• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Как белка в мышеловке

Реклама на dsnews.ua
Рывок, скачок, кризис, стагнация… Все, что происходит с предприятием, отражается и на каждом сотруднике в отдельности, и на организации в целом.
Рывок, скачок, кризис, стагнация… Все, что происходит с предприятием, отражается и на каждом сотруднике в отдельности, и на организации в целом.

Три года назад Сергей Масин возглавил харьковский филиал компании "Этикс" (юридические услуги для населения, штат — 28 чел.). В то время там работало шесть человек. Нагрузка была очень высокой, хотя коллектив вполне справлялся с работой. Единственное, что показалось странным молодому руководителю — любые нововведения, даже те, которые напрямую касались улучшения условий труда, вызывали жуткое раздражение. Г-н Масин расценил это, как неприятие коллективом собственной персоны. Ведь ему казалось, что эти протесты совершенно необоснованны. Однако со временем ситуация улучшилась. Зарплаты выросли, появилось несколько новых помощников, и постепенно коллектив стал более доброжелательно относиться к инициативам директора. Но во время кризиса, когда от помощников пришлось отказаться и даже сократить несколько человек из старого состава, "парадоксальные реакции" на попытки руководства улучшить жизнь неблагодарных сотрудников снова проявились во всей красе…

Почему и откуда?
Возникшие проблемы Сергей Масин озвучил на заседании Клуба профессионального управления персоналом, прошедшего в мае 2010 г. Версий происходящего было несколько. Однако самая любопытная из них была выдвинута бывшим биологом, а ныне руководителем аудиторской компании Александром Клюевым. По его мнению, такое поведение характерно для организаций, сотрудники которых испытывают стресс вследствие большой нагрузки и интенсивной работы.

Чтобы снизить негативные последствия организационного стресса и уберечь предприятие от прямых убытков, по мнению Валентины Шабалиной, организационного психолога, руководителю стоит знать, какие из факторов приводят к подобным последствиям. "Организационный или рабочий стресс, в отличие от стресса, который испытывает в той или иной степени каждый человек, представляет собой напряжение, связанное исключительно с условиями труда, которое появляется у целой группы сотрудников. В современных компаниях он чаще всего возникает тогда, когда существуют перегрузки, ограничено время, а степень ответственности очень высока. Когда работа однообразна и утомительна, когда существует опасность для здоровья и присутствует много стрессогенных факторов, воздействующих на физиологическом уровне — шум, нарушение режима сна и прочих. Среди факторов, которые более всего оказывают влияние на психологическое состояние сотрудников, можно выделить низкий социальный статус, ощущение беспомощности и неприятие коллективом", — рассказала г-жа Шабалина.

Кроме того, по словам г-на Клюева, организационный стресс формируется и тогда, когда "руководство излишне интенсивно внедряет изменения, и при этом к работникам предъявляются противоречивые требования".

Страх самурая
"Организационный стресс особенно неприятен тем, что он имеет кумулятивный эффект", — считает г-жа Шабалина. Именно поэтому множественность, одновременность и длительность стрессогенных факторов является наибольшим злом для организации. Если в качестве примера приводить сопротивление изменениям, то оно возникает как следствие неадекватной оценки сотрудниками значимости инноваций. В режиме длительного цейтнота, который длится более трех-четырех месяцев подряд, любые инициативы "сверху" могут восприниматься как дополнительная нагрузка, справиться с которой уже не достает внутренних ресурсов.

Однако чаще всего субъективные причины, по которым организационный стресс оказывает особое влияние на человека, связан с самыми разнообразными страхами, которые имеют отношение к системе ценностей и мотивов индивида. "Есть категория сотрудников, эдакие "самураи-перфекционисты", которых приводит в трепет сама мысль о возможности допустить ошибку, не справиться с работой. "Карьеристы-властолюбцы" и "серые кардиналы" опасаются, что кто-то "обойдет" их. Люди могут бояться потерять свое "я" тогда, когда они вынуждены делать то, что противоречит их личным убеждениям. Если неуверенность в себе сочетается с профессиональной неуверенностью, на первый план обычно выходит страх потерять работу", — поведала Наталья Стобов, консультант Центра психологического консультирования "Фактор" (штат — 7 чел.).

Реклама на dsnews.ua

Один из основных и самых явных показателей организационного стресса — высокая "текучесть" персонала. В некоторых компаниях к ней относятся как к неизбежности и даже получают от этого выгоду. Но если в результате реорганизации или внедрения новых подходов к ведению бизнеса количество желающих уволиться в течение последующего полугодия превысило средний уровень на 10-15%, это свидетельствует только о том, что адаптационные возможности сотрудников себя исчерпали. Также можно говорить об организационном стрессе, если одновременно присутствуют три и более факторов, перечисленных в боксе "Что и почему?".

Для того чтобы определить уровень стресса, который испытывают сотрудники, Валентина Шабалина советует пользоваться такими методиками: "Шкала организационного стресса", адаптированная Н. Водопьяновой, "Шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций на рабочем месте", разработанная Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, анкетой "Пространство организационных проблем" В. Снеткова.

Стресс объединяет
Однако стресс имеет не только негативные последствия для организации. Незначи­тельная степень стресса, связанная с кратковременным, а не тотальным воздействием, напротив, позволяет мобилизоваться и усилить активность.

О том, что совместно пережитые приключения способны сплотить коллектив и зарядить его позитивной энергией, лучше всего знают ведущие тренингов командообразования. Кстати, тоже самое происходит и в животном мире — после экспериментов с обезьянами, при которых они подвергались различным неприятным, но коротким по продолжительности испытаниям, оказалось, что животные становились куда более дружелюбны, переставали выяснять отношения и воевать за свой статус в стае. Правда продолжалась эта идиллия не дольше трех суток. В отличие от приматов, у людей такого заряда благожелательности хватает на две недели, в лучшем случае на месяц. Потом все возвращается на круги своя — сплетни, интриги и подковерные бои становятся только активнее. Психологи объясняют это тем, что агрессивное поведение требует больше энергетических затрат, и поэтому оно восстанавливается позднее, чем дружелюбные и нейтральные отношения.

Еще один вывод, который можно сделать, проводя аналогии с братьями нашими меньшими, — организации с более гибкой структурой гораздо легче переживают любые виды стресса. Жесткая иерархическая структура подразумевает и более зарегулированные и ригидные модели отношений и функциональных обязанностей, поэтому когда система таких взаимоотношений начинает рушиться, социальный стресс испытывают все без исключения категории сотрудников. 

Блиц-опрос
Приходилось ли вам сталкиваться с таким явлением, как организационный стресс, и как с ним боролись?
1. Александра Волчек, начальник отдела кадров ООО "Бриста" (производство мебели, штат — 77 чел.)
В свое время мне пришлось работать в компании по оказанию медицинских услуг, сотрудники которой постоянно испытывали стресс, связанный со сложными условиями труда. Ненормированный рабочий день, общение с людьми не всегда адекватными и находящимися в сложной ситуации, стрессы, конфликты внутри коллектива — все это приводило к тому, что сотрудники становились раздражительными. Чтобы хоть немного снизить степень этой энтропии и под­держать персонал, мы предложили нашему психотерапевту работать не только со своими клиентами, но и проводить групповую и индивидуальную работу с врачами. Кроме того, мы изменили график, сделав его более удобным.
2. Татьяна Бреус, менеджер проектов Staff Service (поиск и подбор персонала, кадровый консалтинг, штат — 25 чел.)
Для хедхантера одним из маркеров "организационного самочувствия" компании является степень готовности сотрудников к смене места работы. Если специалисты взвешенно планируют свой грядущий уход из компании, могут логически обосновать причины увольнения, стремятся красиво завершить все дела и остаться в хороших отношениях с предыдущим работодателем, чаще всего это отражает здоровую рабочую атмосферу в компании. Если же человек "мечется", принимает противоречивые решения, проявляет признаки профессионального выгорания, скорее всего такое состояние обусловлено хроническим стрессом на работе. Для исправления подобной ситуации необходимо провести организационную диагностику, совместить пожелания руководства с потребностями сотрудников, выявить проблемные места и планомерно над ними работать.
3. Наталия Саратовцева, менеджер по персоналу ЗАО "Литер" (продажа, инсталляция, сервисное обслуживание аудиовизуальной техники, штат — 200 чел.)
В крупных и средних компаниях организационный стресс ощущается острее. Однако и преодолевать его проще, так как работает четкая структура бизнес-процессов, и он менее локализован. Поэтому любые изменения, которые внедряются в условиях организационного кризиса, необходимо прорабатывать. И только после этого "запускать" информацию в массы. Это самая важная стадия, поскольку ее цель — максимально подготовить к изменениям мышление и сознание каждого сотрудника. А любая недоработка увеличит силу сопротивления потом. Затем на стадии внедрения следует четко, лаконично и с определенной периодичностью (один-два раза в квартал) информировать персонал о том, как происходит внедрение. Информации не должно быть много, но она должна быть доступна и понятна. На стадии завершения важна обратная связь, информирование: указание на то, что сделано, оценка вклада каждого сотрудника, и описание того, что полезного это дало.
    Реклама на dsnews.ua