуальной управляющей надстройкой. В целях выживания независимый малый бизнес может пойти на обратные процедуры — выстраивание работы через негласные объединения ЧП. "Для мелкого бизнеса консолидация будет полезной, так как даст возможность повысить эффективность работы и снизить издержки", — рассказывает Михаил Гранчак, вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital.
По мнению "ВД", полноценное слияние, с переоформлением из ЧП или ООО в акционерные общества, будут проводить предприниматели, рассчитывающие на привлечение инвестиций в виде кредитов, или продажу доли в компании инвестфондам или зарубежным покупателям. Тем более, что потенциальные инвесторы заинтересованы как раз в сферах, настроенных на будущую консолидацию — телекоммуникациях, потребительских услугах, околоинфраструктурных предприятиях. "$390 млн из нашего фонда Emerging Europe Growth Fund II мы планируем инвестировать, например, в отрасли, связанные с производством потребительских товаров и услуг", — говорит Наталья Яресько, соуправляющий партнер компании Horizon Capital. В апреле же этого года IFC и Европейский банк реконструкции и развития заявили о создании фонда в ?300 млн, для инвестиций в средний бизнес, расположенный, в том числе, в Восточноевропейском регионе. Так как весомые инвестиции выделяются под вхождение в капитал и покупку пакетов акций, то ЧП-шникам и ООО-шникам ни копейки из этих миллионов не светит. А вот для бизнесменов, нацеленных на развитие, слияние и переформатирование в АО станет шансом, который поможет и на рынке выстоять, и позиции укрепить. Правда, и ряды малого бизнеса таким предприятиям придется покинуть.
Кто продается
До последнего времени слияние не было популярным механизмом консолидации мелких участников. Главная причина — недоверие. Глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко признает, что в результате слияний один из собственников, как правило, вытесняется из бизнеса. Поэтому пока что большинство компаний мечутся в поиске инвестора поодиночке. По словам аналитика группы "ТЕКТ" Ирины Васильевой, неплохие шансы привлечь инвестора имеют компании, занятые в таких сферах, как пищепром, переработка и сфера услуг. "Успешно продаться могут все компании, работающие в сегменте B2C, не отягощенные сильной долговой нагрузкой", — считает Ирина Сердюк, вице-президент компании Phoenix Capital. Например, не сетевые АЗС и автомойки продаются в Кировограде, Херсоне, Харьковской и Волынской областях. "Еще одним активизирующим продажи сектором стал рынок телекоммуникаций. В поиске партнеров по бизнесу пребывают небольшие районные провайдеры, например столичный IC7NEt (работает в Оболонском, Дарницком и Деснянском районах столицы). "Инвесторы могут рассматривать предложения компаний, которые готовы продаться по существенно заниженной цене и способные повысить свою капитализацю в течение двух-трех лет", — уверяет Александр Данченко, генеральный директор "Датагруп".