• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Дмитрий Лукомский, директор по развитию бизнеса компании "Рентехно": "Проекты можно реализовывать в любых областях Украины, к примеру, в той же Киевской области"

Реклама на dsnews.ua

Дмитрий Лукомский, который представляет компанию "Рентехно" — одного из трех крупнейших игроков на рынке фотовольтаики в Украине,  — единственный, кто согласился в личной беседе рассказать о ситуации, сложившейся в отрасли. Два других лидера — "АктивСолар" и "Квазар" — предпочли отвечать "ВД" письменно, через пресс-службы. В интервью "ВД" директор по развитию бизнеса компании "Рентехно" рассказал, почему бизнес заинтересовался солнечной энергетикой только сейчас и что нужно знать инвестору, вознамерившемуся вкладывать свои кровные в "солнечные" проекты.

Что необходимо для того, чтобы начать реализацию проекта строительства солнечной электростанции?
— Для начала нужно определиться с мощностью электростанции. Востребованы как проекты до 100 кВт, так и выше. Недавно мы просчитывали стоимость проекта мощностью 3,5 МВт — вышло около ?10 млн.

Затем необходимо решить, будет ли это наземный проект или же электростанция крышного типа. Первая, несмотря на более высокий "зеленый тариф" (46,5 евроцентов), требует бльших затрат на установку опорных металлоконструкций. К тому же, могут возникнуть сложности с оформлением земучастка. Земля, которая будет отдана под строительство, уже не сможет использоваться для других, к примеру сельскохозяйственных, нужд. "Крышные" же проекты имеют более низкий "зеленый тариф" (44,5 евроцента), но при этом позволяют рационально использовать территорию. Далее остается определиться с максимально удобной точкой подключения к сети и площадкой для реализации проекта.

Эксперты говорят о грандиозном потенциале Крыма; в каких регионах можно еще реализовывать такие проекты?
— Мы пока не рассматриваем полуостров как приоритетную площадку для наших проектов. В Крыму уже объявлено столько проектов в альтернативной энергетике, что возникает вопрос: а нужно ли полуострову столько энергии? К  тому же, из-за изношенности сетей полуострова, для реализации крупных проектов в Крыму инвестору, возможно, придется взять на себя еще и расходы по их модернизации.

Проекты можно реализовывать в любых областях Украины, к примеру, в той же Киевской области. Здесь очень хорошие энергосистемы, и проблем с поиском точки доступа не должно быть. Мы оценивали инсоляцию в разных регионах Украины — разница между южными и северными областями достигает 15-20%. Но технически эту разницу можно нивелировать.

Каков подход государства к тому, что происходит в отрасли?
— Последние два года интерес со стороны государства был, но все, что озвучивали власти, было больше похоже на несбыточные обещания. Инвесторы же ожидали положительных сигналов. Пока наибольшим препятствием остается получение "зеленого тарифа", ведь НКРЭ не выдает его на стадии проекта, а только уже на этапе строительства.

В сентябре 2010 г. "Актив Солар", реализующая большой проект в Крыму, стала первой компанией, получившей "зеленый тариф". Остальные участники рынка не совсем понимали, будут ли сделаны шаги навстречу для всех компаний, или только в отношении игроков, которые имеют возможности для лоббирования своих интересов. После того как в конце прошлого года "тариф" получила станция мощностью 30 кВт в Винницкой области (проект "Винницаэнергосервис" — прим. "ВД") появилась надежда, что дальше дело пойдет намного быстрее.

Реклама на dsnews.ua

2011 год эксперты называют годом активизации проектов в солнечной энергетике. На чем базируется эта уверенность?
— В Законе "Об электроэнергетике" есть нормы, которые защищают отечественного производителя. В частности, отдельное требование, согласно которому проект солнечной электростанции может получить "зеленый тариф" только в том случае, если каждый модуль на 30% состоит из украинского сырья. Фактически эта норма отсекала всех возможных поставщиков солнечных батарей, кроме единственного украинского производителя — завода ПАО "Квазар". В  конце прошлого года вступление в силу этого требования было отложено до 1 января 2012 года. Фактически инвесторам дали год — за это время в стране может появиться уже с десяток солнечных электростанций.

После вступления в силу этой нормы, завод по производству солнечных батарей придется строить. Во сколько может обойтись его строительство?
— Мы просчитывали несколько вариантов и пришли к тому, что наиболее целесообразно построить завод с годовой производительностью от 25 МВт. Капвложения могут составить около ?3,5 млн, плюс оборотные средства. На реализацию проекта в среднем понадобится около года. А для того, чтобы получить сертификаты соответствия, необходимые для реализации продукции за границей, придется в течение нескольких месяцев проводить испытательные работы. Так что некоторое время заводу придется или простаивать, или работать исключительно на внутренний рынок.

Какие рынки наиболее перспективны для реализации продукции, ведь в Европе большая конкуренция среди уже существующих производителей?
— Интерес представляют страны, где есть господдержка отрасли. Сейчас та же Германия, которая была локомотивом развития солнечной энергетики в Европе, снизила величину "зеленого тарифа". Такое же решение приняла Испания и некоторые другие страны. В первую очередь эти меры были вызваны влиянием мирового финансового кризиса, в некоторых случаях — достижением целевых показателей доли возобновляемых источников в энергобалансе государств. До недавнего времени перспективным рынком была Болгария, но сегодня почти все подходящие земли там уже разобраны под проекты. Думаю, что наиболее перспективным рынком на ближайшие годы станет Ближний Восток. Например, Саудовская Аравия или та же Сирия, где украинские специалисты недавно принимали участие в строительстве заводов по производству солнечных батарей. Строительство такого завода может окупиться примерно за пять лет.

Реализация проекта часто зависит от решения местных властей, которые не всегда идут навстречу инвесторам…
— Я думаю, дело даже не столько в нежелании идти навстречу, сколько в неосведомленности чиновников на местах. Часто они просто не знают, что такое альтернативная энергетика, и боятся давать добро на реализацию проекта. Они практически никогда не отвечают "нет", а просят время для того, чтобы разобраться, как это работает и чем это выгодно. Поэтому нам зачастую приходится заниматься ликбезом местной власти. Хотя есть и территориальные особенности. К примеру, в западных регионах страны интерес чиновников к возобновляемым источникам энергии значителен. В восточных же областях власти более пассивны.

Сложно ли привлечь финансирование в эти проекты?
— Сложнее всего найти первоначального инвестора, который готов частично финансировать такие проекты. А уже привлечь недостающие средства в виде кредита или долевого участия намного проще. В основном источники финансирования наших проектов — это западные организации. Конечно, как и в любом другом бизнесе, остаются страновые риски. И главный вопрос, который задают западные инвесторы: "Какова гарантия того, что "зеленый тариф" будет выплачиваться?" Но тот факт, что к этому моменту около 70 проектов в альтернативной энергетике уже получили "зеленый тариф", говорит сам за себя. Кроме того, в Украине действуют спецпрограммы стимулирования проектов в альтернативной энергетике. Пример — программа USELF ЕБРР с основным фондом в ?50 млн и дополнительным фондом в ?20 млн. Но, с учетом стоимости отдельного проекта, получить кредиты по такой программе смогут далеко не все желающие.

Действительно ли солнечная энергия самая дорогая из всех видов альтернативной? Как можно уменьшить срок окупаемости проектов?
— Без "зеленого тарифа" срок окупаемости солнечной электростанции превышает 10  лет. Но в настоящее время практически во всем мире снижаются цены на оборудование и комплектующие и стоимость 1 кВт*ч постепенно уменьшается. Так что паритет цен по сравнению с традиционными источниками возможен, но для этого необходимо время. К тому же нужно учитывать, что главная перспектива солнечной энергетики заключается в повышении эффективности преобразования солнечного излучения. В настоящее время средний КПД солнечной батареи составляет 14-17%. Даже для традиционной кремниевой технологии вполне реально достичь КПД около 20%, а значит, есть куда расти. И очень важно, что этот рост может быть стремительным. К примеру, тот же завод "Квазар" за прошедшее десятилетие повысил эффективность своей продукции почти в полтора раза и продолжает активно работать в этом направлении. Эту же тенденцию мы наблюдаем и у ведущих мировых производителей фотоэлектрической продукции.

    Реклама на dsnews.ua