• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Алексей Петрашко: "Мы обяжем рейтинговые агентства раскрывать методики работы, стоимость услуг и историю отношений с заказчиком"

Реклама на dsnews.ua
С расширением количества участников украинского рынка рейтинговых агентств власти готовятся глобально перекроить условия их работы. О том, как ужесто

С расширением количества участников украинского рынка рейтинговых агентств власти готовятся глобально перекроить условия их работы. О  том, как ужесточатся требования к работающим в Украине РА, в том числе международным, "ВД" рассказал Алексей Петрашко, член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В этом году ГКЦБФР включила в перечень уполномоченных РА троих новых участников. Почему комиссия допустила агентства с минимальным опытом работы?
— Все агентства, которые приняли участие в конкурсах, предоставили исчерпывающую информацию о своей работе и соответствуют текущим требованиям ГКЦБФР. Однако не только порядок проведения конкурса, но в целом модель регулирования деятельности данных компаний нужно оптимизировать.

О каких именно изменениях правил игры для РА идет речь?
— У ГКЦБФР — широкоформатный план изменения условий деятельности рейтинговых агентств. Речь идет о модернизации существующих подзаконных актов, которые регулируют деятельность РА, и о коррекции законодательного поля в отношении данного вида бизнеса. Например, мы будем рассматривать состав профессионалов, которые этим занимаются, и методики, по которым определяются оценки. Сегодня в Комиссии формируются требования к составу аналитиков РА, ротации кадров, которые там работают, и рейтинговым комитетам, которые принимают решения. Если у РА есть история работы с клиентами, мы будем интересоваться такой историей взаимоотношений с заказчиками. Обяжем подавать углубленную информацию о конфликтах интересов, которые возникают в деятельности РА.

ГКЦБФР будет требовать раскрытия информации о деятельности РА, причем не только на сайтах агентств, но и в средствах массовой информации, в том числе предоставлять эту информацию на площадки, где торгуются эмитенты. Кроме того, мы намерены обязать РА в большем объеме раскрывать контрактную информацию между заказчиками и РА, в том числе стоимость таких контрактов.

Сегодня ГКЦБФР видит информацию о кадрах, методиках и стоимости услуг РА?
— Мы видим информацию о кадрах в формате отчетности, которую подают РА. А вот любые контрактные данные закрыты, равно как и информация о стоимости рейтингов. Поэтому оценить объемы рынка рейтинговых услуг в Украине сложно. Но если бы этот бизнес не был интересен, то даже с учетом кризиса мы увидели бы менее оптимистичную картину. А сегодня на рынке рейтингов, наоборот, появляются новые участники. Эта услуга как пользовалась, так и будет пользоваться спросом.

Информация с обоснованием рейтингов закрыта даже у публичных компаний, которые, однако, обнародуют аудиторские отчеты?
— Мы считаем, что данная информация должна открываться, чтобы публичный рынок и общественность знали максимальную информацию об объекте рейтингования, а что касается отношений заказчика и исполнителя, то, по действующему правовому полю, договор между заказчиком и исполнителем является коммерческой информацией.
Так, никто из наших коллег-регуляторов, ни в ЕС, ни в США, пока не может использовать модель перехода заказа рейтинговой услуги не со стороны рейтингуемой компании, а со стороны рынка. Но такие механизмы существуют — есть модель, в которой заказчиком рейтинга выступает не эмитент, а инвестор. Пока что такая механика сложна и заказчиками выступают компании, которые занимаются заимствованиями. Планы по реализации данной модели есть как у ГКЦБФР, так и у европейских регуляторов.

Эксперты финансового рынка опасаются, что новые уполномоченные РА будут бороться за клиента с помощью демпинга, что приведет к ухудшению качества оценки. В ГКЦБФР рассматривают сценарий регулирования стоимости рейтингов?
— Нет, это дело рынка и мы никогда не были приверженцами регулирования цен.

Реклама на dsnews.ua

Какие санкции могут быть применены к агентству при выявлении нарушений?
— К нарушителям мы будем применять предупреждения, максимальной санкцией является исключение из перечня уполномоченных агентств. Но случаев с исключением агентств из перечня уполномоченных еще не было. На примере Fitch, Moody's, S&P могу отметить, что проблемы, которые американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) отметила в деятельности агентств, в большей мере были связаны с рейтингованием структурированных инструментов. В Украине выпуск таких инструментов усложнен и на рынке их нет. А  в мире именно деривативы стали катализатором кризиса. Проблемы в США и Европе сопряжены и с общим уровнем доверия к РА. В США SEC, без инициации со стороны самих РА, а лишь по итогам их работы на рынке, признавала агентства в качестве национальных статистических рейтинговых организаций (НСРО). Сегодня подход пересмотрен и, чтобы поддержать статус НСРО, те же Moody's, S&P, Fitch должны самостоятельно подавать заявки и открывать особенности своей работы перед надзорным ведомством. Власти США используют два основных принципа контроля — максимальное раскрытие информации и анализ методик и процедур, которые используются РА. И  недалек тот час, когда мы сможем увидеть, как в США кто-то из признанных РА лишится этого статуса.
Так как доверие инвесторов к рейтингам по-прежнему высоко, изменение подходов к регулированию РА рассматривают на уровне G20. Текущие же наработки наших коллег в Европе и США по проблематике РА мы будем применять в Украине.

Новшества, которые готовятся в ГКЦБФР, отразятся на международных РА, работающих в стране?
— Да. Например, мы не исключаем расширения перечня признанных в Украине международных РА. Но сам механизм признания международных агентств будет пересмотрен. Скорее всего, мы придем к принципу не самостоятельной процедуры признания зарубежных агентств со стороны ГКЦБФР, а инициации со стороны международных РА.

Сколько еще украинских РА могут получить статус уполномоченных?
— Все желающие компании уже приняли участие в конкурсах в апреле-мае текущего года.

Как вы относитесь к расширению количества обязательных к рейтингованию инструментов?
— Время обязательных рейтингов, с одной стороны, уже прошло. Но рейтинг необходим как минимум для публичных инструментов. Не псевдопубличных, а инструментов, которые торгуются на регулируемых рынках в Украине (облигаций и ЦБ, которые не подпадают под характеристику "мусорных" — прим. "ВД"). Одновременно мы обсуждаем возможные корректировки контроля над обязательными кредитными рейтингами инструментов, которые находятся в портфелях финансовых институций — банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов. По представлению новых методик самими РА может расширяться спектр рейтинговых продуктов, предоставляемых РА для публичных эмитентов.

Сколько времени потребуется на изменения условий игры РА?
— Промежуточные итоги в виде проектов нормативов ГКЦБФР мы увидим уже осенью, а весной-летом 2011 года мы планируем завершить коррекцию законодательного поля. В существующем правовом поле мы будем внедрять стандарты, которые уже приняты в международной деятельности и кодексах РА. Также мы возьмем наиболее применимые для Украины рекомендации G20 по регулированию локальных агентств.

По вашему мнению, необходимо ли вводить требования к информации, которую предоставляют РА заказчики?
— Само РА в методике агентства определяет, какую именно информацию должен предоставлять заказчик. ГКЦБФР получит доступ к этим данным, когда на уровне нормативов будет установлена обязанность РА раскрывать перед нами процедуру и механизмы. Если окажется, что РА получает от заказчика недостаточную информацию, мы потребуем улучшить методику. Так, до недавнего времени РА рассматривали свою методику как тайну, как ноу-хау, которое не разглашается. Сегодня ситуация изменилась, методики раскрыты, и, как показал опыт, ни одна из этих методик не оказалась совершенной.

Объективка
Кто:
Алексей Геннадьевич Петрашко,
родился 5 августа 1974 г. в Днепропетровске.
Образование:
1996 г. — Государственная металлургическая академия Украины (специальность — "инженер-экономист-информатик").
2007 г. — Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана (специальность — "правоведение", магистр права).
Карьера:
1996 г. — замначальника Днепропетровского территориального управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
2001 г. — глава управления корпоративных финансов ГКЦБФР.
2003 г. — заместитель исполнительного секретаря ГКЦБФР.
2005 г. — директор департамента корпоративных отношений ГКЦБФР.
2009 г. — член ГКЦБФР.
Семья:
Женат, воспитывает сына.
    Реклама на dsnews.ua