• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Торг уместен

Реклама на dsnews.ua

Процесс вступления Украины в ВТО в последние годы сильно напоминает историю с принятием Налогового кодекса или приватизацией "Укртелекома". Каждый год каждое новое правительство неизменно обещает довести до логического завершения все эти три начинания "до конца текущего года". И каждый год эти три "мыльные оперы" откладываются на неопределенный срок. Но если с "Укртелекомом" и Налоговым кодексом в этом году уже точно получилось "как всегда", то со вступлением в ВТО власти еще надеются поступить "как лучше".

Теоретически шансы вступить в ВТО во время заседания Рабочей группы организации 21 декабря нынешнего года еще сохраняются. Тем более что за дело взялись все ветви власти, демонстрируя невиданное единодушие. Сначала содействовать делу вступления в ВТО "всеми возможными рычагами" пообещал Президент Виктор Ющенко. Затем в готовности "делать все, чтобы законопроекты поступили в парламент и были поддержаны" заверил премьер Виктор Янукович. Принять необходимые "ВТОшные" законы призвали своих коллег депутаты из "Нашей Украины" и БЮТ.

Но такое единодушие политических сил 17 октября завершилось… переносом парламентских слушаний по ВТО на две недели. На этом фоне принятые в тот же день изменения к закону о ветеринарной медицине, необходимые для вступления в ВТО, выглядят малоубедительно. Например, однопартийцы Юлии Тимошенко вообще уверены, что "узкий круг политиков и бизнесменов лоббирует затягивание вступления Украины в ВТО". Да и Виктор Янукович открыто заявил, что рассчитывает на принятие Украины в члены организации в лучшем случае в январе-феврале 2007 г., а не в нынешнем году.

Тем временем, в отличие от Евросоюза или НАТО, о ВТО нельзя сказать, что Украину там не ждут. Кто и почему заинтересован в этом за границами нашей страны, выясняла "ВД".

Зачем им мы?

Ключевым мотивом в стремлении зарубежных стран видеть Украину членом торгового клуба является предсказуемость. "Преимущества от вступления Украины в ВТО будут взаимными, так как это создаст больше стабильности и предсказуемости, а также лучшие условия доступа для бизнеса Евросоюза, который хочет экспортировать в Украину или работать там. Поэтому Евросоюз поддерживает скорейшее вступление Украины в ВТО", — так звучит официальная позиция Еврокомиссии. И не просто поддерживает: вступление страны в ВТО — обязательное условие для начала переговоров с Украиной о создании зоны свободной торговли с ЕС, что недавно подтвердил посол Европейской Комиссии в Украине Иен Боуг. Цена вопроса велика: после расширения Евросоюза его доля во внешнеторговом обороте Украины составляет 35%, а за 1991-2005 гг. из стран ЕС в Украину поступило $11 млрд иностранных инвестиций, т.е. 72% от их общей суммы.

Но ВТО — не единственное препятствие для Украины в этом вопросе. Положение усложняется еще и тем, что не все компании Евросоюза заинтересованы в создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Например, рост украинского экспорта сельскохозяйственных товаров и продуктов питания невыгоден крупным производителям сельскохозяйственной продукции, прежде всего из Франции, Италии и Испании. Также не в восторге от свободной зоны будут европейские металлурги и химики.

Реклама на dsnews.ua

Вместе с тем в ЕС существуют и мощные лоббистские группы компаний, которым либерализация торгово-инвестиционного режима с Украиной сыграла бы на руку. Прежде всего, речь идет о транснациональных корпорациях, которые, во-первых, изучают возможность перенесения в Украину своих производств, во-вторых, хотят купить здесь крупные промышленные предприятия и открыть для них экспортные границы, а в-третьих, ищут новые рынки расширения сбыта. Здесь следует вспомнить и автопроизводителей, шокированных сводками продаж автомобилей в Украине в этом году, и химиков с металлургами, сверяющих рост потребления соответствующих товаров и стоимость заводов, их производящих. И можно смело утверждать, что сделки по слияниям и поглощениям в Украине с участием европейского капитала очень быстро нивелируют так называемые негативные последствия от вступления нашей страны в ВТО как для украинского, так и для европейского бизнеса. Вот только гарантий полноценного доступа на рынок нашим "лоббистам" пока никто не дает…

К примеру, по словам замминистра экономики Украины Валерия Пятницкого, в случае вступления Украины в ВТО не позже начала 2007 г., зона свободной торговли с ЕС заработает уже в 2010 г. Но в такой сценарий в ЕС, похоже, уже не верят. Об этом свидетельствует история с соглашением между ЕС и правительством Украины о торговле некоторыми видами изделий из стали, срок действия которого истекает в декабре текущего года. По этому соглашению квоты на импорт стали из Украины должны быть отменены с момента присоединения Украины к ВТО. Однако затянувшийся процесс вступления Украины в организацию вынудил европейскую сторону требовать продления действия "стальных" договоренностей.

К ВТО "привязана" и другая, еще более важная для Украины проблема: заключение нового соглашения о сотрудничестве с Евросоюзом. Действие старого соглашения заканчивается в 2008 г., а целью нового, по словам руководителя директората Европейской комиссии по вопросам стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии Хьюга Мингарелли, должна стать "действительная интеграция экономики Украины в европейскую экономику". В Украине надеются (и небезосновательно!), что зона свободной торговли станет одним из элементов этого соглашения. Тем не менее, в Евросоюзе пока нет однозначного мнения по этому поводу.

На улучшение инвестиционного климата в Украине после вступления страны в ВТО надеются и в США. Впрочем, у американцев есть и более конкретные интересы. Помимо сельскохозяйственного экспорта, это выгоды в сфере услуг: энергопоставки, филиалы банков и страховых компаний, профессиональные услуги, услуги по экспресс-доставке и телекоммуникационная сфера. Но наиболее существенные причины, по которым США желали бы увидеть Украину в рядах ВТО, носят не экономический, а, скорее, геополитический характер. Украину вполне можно использовать как рычаг влияния на Россию, также желающую стать членом организации. Сейчас в российском правительстве открыто признают, что именно США являются основным камнем преткновения на пути страны в ВТО. И хотя глава Минэкономразвития РФ Герман Греф утверждает, что согласовать с США осталось только "мелочи" вроде гармонизации ветеринарных мер, с его позицией согласны не все. Например, четыре американских сенатора обратились к торговому представителю США Сьюзан Шваб с заявлением о готовности проголосовать против вступления России в ВТО в случае, если РФ не прекратит реализацию контракта по строительству АЭС в Иране, опасаясь, что последний в результате сможет производить ядерное оружие. Российские власти уже подготовились к возможному срыву переговоров, угрожая в этом случае снять с себя ранее взятые "ВТОшные" обязательства, в частности, резко ограничив импорт "ножек Буша".

Тем не менее есть все основания полагать, что экономические интересы резидентов США для тамошних властей первичны. Это наглядно продемонстрировала реакция американцев на недавнее ограничение экспорта украинского зерна. Посол США в Украине Уильям Тэйлор уже побывал в Минагрополитики и рассказал министру Юрию Мельнику о серьезных убытках, которые понесли американские зернотрейдеры.

Конфликт усугубляется тем, что стороны так и не пришли к единому мнению. Украинская сторона называет причинами ограничений предупреждение дефицита зерновых на внутреннем рынке, тогда как в посольстве США утверждают, что в Украине нет признаков критического дефицита зерна. И хотя официальных угроз с американской стороны еще не прозвучало, эксперты уверены, что "зерновое" противостояние существенно снизило шансы Украины на вступление в ВТО.

Кто раньше?

Со своим вступлением в организацию Россия вроде бы не спешит, особенно если судить об этом из заявлений чиновников. Кроме уже упомянутых линий конфликта, с критикой ВТО недавно выступил и министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Украина вступает в ВТО на очень невыгодных условиях. Мы на таких условиях вступать не будем", — сказал он.

И Россия, и Украина на высшем уровне упорно не хотят признавать наличие конкуренции в вопросе "кто раньше вступит в ВТО". Между тем проблема есть, и чем дальше, тем острее ее ставят в Вашингтоне и Москве. Тем временем заместитель главы президентского секретариата Арсений Яценюк ограничивается дежурным заявлением: "Украина заинтересована в скорейшем вступлении России в ВТО, так как это создаст условия для прозрачности торговых отношений между двумя странами".

Тем не менее сценарий, при котором Россия вступает в организацию раньше Украины, выгоден нашему северному соседу. Во-первых, в этом случае для членства в ВТО Украине придется подписывать двусторонний протокол с РФ — и здесь претензии, например, к экспортируемой в Россию мясо-молочной продукции приобретут для Украины гораздо более серьезную форму и могут вынудить пойти на большие уступки, чем при нынешних раскладах. Кроме того, России невыгодно видеть Украину в ВТО, поскольку в таком случае последняя сможет обжаловать российские ограничения в отношении украинской металлургической продукции. Поэтому откладывание "ВТОшных" законов в долгий ящик на этот раз может обойтись куда дороже, чем это было в минувшем году.

Заседание Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО, состоящей из 48 стран, должно состояться 21 декабря, а ее доклад относительно готовности вступления страны в организацию должен быть завершен до конца ноября. Если не будет принят хотя бы один из необходимых законов — в текущем году членом ВТО Украина не станет.

Теоретически Верховная Рада еще может уложиться в указанные сроки. Например, спикер Александр Мороз уверен, что до конца будущего месяца его коллегам удастся качественно подготовить и принять необходимые законы. Но практически одновременно с заявлением спикера депутаты приняли закон, продлевающий налоговые льготы для отечественного агропрома и прямо противоречащий нормам ВТО. Кроме того, был отправлен на доработку законопроект, снимающий ограничение на ввоз на территорию Украины подержанных транспортных средств.

Такое развитие ситуации заставляет вспомнить неоднократно появляющуюся (и, как правило, сразу же опровергаемую) информацию о якобы существующей договоренности нового украинского правительства с российской стороной о синхронизации вступления двух стран в ВТО и взаимном согласовании условий этого процесса. Чем более явным становится саботаж украинскими депутатами "ВТОшных" законов, тем больше поводов думать, что именно такой монетой украинские власти решили заплатить за российские энергоносители.

ЧТО ТАКОЕ ВТО

Всемирная торговая организация со штаб-квартирой в Женеве, созданная в 1995 г., объединяет 150 стран, на которые приходится 95% мирового торгового оборота. По данным Министерства экономики Украины, на страны-члены ВТО приходится около 70% украинского экспорта.

Процесс присоединения Украины к ВТО длится с 1993 г. Из семи стран, граничащих с Украиной, членами организации не являются лишь Беларусь и Россия (последняя находится в процессе вступления).

Тем временем внутри организации наблюдаются серьезные разногласия: страны-члены ВТО не могут завершить Дохийский раунд переговоров, начавшийся в 2001 г. и предусматривающий дальнейшее снятие барьеров в мировой торговле. Среди ключевых спорных моментов — снижение поддержки аграрного сектора в ЕС, снижение субсидий для сельхозпроизводителей США, отмена Бразилией и Индией барьеров для ввоза промышленной продукции.

Внутренние конфликты вынуждают страны-члены ВТО говорить об изменении механизмов принятия решений в организации. Критике подвергается, в частности, правило, при котором несогласие одного члена организации может заблокировать решение, поддержанное остальными сторонами.

ВТО — ЗА И ПРОТИВ

Выгодой Украины при вступлении в ВТО станет свободный доступ к продаже своих товаров и услуг на мировом рынке, а также возможность вести диалог на равных при расследовании антидемпинговых дел. В региональном разрезе основные преимущества получат области, промышленность и инфраструктура которых ориентированы на экспорт и международные перевозки (например, металлургический Донбасс или портовая Одесса).

Что касается потерь от вступления, прежде всего они коснутся сельского хозяйства, а именно — объемов господдержки и размеров ввозных пошлин. Другие декларируемые потери Украины от вступления в ВТО спорны, а подчас и надуманы.

В частности, это касается угрозы превращения Украины в свалку старых автомобилей из Европы (для вступления в ВТО требуется отменить запрет на ввоз подержанных авто). Рост экономики в стране изменил потребительские предпочтения граждан, которые предпочитают теперь покупать новые автомобили. Поэтому по 200 тыс. подержанных автомобилей в год, как это было в 2000 г., в страну ввозить не будут.

Немало противников вступления в ВТО и в финансовом секторе — прежде всего среди страховщиков и банкиров. Причем депутаты Верховной Рады не только неоднократно проваливали закон, разрешающий иностранным банкам открывать филиалы в Украине, но даже весной нынешнего года зарегистрировали законопроект "О запрете создания банков с иностранным капиталом". Все напрасно: как показала практика, иностранцев уже не остановишь никакими ограничениями. Иностранные банки и так весьма активно скупают украинские банковские активы: если в начале 2005 г. доля иностранного капитала в зарегистрированном уставном капитале украинских банков составляла 10%, то к настоящему времени выросла до 22%.

    Реклама на dsnews.ua