• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Властелин курса

Реклама на dsnews.ua
У Стельмаха стабилизировалась гривня. Что это предвещает украинцам?

Очень сложно управлять украинским народом. Менталитет простых граждан не выдерживает никакой критики — сплошные фомы неверующие. Если власти твердят, что в стране уродила гречка, население бежит закупать ее впрок, ибо уверено: врут. Если чиновники и Нацбанк убеждают, что гривня — живее всех живых, население бежит скупать доллары. Вот и теперь, когда 8 сентября с. г. глава НБУ в очередной раз повторил мантру о том, что к концу года один американский доллар можно будет купить не более чем за 8  грн., спокойствия в обществе не прибавилось. Все почему-то вспомнили кризисный 2008-й, доллар по десять и "депозитный мораторий". Никак не хотят украинцы понять, что, по версии Нацбанка, во всем произошедшем повинны были журналисты и "мировой финансовый кризис".

Экс-министр экономики правительства Юлии Тимошенко, нардеп от БЮТ Сергей Терехин считает, что если чиновник такого ранга начинает говорить о ревальвации либо девальвации, — "это знак для потребителей". А вот какой это знак — зависит от того, как этот чиновник мотивирован. Правда, какая мотивация была актуальна для Стельмаха в 2008 году и какова она теперь — политическая, экономическая или частная, — г-н Терехин "ВД" не сказал.

Недоверие граждан к центробанку — вещь традиционная для Украины, считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. "Несмотря на несколько лет стабильности начиная с 2000 г., доверие к власти было минимальным. У народа сохраняется высокая готовность к негативам, которая проявляется не столько на валютном рынке, сколько на рынке товаров и услуг", — считает эксперт. Впрочем, старший аналитик программы "Социальная экономика" Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь считает, что гражданам не стоит паниковать: "Стельмах всегда говорил о стабильности гривни, у него работа такая".

Молчание — золото

Несмотря на "такую работу", заявления о судьбе гривни от руководства НБУ поступали далеко не всегда. И если осенью 2004 г. и. о. главы НБУ Арсений Яценюк, по оценке г-на Юрчишина, "делал смелые шаги, причем публично", и смог остановить панику и удержать банковскую систему, то в кризисную осень 2008 г. глава НБУ Стельмах отделался туманной фразой о том, что "гривня еще немного подешевеет, а потом все станет нормально". Правда, когда и для кого станет "все нормально", он не уточнил до сих пор.

По оценкам Сергея Терехина, руководству НБУ было что скрывать от населения задолго до осени 2008 г.: "Если мы посмотрим на характеристики здоровья банковской системы начиная с конца 2007 г., то увидим оттоки капиталов, депозитов, уменьшение кредитования. С  тех пор произошли многомиллиардные операции по поводу спасения некоторых банков либо поддержания покупательного спроса, как говорил г-н Стельмах. Где эти деньги делись — Бог его знает". В 2008 г. руководству НБУ тоже было "лучше молчать, чем говорить". "Центробанк непрозрачно раздавал кредиты рефинансирования, валютные кредиты, проводил интервенции для поддержки балансов коммерческих банков, а на следующий день эти деньги перекачивались на межбанковские рынки, где повышался курс и раскручивалась спираль паники. Это длилось полтора-два месяца, и центробанк ничего не делал. В октябре-ноябре НБУ потратил более $2  млрд на различные интервенции, его резервы очень сильно сократились, но никто не понес за это никакого наказания", — вспоминает Василий Юрчишин тогдашние действия руководства НБУ. Терехина же больше интересует другой вопрос: где эти деньги?

Найдите десять отличий
Если говорить о дне сегодняшнем, то Юрчишин уверен в том, что "осень-2008" не повторится. "Тогда был порочный круг: недоверие к властям, ухудшение ситуации в финансовом и экономическом секторах, паника, усиление недоверия и дальше по кругу. Сейчас ситуация немного лучше: люди начали возвращать депозиты в банки, увеличиваются золотовалютные резервы страны (см. таблицу) есть транш МВФ. Объемы кредитования не растут, но и не снижаются. Экономика в 2008 г. падала ежемесячно на 20-30%, сейчас же есть положительная динамика. Но главное — нет очередей к обменникам, нет уличных "менял", банки не ограничивают возврат депозитов. В целом нет оснований для шокового падения гривни — значит, нет оснований не верить главе Нацбанка",  — считает эксперт.

Реклама на dsnews.ua

Солидарен с ним и Александр Жолудь: по его мнению, гривня будет стабильной, и таких резких скачков, как в конце 2008 г., не будет. Впрочем, прогнозы МЦПИ насчет курса доллара менее радужны, чем обещания Стельмаха: по мнению экспертов, к концу года курс нацвалюты может упасть до 8,20 грн. за доллар. Эксперты связывают это со снижением мировых цен на руду, что может повлечь за собой падение цен на украинский металл на внешних рынках примерно на 5%. Однако, по мнению Юрчишина, изменение цены на металл даст о себе знать только через один-два квартала: нынешние контракты уже подписаны. Также отрицательно повлиять на экономику страны может квотирование экспорта зерна. Однако эксперт все же уповает на то, что Украина еще может занять нишу, освобожденную на мировом рынке зерна Россией и Казахстаном, укрепить свои экспортные позиции, а заодно и нацвалюту.

Укрепятся ли позиции самого Стельмаха — это отдельный вопрос. "Персоналия главы центробанка — это не менее, а может, и более важная фигура для развития страны, чем глава правительства", — говорит Юрчишин. Правда, по мнению Терехина, правительству регионалов от Стельмаха и его экс-зама Анатолия Шаповалова нужно только одно — молчание: "Правительству он сейчас не нужен, но знает массу информации. Необходимо ему поставить бронзовый бюст и отправить на пенсию, но сделать это ласково, с вручением букета. Иначе он начнет говорить".

Незлопамятным народом
оказались украинцы по отношению к Нацбанку и его пока еще бессменному руководству. Не прошло и двух лет после шоковой осени 2008 г., как доверие к Нацбанку существенно возросло. По данным социсследований Центра им. Разумкова, поддержка украинцами действий Нацбанка по сравнению с декабрем 2008 г. повысилась втрое: если тогда его отдельные действия поддерживали 13,7% украинцев, то теперь действия Нацбанка поддерживают 31,4% населения. А количество тех, кто не поддерживает деятельность регулятора, сократилось почти вдвое  — с 72,8% до 40,9%. Возможно, именно поэтому украинцы вынули деньги из капроновых чулков и трехлитровых банок и понесли их снова в банки — на депозиты. Однако, вопреки заявлениям Стельмаха в декабре 2008  г. о том, что стоит населению вернуть деньги на депозиты, как гривня сразу же вернется на докризисный уровень, этого не произошло. Если банковская система Украины действительно пережила кризис, как сказал глава НБУ, то размещение денег на депозитах, возможно, поможет защитить сбережения от инфляции — ведь, по прогнозам НБУ, ее уровень в 2010 г. составит 10,5%, в 2011 году — 11,2%.


Май 2002 г.
Леонид Кучма, президент Украины:
"Я более всех доверяю Стельмаху...Он на должности председателя НБУ ерунды не делает, как это делалось до того".

7 декабря 2002 г.
Владимир Стельмах, глава Нацбанка:
"Я исхожу из принципа, что только Бог без греха. Кто работает, тот всегда допускает ошибки".


14 сентября 2010 г.
Сергей Терехин, нардеп от БЮТ:
"Стельмах уже давно не понимает, чем он (Владимир Стельмах — прим. "ВД") занимается, и ему надо на пенсию.
Я говорил ему это шесть лет назад — он обиделся".

* Должности указаны на момент высказывания


 

    Реклама на dsnews.ua