• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Корпоративная "перестройка"

Реклама на dsnews.ua

Очевидной тенденцией последних лет стала глубокая корпоративная реструктуризация средних компаний. Действительно, достигнув определенных устойчивых позиций в своей нише на рынке, средний бизнес стремится формализовать свою структуру в рамках группы компаний. В юридических нюансах этого процесса и решила разобраться "ВД".

Ветры перемен

На Западе уже давно крупные и средние компании не ведут свой бизнес в рамках одного юридического лица. Вкусив сладость ограниченной ответственности, корпоративные юристы стали создавать для любого венчурного проекта новую компанию. Так и появилось понятие "группа компаний" — с точки зрения закона независимых юридических лиц, но фактически контролируемых одними учредителями и действующих с одной целью.

В Украине тенденция построения групп компаний лишь набирает обороты. Отлично зная свои потребности и бизнес-процессы, любая компания средней величины может оптимизировать свою корпоративную структуру и параметры затрат. И если еще недавно у таких компаний бизнес-деятельность строилась на разовых схемах, а структура обрастала предпринимателями — единоналожниками и фирмами-однодневками, — то теперь средний бизнес стремится позиционироваться в рамках четкой системы группы компаний. Преимущества корпоративной реструктуризации в группу компаний очевидны:

  • формализация процессов придает в глазах деловых партнеров, потребителей и кредиторов ощущение солидности, легальности и стабильности;
  • прозрачность организационной структуры позволяет эффективнее управлять бизнесом;
  • четкое разделение на корпоративный центр и территориальные операционные подразделения позволяет эффективнее продвигать продукты;
  • реструктуризация увеличивает капитализацию, что интересно в целях продажи.

Кроме общих моментов при планировании и реализации столь глобальной корпоративной "перестройки", можно решать следующие задачи:

  • внедрение схем защиты активов от рисков со стороны рейдеров, кредиторов, госорганов;
  • оптимизация финансовых потоков, в том числе налоговая оптимизация;
  • расширение базы акционеров и инвесторов с сочетанием их полной конфиденциальности;
  • выход на финансовые рынки, в том числе с IPO.
Реклама на dsnews.ua

Наиболее востребованными остаются задачи по внедрению схем защиты активов и налоговой оптимизации. Они просчитываются, исходя из структуры собственности и направлений бизнес-деятельности. При этом необходимо сразу оговориться, что структура группы компаний строится на использовании сразу нескольких юрисдикций, т.е. создания компаний не только в Украине, но и еще в нескольких странах. Речь идет о так называемых оншорах и офшорах. Оншоры — страны, с которыми Украина подписала конвенции об устранении двойного налогообложения и в которых имеются определенные налоговые льготы. Офшоры — юрисдикции, конвенций с которыми обычно нет, но зато за счет минимальных налогов можно выстраивать экспортно-импортные схемы. В результате после реструктуризации группа компаний будет представлена как минимум в трех странах, хотя реально работать, возможно, будет лишь в Украине.

Первоначально рассматривается вопрос размещения корпоративного центра и территориальных операционных подразделений. Возможны разные ситуации. Допустим, для иностранных инвестиций: корпоративный центр управления находится за рубежом, операционные подразделения — в Украине. Для экспортной компании наоборот: центр и производство в Украине, а филиалы — за рубежом.

Моя компания — моя крепость

Если акционеры едины, то можно выстроить сложно преодолимые схемы защиты бизнеса от рисков поглощения со стороны рейдеров и обращения взыскания со стороны кредиторов и госорганов. Для защиты корпоративного контроля над компанией наиболее оптимально перевести 100% корпоративных прав на нее на специально создаваемый холдинг в респектабельной стране. Наиболее популярны европейские холдинговые юрисдикции — Нидерланды, Швейцария, Дания, Испания, Кипр, Люксембург. Но если речь идет о нескольких мажоритарных учредителях украинской компании, не полностью доверяющих друг другу, то пакет также можно разбить на владение несколькими холдингами либо на холдинг и реальных собственников, имеющих блокирующие пакеты. Главное — чтобы у них в сумме получался контрольный пакет, желательно с кворумом (60%).

В любом случае владение через иностранные холдинги имеет следующие преимущества: сложность обращения взыскания на акции украинским судом, независимость западной судебной системы, применение цивилизованного корпоративного права страны холдинга и налоговая оптимизация дивидендов. Что же касается компании в Украине, то ее можно оставить как ООО или АО, в случае с раздробленным пакетом акций (тогда сложнее уволить топ-менеджмент), либо реорганизовать в дочернюю (самый оптимальный вариант), если ею будет полностью владеть иностранный холдинг.

Что же касается владения активами, то тут двоякая ситуация. Движимым имуществом (транспортом, оборудованием) может эффективнее владеть оншорная компания из льготной юрисдикции, ею может быть и сам холдинг. Это интересно и в целях защиты активов, и в целях налогообложения в случае продажи такого имущества. Недвижимость в любом случае облагается налогами в Украине, поэтому ею эффективнее владеть, например, через украинскую дочернюю компанию кипрской компании. В случае чего продаются корпоративные права на "дочку", а не сама недвижимость. При этом должен соблюдаться еще и принцип операционно-владеющей схемы защиты, а именно: владеющая недвижимостью компания не должна вести никакой хозяйственной деятельности, чтобы не создавать долгов и поводов для судебных исков. Также желательно передать имущество в фиктивный залог кипрской компании в качестве имущественного поручителя за третье аффилированное лицо. В результате юридически подобраться к имуществу компании будет нереально.

Деньги в обход казны

Как уже говорилось, выбирая холдинговую юрисдикцию, стоит задуматься еще и над тем, как минимизировать налоговое давление при выплате дивидендов. К примеру, для вывода дивидендов из нашей страны, в связи с заключенными налоговыми соглашениями, наиболее интересны Кипр и Нидерланды, в которые дивиденды можно переводить без налога на репатриацию, а там они не облагаются корпоративным налогом и также без налогов могут быть выведены и обналичены для конечных бенефициаров. При этом Кипр достаточно прост в использовании, а вот для вывода на голландский холдинг требуется соблюсти ряд требований: инвестиция в $300 тыс., срок владения контрольным пакетом не менее года. Если пакеты акций раздроблены между холдингами и акционерами-физлицами, то помочь вывести всю прибыль через дивиденды на холдинг могут привилегированные акции с особыми условиями эмиссии.

Однако дивидендные схемы, как правило, сочетаются с другими схемами оптимизаций, уменьшающими прибыль компании. Например, прибыль может выводиться на холдинг в виде процентов по займу, арендных платежей или роялти (платы за интеллектуальную собственность). Эти схемы интересны для многих юрисдикций, но в Украине ныне они не слишком эффективны, за исключением судовладельческих схем и вывода роялти на Кипр. Также определенную часть прибыли в рамках группы компаний перераспределяют под видом консалтинговых и информационных услуг, оказываемых офшорной компанией. Эта схема приемлема для увеличения налогового кредита по НДС и уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Но основная минимизирующая схема — это экспортно-импортные операции через офшорные компании, на которых за счет регулирования цены покупки и продажи товаров оседает существенная часть прибыли, а также могут быть занижены таможенные пошлины при импорте в Украину. Такие офшорные компании могут создаваться как торговые ветки холдингов либо напрямую украинскими учредителями. В свою очередь офшорная компания потом становится учредителем "фасадного" партнерства с ограниченной ответственностью (LLP) либо нерезидентных компаний, через которые осуществляются торговые операции. Подобные компании существуют в Великобритании, Канаде, Дании, на Кипре. Возможен и второй вариант фасадной схемы — агентские договоры. Пример такой модели: голландский холдинг инкорпорирует company limited by shares (LLC) в Англии, а та по агентскому договору осуществляет торговые операции в интересах офшорной компании. Фасадные схемы прикрывают "офшорность" операций и позволяют использовать юрисдикции из "черного" списка Кабмина. В то время как на офшоре создается альтернативный центр прибыли.

К тому же офшорные компании используются еще для одной задачи корпоративной реструктуризации — расширение базы акционеров и инвесторов в сочетании с их полной конфиденциальностью. Таковая обеспечивается за счет владения акциями на предъявителя. Конфиденциальность интересна, если в бизнес-партнеры привлекаются персоны, не желающие себя афишировать. Для таких владельцев создается офшорная компания в юрисдикции, позволяющей "импортировать" дивиденды из центров прибыли группы компаний: холдинга, фасадной и торговой офшорной компании. К примеру, белизская IBC может быть одновременно акционером кипрского холдинга и английской фасадной компании.

Документальные требования

Для создания подобной структуры также необходимо знать нюансы учреждения юридических лиц за рубежом. В целом процедуры регистрации в оншорах и в офшорах весьма схожи. Для регистрации необходимы подписанные учредителями заявление (aplication), меморандум (memorandum), устав компании (articles of association) и протокол о назначении директора, кроме того, в зависимости от страны могут требоваться: декларация о соблюдении законности, справки о пополнении уставного фонда, рекомендации юриста, банка или агента. Но эту работу может выполнить и секретарская компания, тем более что в некоторых странах регистрация компаний проводится лишь через аккредитованного агента.

Один из важных вопросов — формирование уставного капитала иностранных компаний. Как правило, в частных компаниях стран англосаксонского права капитал лишь объявляется, пополнять его можно в любое время. При этом в компаниях limited by shares акционеры несут ответственность своим имуществом за невнесенную часть. В странах континентального права уставной капитал обычно обозначен некой суммой, его нужно внести частично до регистрации и затем в определенный срок. Поэтому тут появляется еще одна проблема — получение индивидуальной лицензии НБУ на внесение денежных средств в капитал созданного за рубежом холдинга. Процедура получения лицензии занимает полтора месяца с проверкой правоохранительными органами.

Поэтому проще использовать офшорные компании, на которые можно завести деньги по схемам, обходящим лицензию НБУ. Например, на офшор деньги можно завести не как платеж в уставной капитал, а как плату за консалтинговые услуги от офшора, за выкупленную неликвидную ценную бумагу или нематериальный актив. Если не использовать офшор в качестве учредителя, то можно внести наличные средства на месте регистрации компании. Провозить деньги необязательно, поскольку имеется налаженная схема денежных переводов по взаимозачетам. Открывать счета и вносить деньги от физлица-акционера, находясь в стране регистрации, украинским законом не запрещено. И вообще, проверить это нашим контролирующим органам сложно, а обосновать появление денег за рубежом можно неким выигрышем или гонораром. В любом случае за неполучение лицензии НБУ полагается штраф всего лишь в размере самой инвестиции за рубеж.

    Реклама на dsnews.ua