• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Партийное раздвоение

Реклама на dsnews.ua
Украинские коммунисты борются одновременно и с внутренними, и с внешними врагами.

Украинские коммунисты борются одновременно и с внутренними, и с внешними врагами.

Партия, создавшая в парламенте провластную коалицию вместе с Партией регионов, трещит по швам. 30 января пленум Центрального комитета Компартии вывел из состава ЦК и исключил из партии пять членов Крымского рескома КПУ "за антипартийную деятельность, выразившуюся в грубом нарушении устава Компартии". Также в Крыму распущены 14 партийных организаций, а перед этим, 16 декабря, был распущен Крымский реском. Так Петр Симоненко решил разрубить гордиев узел своего противостояния с экс-главой Крымского рескома КПУ Леонидом Грачом.

При этом сам Грач обвиняет Симоненко в аналогичных вещах — отходе от ленинских идеалов и "пресмыкательстве перед олигархами, представителями различных буржуазных партий". Аргументы Грача носят идеологический характер: "партии не место в коалиции, ну теперь в большинстве. При чем здесь Компартия с абсолютно противоположной идеологией?".

То, что Компартия в коалиции "ни при чем", вдруг осознал и Петр Симоненко, но это стало для него неприятным открытием. Дескать, Партия регионов все меньше прислушивается к мнению КПУ. В официальном заявлении Центрального комитета КПУ говорится о том, что партия обеспокоена "наметившимся отходом от декларированных во время президентских выборов и при создании правящей коалиции позиций по ряду прин­ципиальных вопросов". Видя себя в роли последнего бастиона на пути торжествующего национализма, КПУ зашла столь далеко, что связала оттеснение себя на окраины процесса принятия решений даже с падением рейтингов Партии регионов: "Налицо стремление определенных сил вытеснить Компартию из политического процесса, вернуть Украину к режиму "ющенковщины без Ющенко", что открывает путь к реваншу самых реакционных, правонационалистических, прозападных сил. Нельзя не видеть и того, что власть все больше теряет поддержку в народе". И потребовала от президента, спикера, премьера и партнеров по коалиции обеспечить "функционирование правящего большинства на тех принципиальных основах, на которых оно создано". Последнее требование невозможно уже хотя бы в силу того, что те "принципиальные основы", на которых была создана коалиция, почили в бозе после того, как легким движением руки Конституционный Суд Украины отменил политреформу 2004  г., а вместе с ней — и фракционный принцип формирования парламентской коалиции. А  растущее количество межфракционных "дезертиров" в парламенте делает роль КПУ в голосованиях все менее значимой.

Фантастикой выглядит и призыв КПУ к Партии регионов фактически отказаться от тех шагов, которые регионалы именуют реформами. Компартия критикует и грядущую пенсионную реформу (что совершенно предсказуемо в силу того, что основная часть электората КПУ — пожилые люди), и проект Трудового кодекса, в котором существенно урезаются права "трудового народа", и планы внедрения страховой медицины. Оставаясь официально частью провластного большинства, КПУ уже заявила о том, что начинает информационную кампанию против "пенсионного геноцида", который хотят устроить "олигархи". В то время как вице-премьер, министр по вопросам труда и соцполитики Сергей Тигипко считает солидарное пенсионное обеспечение, придуманное еще в ХIX веке канцлером Германии Отто фон Бисмарком, не соответствующим современным украинским реалиям, КПУ считает этот механизм "достижением социальной политики". Также КПУ выступает против отмены моратория на продажу земли, тогда как первый замглавы АП Ирина Акимова советует селянам не бояться продавать землю. Фактически у КПУ и "регионов" больше нет общих точек. Что свидетельствует о том, что мысли Грача о противоестественности союза КПУ и Партии регионов имели под собой все основания.

Союз "защитников рабочего класса" в лице КПУ и "олигархов", которые этот самый рабочий класс "угнетают", в лице Партии регионов, изначально выглядел не более естественным, чем попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Даже если КПУ и выйдет из большинства, — для регионалов эта потеря будет невелика. А если в стране будет целых две Компартии, оппонентам на следующих парламентских выборах такое раздвоение будет только на руку. Никто так мастерски не "откусывает" от партии голоса электората, как другая партия со сходной идеологией.

Ничему не научила
коммунистов Новейшая история Украины. А  ведь в ней достаточно примеров того, как разъединение вчерашних политических соратников и дальнейшие игры с электоратом на тему "наша партия более правильная, чем соседняя", приводят лишь к тому, что избиратель теряется, куда же ставить "галочку" в бюллетене, а партия не набирает те самые заветные 3%. Так, в 1996 г. из рядов Соцпартии вышла Наталья Витренко, объявившая себя защитницей социалистической идеи, и создала Прогрессивную соцпартию, "откусившую" часть электората у СПУ Александра Мороза. Теперь обе партии находятся за чертой попадания в парламент.

Реклама на dsnews.ua

Похожая судьба постигла и Народный Рух Украины, от которого в 1999 г. отпочковался Украинский Народный Рух во главе с Юрием Костенко (с 2003-го — Украинская народная партия). В  2007 г. обе партии влились в блок "Наша Украина — Народная самооборона", набравший 14,15% голосов.

    Реклама на dsnews.ua