• USD 41
  • EUR 45.6
  • GBP 54
Спецпроекты

Геннадий Руденко: Полтавский дауншифтер

Реклама на dsnews.ua
Бизнесмен Геннадий Руденко старту в политической карьере во многом обязан небезызвестному Игорю Бакаю. Возможно, именно по этой причине его политическ

Бизнесмен Геннадий Руденко старту в политической карьере во многом обязан небезызвестному Игорю Бакаю. Возможно, именно по этой причине его политическая активность пошла на спад после того, как в 2005 году Бакай вынужден был уехать из Украины. Бывшего главу Госуправделами, как известно, обвинили в расхищении государственного имущества в особо крупных размерах. Впрочем, у Руденко свое объяснение, почему он решил уйти из политики, — модное в последние несколько лет среди успешных бизнесменов и политиков явление дауншифтинг.

Один из первых советских миллионеров Герман Стерлигов в начале 1990-х был известен как хозяин сети товарных бирж "Алиса". У Стерлигова был офис на Уолл-стрит, дом на Рублевском шоссе и даже замок во Франции. В 2003 году он решил принять участие в выборах мэра Москвы, которые в итоге с треском проиграл. Неудача в политике сказалась на жизненных убеждениях героя. Он продал элитный особняк на Рублевке и поселился с женой и детьми в глухом лесу. Для новой жизни миллионер выбрал Можайский район Московской области. С тех пор за Стерлиговым закрепилось реноме первого в СНГ дауншифтера. Именно с него на постсовестком пространстве появилась мода на добровольный отказ от амбициозных карьерных планов во благо морального здоровья.

Бывший глава парламентского комитета по вопросам экологической политики и природопользования Геннадий Руденко не забирался в глухомань и от всех благ цивилизации не отказывался, но без тени сомнения считает себя дауншифтером. К слову, встретиться с журналистами "ВД" он согласился в своем офисе, который находится на… Троещине — одном из самых бедных районов Киева. Но интервью назначил на 8:30 утра — другого времени в силу занятости и загруженности у бизнесмена не нашлось.

До парламентских выборов 2006 года Геннадий Руденко носил депутатский значок, был публичным человеком, охотно раздавал журналистам интервью и активно занимался законотворческой деятельностью с оттенком лоббизма отдельных, близких его бизнесу отраслей. После 2006 года неожиданно для всех исчез из виду. Не попав в Раду в 2006 году, он не использовал свой шанс и на досрочных выборах 2007-го. А вскоре после ухода из политики Руденко начал активную распродажу своих активов. За пару лет он практически полностью избавился от машиностроительного и нефтегазового бизнеса.

Впрочем, уходить из политики навсегда Руденко не собирался. Бизнесмен с большой неохотой рассказывает о своих политических планах и перспективах. Известно, что на президентских выборах 2009 года Руденко пытался сотрудничать со штабом бывшего министра обороны Анатолия Гриценко. И, по некоторым сведениям, даже предлагал Гриценко услуги PR-технолога Александра Бланка, который в своей время вел избирательную кампанию Руденко в Полтавской области. Сейчас предприниматель, как и прежде, симпатизирует политическому проекту Гриценко, но, похоже, свои дальнейшие политические планы с ним не связывает. С недавнего времени он возглавляет Всеукраинскую ассоциацию пользователей недрами, которая входит в Федерацию работодателей Украины. С конца 2010 года почетным президентом ассоциации стал совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ.

  Вы долго и достаточно успешно реализовывали себя в политике до 2006 года, а потом внезапно для всех "пропали". Чем было вызвано решение отойти от политической жизни?
— Решил сделать паузу, так как понимал необходимость перемен. Я сторонник спортивного подхода к победам и поражениям. Счел, что необходимо дать новым командам возможность проявить себя. К сожалению, "новые" показали себя не в лучшем свете. Но на тот момент в политикуме появилось немало других игроков — более интересных и агрессивных. И я паузу продолжил, используя время для решения личных и корпоративных вопросов.

  Эта пауза была для вас полезной?
— С философской точки зрения — конечно. С экономической — нет. Выводов сделал много. Они, в силу вхождения в более стабильную фазу среднего возраста, разные. Время от времени необходимо делать паузы, чего и всем желаю.

Реклама на dsnews.ua

  Вы можете назвать происшедшее с вами модным словом "даун­шифтинг"?
— Да. Я считаю, что украинским политикам дауншифтинг просто необходим. Но мало кто на это хочет идти, потому что власть — это наркотик. Восемь человек из десяти, попробовав марихуану, не останавливаются и со временем начинают употреблять более сильные наркотики. Также и от власти не каждый может и хочет отказываться.

  Интересно, что чувствует человек, который был главой парламентского комитета, а потом в один прекрасный день его выбросило на окраину политической жизни?
— Чувствую себя адекватно сегодняшней непростой ситуации в Украине. Я осознанно не пошел в парламент, хотя такая возможность была. Дело в том, что я ощутил необходимость оглянуться и проанализировать сделанное, посмотреть на ситуацию другими глазами. Глазами человека, который занимается экономикой либо политикой, но не в стенах парламента. Когда кто-либо заявляет, что власть чего-то не видит, отвечаю: ну конечно, не видит. Не потому, что человек не хочет видеть, а потому что часто так складываются обстоятельства. Человека окружает большое кольцо различных препон и лживых коммуникаций. Отдаю предпочтение политикам, которые шаг за шагом шли к вершине пирамиды власти — у них психика готова к тому, чтобы заниматься большой политикой и экономикой.

  Но вам было 30 лет, когда вы возглавляли парламентский комитет. Сложно представить, что без посторонней помощи вы добились бы таких успехов. Кто был лоббистом?
— Мир не без добрых людей. Соблюдая кодекс предпринимательской этики, к 30 годам человек вправе рассчитывать на поддержку людей, с которыми сотрудничает или дружит. Слово одного моего товарища, который не относится к олигархам, помогло. Мне на этапе выборов в Верховную Раду власть имущие не мешали.

  В какой политической силе вы видите свое будущее?
— Одно время нравилось направление, которое пытался отстаивать Сергей Тигипко. Как что-то альтернативное Партии регионов. Безусловно, Партии регионов очень тяжело отойти от формата регионального проекта: сильное доминирование донецкого крыла играет большую роль. Даже когда партия стала всеукраинской, это доминирование осталось. Также мне близка деятельность Анатолия Гриценко.

  А возврат СДПУ(о) вы допускаете?
— Я не был членом этой партии. Я был членом фракции. Но, я считаю, что команда у СДПУ(о) была не плохая. Наверное, моя нынешняя философия немножко схожа с линией СДПУ(о). По большому счету, ресурс у партии, я думаю, остался, но они ощущают, наверное, что на данном этапе еще рано снова возвращаться в активную политическую фазу.

  С коллегами по СДПУ(о) поддерживаете отношения?
— С большинством из них остались хорошие отношения. По-человечески, многие из них мне были симпатичны. Часть из них нашла себя в новой власти, часть отошла от политической деятельности, занялась бизнесом, семьей.

Вашу нынешнюю деятельность в Федерации работодателей можно считать попыткой вернуться в большую политику?
— Создание Ассоциации недропользователей — это, безусловно, определенная попытка снова ощутить себя востребованным в кабинетах власти. Но я все же посредник между реальным бизнесом и чиновниками, помощник в налаживании эффективного диалога между ними.

Сначала были КрАЗы
Если бы Геннадий Руденко не стал бизнесменом, он, скорее всего, преподавал бы биологию в общеобразовательной школе. В конце 1990-х будущий нардеп получал высшее образование в Мелитопольском педагогическом университете по специальности "учитель биологии". Но студента Руденко видимо не особо привлекала перспектива рассказывать школьникам о пестиках и тычинках. И он, еще будучи студентом, начал пробовать себя в бизнесе. Причем, для старта выбрал далеко не самое простое занятие. Начинающий предприниматель покупал шасси КрАЗа, потом отправлял его в Дрогобыч, где на него устанавливали кран. И после этого продавал уже готовый продукт или в Украине, или в России. "Это показалось мне менее примитивным, чем покупать и продавать "сникерсы", так как такой бизнес обеспечивал приличную маржу и вовлеченность в производственные процессы", — вспоминает Руденко.

До последнего времени именно машиностроительное направление являлось ключевым в бизнесе бывшего нардепа. Еще в 2008 году он числился собственником компании "Украинские машиностроительные заводы", в состав которого входили предприятия "Бердичевский машиностроительный завод "Прогресс", ОАО "Снежнянский завод химического машиностроения", ОАО "Павлоградхиммаш", ОАО "Коростенский завод химического машиностроения". Завод "Прогресс" Геннадий Руденко несколько лет назад продал собственнику Ferrexpo Константину Жеваго, сейчас предприятие входит в холдинговую компанию "АвтоКрАЗ". Распроданы и остальные машиностроительные активы бизнесмена. К слову, нефтегазовый бизнес, который очень стабильно развивался в бытность Руденко нардепом, тоже продан. Вырученные от продажи активов средства бизнесмен инвестировал в землю. Он с большой неохотой рассказывает о своих проектах в сфере недвижимости. Но "ВД" удалось выяснить, что часть земельных участков в Киевской области Руденко собирается использовать для строительства коттеджного городка.

  Вы по образованию учитель биологии, что привлекло педагога в нефтегазовую и машиностроительную отрасли?
— Да, преподавателя биологии из меня не вышло. Но ведь образование и призвание — разные вещи. Я себя, если честно, считаю экономистом, так как мне интересно заниматься этой сферой деятельности. К тому же, второе высшее образование у меня — экономическое. А что касается, нефтегазовой отрасли… Прошлое не кормит — надо думать о будущем. Мне симпатичны украинские геологи-романтики. Но надо признать, что наши технологии, которые применяются на этапе разведки и добычи недр, — устаревшие. Поэтому мы заглядываем в рот иностранцам, понимая, что без них дальше нам будет тяжело в этой отрасли. Моя задача — создать условия для того, чтобы, с одной стороны, мы получили доступ к этим технологиям, а с другой — отстояли свои интересы.

  У вас сейчас совсем не осталось нефтегазовых активов?
— Нет. Я осознанно их продал. Опять-таки — элемент дауншифтинга. Появилось понимание, что большой бизнес я в этой отрасли уже не сделаю, а маленькие и средние компании мне уже были не интересны. У меня есть необходимые знания и репутация. Но я решил, что не хочу быть ангажированным бизнес-интересами в этой отрасли.

  По вашему признанию, вы не романтик, а реалист. Во что вкладывает реалист сегодня?
— В кризис вошел, в основном, с земельными активами. На сегодняшний день это основные активы, которые привожу в состояние боевой готовности, чтобы при возобновлении более активного ипотечного кредитования "быть на коне".

  Вы долго были наемным менеджером, потом организовали собственный бизнес. Сильно отличаются эти позиции?
— Фактически я никогда не был наемным менеджером, а находил оптимальную форму сотрудничества с компаниями, не будучи их собственником. Брал определенный сегмент работы, договаривался с владельцами об условиях вознаграждения. Поэтому для меня вопрос собственности всегда был второстепенным.

  А ответственности за собственный бизнес разве не больше?
— Согласен, больше. Но я никогда не страдал от ее отсутствия. Сам принимал решения и нес ответственность от начала до конца повсюду, где приходилось работать.

  Почему решили продать свой машиностроительный бизнес?
— Почувствовал, что наступает кризис. К тому же, видел, что у этих проектов могут быть более эффективные собственники. Да и в Украине большая собственность не является надежным способом вложения средств. Это основные аргументы в пользу продажи.

"Водитель Бакая"
С первых дней в большой политике за Геннадием Руденко закрепилось реноме человека тогдашнего главы НАК "Нафтогаз Украины" и Госуправделами Игоря Бакая. Оппоненты утверждали, что именно с подачи последнего Руденко смог стать не только народным депутатом, но и главой далеко не последнего по своей влиятельности комитета. И в СМИ, и среди депутатов IV созыва Руденко называли не иначе как "водитель Бакая". В свое время в кулуарах Верховной Рады даже была популярна шутка о том, что Бакай настолько экономен, что даже решил трудоустроить своего водителя, чтобы не платить ему зарплату.

Естественно, сам Руденко и в прошлые годы, и сейчас все эти утверждения опровергает. Якобы после его решения заняться самостоятельной политической деятельностью их пути с Бакаем разошлись. Впрочем, косвенное доказательство влияния Бакая на политическую карьеру полтавского бизнесмена все же есть. Так, избирательной кампанией Руденко в 2002 году занимался политтехнолог Александр Бланк, ранее возглавлявший предвыборный штаб бывшего главы ГУД.

Кроме политических связей, у Руденко и Бакая долгое время были общие бизнес-интересы. Так, компанию "Укрнадрасервис", которая с начала 2000-х считалась активом Сергея Антоненко и Геннадия Руденко, некоторые СМИ приписывали к бизнес-проектам одиозного экс-главы ГУД. Якобы до 2000 года компания входила в сферу его интересов, поскольку была создана еще в 1998 году при участии ООО "Интерлекс", подконтрольного Бакаю. Впрочем, наиболее успешными для финансовой деятельности компании оказались именно годы депутатства Геннадия Руденко. На то время Госкомитет природных ресурсов, ведающий распределением лицензий, возглавлял коллега Руденко по фракции СДПУ(о) Николай Злочевский. После выборов 2006 года Руденко решил продать компании — рассчитывать на благосклонность со стороны нового правительства не приходилось. К тому же Руденко лишился сильного лоббиста в лице Игоря Бакая.

  Вас очень часто называют человеком Игоря Бакая, даже говорили, что вы у него чуть ли не водителем работали…
— Это неправда. Это была предвыборная технология оппонентов. Но мы определенный период времени, до начала политической деятельности, вместе работали. И я благодарен этому человеку, поскольку считаю, что он сыграл достаточно важную роль в моей жизни и на своем примере показал, что нет предела совершенству. Если ставишь перед собой задачу, то, имея огромное желание, обязательно с ней справишься.

  Вы можете вспомнить, как с ним познакомились? СМИ писали, что вы родственники…
— Нет, мы не родственники. Сначала была совместная работа в компании "Интергаз", где я был одним из сотрудников, нанятых на конкретные проекты. Дальше мы продолжили наше сотрудничество уже в системе НАК "Нафтогаз Украины".

  Какие самые яркие воспоминания остались с того времени?
— Их много. В то время НАК "Нафтогаз Украины" была компанией, которую создавал Игорь Бакай. По большому счету, это были его идеи, его напор, его лоббистские возможности. Академически он, может быть, уступал многим менеджерам с классическим образованием, но интуиция и чутье в такой сложной технологической сфере, как нефтегазовая, позволили ему создать ту компанию, которая существует до сих пор.

  Вы работали в "Нафтогазе", когда еще существовали бартерные схемы?
— Это уже был период отказа от бартера и начало дисциплинированных отношений потребителя и продавца. Мы работали в переходном этапе.

  В некоторых СМИ встречалась информация о компании "Укрнадрасервис", которую вы купили, когда Игорь Михайлович Бакай уже начинал избавляться от активов в Украине.
— К "Укрнадрасервис" Игорь Михайлович не имел никакого отношения.

  А к кому эта компания имела отношение?
— Мы с партнером создали эту компанию еще в то время, когда никто в эту отрасль даже не пытался войти. В менеджменте есть так называемая "стратегия голубого океана": в озере тесно, в речке — тесно, в море — тесно, в Босфорском заливе — тесно, а в океане никому не тесно. В то время работа с недрами была голубым океаном, в котором никому не было тесно. Тогда самые влиятельные олигархи не обращали внимания на открывающиеся перспективы. Зачем, если можно было купить металл — продать металл, купить нефть — продать нефть.

  И почему их отношение к недрам изменилось?
— Аппетит приходит во время еды.

  И вы решили продать "Укрнадрасервис" Дмитрию Фирташу, после чего у компании начались проблемы из-за того, что правительство было недружественным по отношению к нему?
— Я не хотел бы комментировать дальнейшую судьбу "Укрнадрасервис".

  А с Бакаем общаетесь?
— Иногда.

Шары или мячи?
За годы депутатской деятельности за Геннадием Руденко закрепилось звание едва ли не лучшего парламентского игрока в бильярд. Он с завидным постоянством выигрывал бильярдные турниры среди нардепов. При этом соперников для игры выбирал вне зависимости от политических цветов и убеждений. Известно, что в то время участие в бильярдных депутатских турнирах принимали лидер СПУ Александр Мороз, бютовец Сергей Сас и земляк Руденко Олег Салмин, который в то время был членом фракции Владимира Литвина.

Сейчас Руденко редко играет в бильярд: у него появились более интересные и динамичные увлечения. Так, своим новым хобби предприниматель считает развитие туристического бизнеса в родной Полтавской области. Несколько лет назад в Миргороде он построил небольшой гостиничный комплекс "Гоголь", где время от времени проводит культурные мероприятия, посвященные украинской тематике. Именно развитию внутреннего туризма Руденко намерен посвятить себя в ближайшие несколько лет. К слову, развитие проектов в этой отрасли может принести предпринимателю неплохие дивиденды во время Евро-2012.

  Вы собираетесь развивать проекты в туристической отрасли исключительно в Полтавской области?
— Нет. Миргород — начало. Я считаю его недооцененным курортом, который даст фору многим регионам страны не только в плане санаторных услуг, но и как место выходного дня. Думаю, что промежуточные результаты мы покажем уже к Евро-2012. А в долгосрочной перспективе, уверен, его туристическая привлекательность и достойная инфраструктура возрастет в разы, и в Украине появится новый туристический бренд.

  Но ваше главное хобби — бильярд, ведь в свое время вы с завидной регулярностью выигрывали турниры в Раде…
— Было дело. Но сейчас реже этим занимаюсь. Это хобби моей семьи, моего брата, племянника. Я скорее болельщик.

  Все равно, у человека должно быть хобби, что вас сейчас увлекает вне работы?
— Рыбалка и футбол. В футбол играем, у нас есть свой клуб под Киевом.

  Голы часто забиваете?
— Забиваю. У меня было много травм, но временами, действительно, удается забить красивый гол.

  Несмотря на дауншифтинг, все равно предпочитаете играть в позиции форварда?
— Да, играю только в позиции форварда. Это остается неизменным.

  Как часто получается играть?
— Стараемся раз в неделю. Во время летнего сезона играю еще и в пляжный волейбол. Сейчас мы начали проект, связанный со спортивным пляжным волейболом. Скорее всего, на следующий год у нас будет своя команда, которая будет участвовать в турнирах.

Перспективы:
Геннадий Руденко не оставляет надежды вернуться в большую политику и, скорее всего, в ближайшее время будет искать возможность попробовать себя в альтернативных Партии регионов политических проектах. Вполне возможно, это будет политическая сила Анатолия Гриценко. Но, скорее всего, Руденко выберет более перспективный вариант — сотрудничество с "Сильной Украиной" Сергея Тигипко. Шансы на попадание в Верховную Раду у этой политической силы выше, чем у проекта Гриценко. Впрочем, во многом политическая карьера Руденко будет зависеть и от сотрудничества с Федерацией работодателей Украины. Что касается бизнеса, то тут позиции Руденко во многом зависят от улучшения ситуации на рынке недвижимости.

    Реклама на dsnews.ua