• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Законы сохранения

Реклама на dsnews.ua
После отмены политреформы 2004 г. президент получит подконтрольного премьера, но непредсказуемую Верховную Раду.

Когда генсеком ЦК КПСС стал руководитель КГБ Юрий Андропов, в ходу был такой популярный анекдот: "С Новым годом, товарищи! С Новым 1937 годом!".

"Сегодня страна проснулась в 1996 г.", — заявил 1 октября 2010 г. депутат от БЮТ Сергей Власенко сразу после заседания Конституционного Суда Украины, который своим решением признал неконституционным Закон №2222 от
8 декабря 2004 г. о внесении изменений в Конституцию, то есть отменил политреформу и вернул Украине президентскую модель правления. Теперь президент единолично будет назначать и увольнять премьер-министра и определять состав Кабмина, глав ключевых ведомств и местных госадминистраций.

Верховная Рада оказалась в "интересном положении": будучи сформированной на пропорциональной основе и сломав гору копий на создании различных коалиций более или менее конституционными способами, теперь она превращается в набор из самостоятельных 450 "боевых единиц", не связанных никакими обязательствами с партией, по списку которой они прошли в парламент. Однако на этом перечень "свобод" заканчивается: теперь парламент не будет отвлекать от законо­творчества ни утверждение кандидатур глав министерств и ведомств, ни их снятие. Президент же получает право распускать парламент, если тот не сможет начать сессию в течение 30 дней, причем даже в течение первого года и последних шести месяцев его работы.

На этом фоне интересно выглядит заявление нардепа-регионала Михаила Чечетова, ответственного за синхронное голосование регионалов-"кнопкодавов": дескать, как только КСУ примет решение о неконституционности политреформы, — в парламенте сразу же найдется 300 "штыков" для того, чтобы изменить Конституцию в нужном направлении. "На сегодняшний день в Верховной Раде есть более 300 здравомыслящих депутатов из разных политических фракций. В том числе из БЮТ, из "Нашей Украины", которые готовы принять самое серьезное решение, важное для государства", — сказал он.

Однако создание в парламенте конституционного большинства — это палка о двух концах для президента: поди знай, что взбредет в голову носителям передовых идей в сессионном зале. Конечно, если депутаты, аки стадо баранов, послушно проголосуют за сокращение срока собственных полномочий с пяти до четырех лет, как записано в Конституции 1996 г., и не будут "гуртом батька бити", то президент может спать спокойно. Но, памятуя о том, что "где два украинца — там три гетмана", расслабляться ему — смерти подобно. Если Рада создаст конституционное большинство, — она сможет не только проводить в жизнь самые смелые фантазии сотрудников здания по Банковой, 11, но и, к примеру, устраивать президенту импичмент. А помня о том, что и президент сможет распускать ВР практически в любое время и "по сокращенной процедуре", можно предположить, что второй конец одеяла в состязаниях с президентом вместо Кабмина будет тянуть на себя ВР — инстинкт самосохранения у депутатов еще никто не отменял. Особенно "роль личности в истории" возрастает при отсутствии императивного мандата. Иными словами, противостояние между ветвями власти в Украине никуда не исчезнет, а просто перейдет из одного вида в другой — по Закону сохранения энергии.

Повернуть вспять
все нормы, принятые во время действия политреформы 2004 г. и противоречащие Конституции 1996 г., должна будет теперь государственная административная машина. Однако с чего начинать эту "переделку" и чего она должна коснуться — вопрос дискуссионный. КСУ решение принял, но механизмов его реализации не дал, считает экс-министр юстиции Николай Онищук. Директора Института им. Горшенина Владимира Фесенко прежде всего интересует, что будет с законом о Кабинете Министров и регламентом Верховной Рады. А спикера ВР Владимира Литвина — имя того смельчака, который подпишется под текстом Конституции, претендующим на аутентичность и конституционность. По его мнению, это может решить только конституционная комиссия Верховной Рады, которую надо создавать. Что же касается оппозиции, то для нее с 1 октября 2010 г. вся действующая власть в стране является нелегитимной, поскольку сформирована согласно реформе 2004 г., а значит — да здравствуют новые выборы на всех уровнях! Теперь всем участникам этого конституционного водевиля придется вживаться в новые роли на глазах у изумленной публики.

    Реклама на dsnews.ua