• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Владимир Бронников: "Российский монопольный поставщик не лучше и не хуже нашего, французского или американского"

Реклама на dsnews.ua
Генеральный директор ОП "Атомпроек­т­инжиниринг" НАЭК "Энергоатом" больше десяти лет являлся директором одной из крупнейших АЭС в Европе — Запорожской

Генеральный директор ОП "Атомпроек­т­инжиниринг" НАЭК "Энергоатом" больше десяти лет являлся директором одной из крупнейших АЭС в Европе — Запорожской. Сейчас на своей должности он, в частности, курирует вопросы, связанные со строительством новых блоков на Хмельницкой АЭС. В интервью "ВД" он рассказал о преимуществах и недостатках будущего сотрудничества Украины и России в сфере атомной энергетики.

Сейчас активно обсуждается вопрос объединения российской и украинской атомной энергетики. Не считаете ли вы, что если планы по сотрудничеству с Россией будут реализованы, о сотрудничестве с другими странами можно будет забыть?
— Я считаю, что Украина в вопросах атомной энергетики должна быть самостоятельна. Для этого следует поставить по главу угла необходимость создания своей научно-технической базы. Украина, конечно, должна сотрудничать со странами — мировыми игроками на этом рынке, но только в обмене необходимыми наработками, не более.

Какова цена вопроса самостоятельности Украины на мировом атомном рынке?
— У нас все, как всегда, упирается в деньги — на атомную энергетику государство выделяет какие-то сотни миллионов. Это ничто по сравнению с тем, сколько вкладывается в эти направления другими странами. Современный атомный блок стоит $5млрд, до 30% от этой суммы приходится на инжиниринг. Если мы будем инвестировать в научно-техническую базу, то сможем уже через пять-семь лет стать самостоятельными.

Но разработку того же Новоконстан­тиновского месторождения Украине в любом случае одной не осилить. Придется договариваться с Россией?
— Россия — один из крупнейших поставщиков урана в мире. Но сейчас испытывает его дефицит и свои потребности удовлетворяет, проводя обогащение урановых отвалов, а также разбавляя высокообогащенный уран, оставшийся еще со времен СССР. Россия и все ядерные державы гоняются за урановыми ресурсами таких стран, как Монголия, Канада, Казахстан, Намибия и др. Новые месторождения находятся в Якутии, разрабатывать их очень сложно в силу климатических условий. Так что Россия заинтересована в том, чтобы инвестировать в разработку более доступных месторождений. В том числе и наше, Новоконстантиновское. Российский монопольный поставщик не лучше и не хуже нашего, французского или американского монопольных поставщиков. Мы в принципе не должны зависеть от монополиста, и поставки ядерного топлива все равно нужно будет диверсифицировать, но мне кажется, с Россией проще договориться о разработке на более выгодных условиях.

Кто более выгоден Украине в качестве стратегического инвестора при строительстве завода по производству ядерного топлива, русские или американцы?
— Для Украины важно не то, кто из них в итоге построит этот завод, а то, чтобы он не превратился в свалку устаревшего оборудования. А такая угроза существует.

Еще в конце 2009 года "Энергоатом" разработал Концепцию развития атомной энергетики до 2020 года. Но проект так и завис в воздухе. Руководство компании уже обсуждало с новым правительством возможность ее принятия?
— Сейчас она пересматривается, пока никаких переговоров с новым правительством — работа его локализована на проблемах строительства третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Мы уже передали России технические требования по реакторной установке и, когда будет подписано межправительственное соглашение об участии России в этом проекте, будем двигаться дальше. Пока мы настаиваем на том, чтобы россияне вместе с реакторными установками поставили нам полный пакет техдокументации, что позволит нам действовать независимо. После окончания переговоров с россиянами, думаю, было бы проще сделать выводы, какие ресурсы в Украине стоило бы развивать в первую очередь и сформулировать предложения по ликвидации дефицита ядерного топлива.

Ярые противники развития атомной энергетики в Украине заявляют, что безопасность в атомной энергетике невозможна в принципе, и напоминают о Чернобыле. Так ли это?
— По уровню безопасности те блоки, которые мы строим на Хмельницкой АЭС, соответствуют критериям АЭС третьего поколения. Согласно проведенным исследованиям, авария может случиться один раз в тысячу лет, но при такой аварии не требуется отселение, а только вводятся ограничения на употребление пищи, производимой в данном регионе.
Кроме того, поскольку безопасность атомной энергетики должна обеспечиваться всей инфраструктурой страны, используемым оборудованием, мы сейчас форсированно строим учебно-тренировочный центр для ремонтного персонала на Запорожской АЭС. Таких центров в мире пока всего два — в Японии и Франции.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua