• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

На Миланской орбите

Реклама на dsnews.ua
С 12 по 17 апреля весь мебельный мир по традиции празднует новый дизайнерский год в Милане. То, над чем долгое время корпели дизайнеры и производители

С 12 по 17 апреля весь мебельный мир по традиции празднует новый дизайнерский год в Милане. То, над чем долгое время корпели дизайнеры и производители, наконец воплотилось в четкие тренды: минимализм, имитация и всевозможные плетения.

Этой весной iSaloni и его флагманский отдел Salone Internazionale del Mobile отмечают полувековой юбилей. Одна из старейших в своем роде, выставка проводилась уже тогда, когда человечество только планировало полет на Луну. В 1961 году организаторы таким образом стимулировали экономику Италии, а теперь пожинают плоды — весь мир не только носит итальянскую обувь и пьет итальянский кофе, но и сидит на стульях made in Italy.

В честь знаковой даты iSaloni развернул еще более масштабную программу, дающую представление о том, насколько огромен местный потенциал. Как и каждый год, площади и пассажи города заняты всевозможными инсталляциями, но в честь знаменательной даты акценты направлены в этот раз в сторону легендарных дизайнеров, которые по сути "вырастили" итальянский дизайн. Среди must see нынешнего года — постановка Лауро Курино о великих мастерах с многозначительным названием "Рождение и процветание миланского дизайна" и экспозиция Dream Factories, посвященная Альберто Алесси, Гаэтано Пеше, братьям Кастильони. Однако главный аттракцион апреля — это, несомненно, парад новых коллекций от современных звезд дизайна.

Горячие течения
Из всего многообразия всеядного iSaloni прежде всего бросаются в глаза несколько главных тенденций. Прежде всего это плетение. Давно уже дизайнеры не "баловались" текстурами, предпочитая заниматься формами и технологиями. Но сейчас они все как один обратили внимание на фактурные ощущения от предметов и решили вспомнить рукоделие. И оказалось, что древнейшая техника плетения может быть использована самым неожиданным образом, причем для этого совсем не обязательно брать в руки крючок и спицы. Результатом этих экспериментов стали ковры в виде кольчуги; светильники, лежащие, как апельсины, в авоське; стулья, стальные сидения которых имитируют ротанговое плетение.

Имитация, визуальная и тактильная игра с материалами — еще один актуальный тренд, который представил iSaloni. Абсолютные чемпионы тут — австрийцы из студии Pudelskern, их мыльный стол поразительно похож на стеклянный. Pudelskern не первые, кто сделал мебель из мыла, но именно у них она получилась наиболее благородной. В процессе эксплуатации стол должен приобрести еще более солидный, почти старинный вид, ведь мыло — сравнительно мягкий материал, а значит, все царапины и надписи останутся на столешнице. И в данном случае это не будет недостатком, а напротив, романтичным визуальным эффектом, учитывая нежную, почти прозрачную текстуру мыла.

Идея создания мебели, которая меняется в зависимости от того, откуда падает свет, оказалась близка многим дизайнерам. Так, например, роботоподобный стеллаж от Фабио Новембре практически оживает от игры света и тени. Сама по себе задумка сделать полки в стиле "тетрис" по сути не нова, но алый квадрат слева, который имитирует горячее итальянское сердце, — это и есть именно та дизайнерская фишка, по которой темпераментного Новембре всегда узнат. Вообще свет и тень в этом году основательно взяты на вооружение всеми мировыми дизайнерами. В играх с отражением и прозрачностью не отказали себе Nendo (полупрозрачные столы), 5.5 designers (сюрреалистичный светильник для Skitch), Рон Гилад, картинные зеркала которого упирались в потолок. С  такой мебелью интерьер становится почти невесомым, воздушным, и это, видимо, та цель, к которой стремятся дизайнеры.

Помимо полувекового юбилея самого салона, 30 лет исполняется с года основания группы "Мемфис" — главной итальянской сенсации, которая выстрелила в 1981 году как раз на мебельном салоне, а имена ее участ­ников облетели вокруг света. И даже теперь, когда группы уже не существует, следы ее влияния прослеживаются в люстре Ray от Tamawa или в "готическом" стуле от Moooi. Они так же выбиваются из общей эстетики, как и мебель от "Мемфис" 30 лет назад.

Реклама на dsnews.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле для экспериментов
Какими бы разнообразными ни были поиски дизайнеров, разрабатывая диван, стол или люстру, они всегда держат в уме стул. Именно он наиболее широко представлен на Миланском мебельном салоне, что, в общем-то, неудивительно. Стул — универсальный предмет, к тому же заказывают их обычно сразу парами, а то и больше, что оправдывает затраченные на работу усилия. В отношении стульев можно выделить одну заметную тенденцию: чем более самодостаточным создатель видит свой стул в плане формы, тем скромнее его цветовое решение. Самой яркой иллюстрацией этого правила является стул от голландской архитектурной студии UNStudio. Как и ее архитектура, стул имеет угловатые очертания, при этом его силуэт, нарисованный как будто одним росчерком пера, повторяет анатомические формы человека.

В целом сложной геометрии и нарочитой искусственности, которые ранее были свойственны мебели, в этом году в Милане не сыскать. Дизайнеры, словно сговорившись, представили стулья все как один утонченные, складные да еще и с минимумом использованных материалов. Разрисованные громадины на время забыты, все внимание было приковано к минималистичным работам братьев Буруллеков, Токуджина Йошиока и Эдвара Барбера с Джеем Осгерби. В плане формы фанерно-алюминиевые стулья французов предельно безыскусны, сделаны из практичнейших материалов — фанеры и алюминия, что говорит о претензии на массовое производство. Несмотря на предельную простоту, это реверанс в сторону хрестоматийных стульев Марселя Бройера, Чарльза Имза и Сори Янаги. К слову, легенда британского дизайна Том Диксон вторит братьям Буруллекам и тоже соединяет в одном объекте дерево и металл, а еще разбирает свои стулья на части и обещает прислать маленькой посылкой любому желающему.

Токуджин Йошиока и студия Nendo, самые почитаемые в Европе японские концептуалисты, поднимают тему невесомости, а это снова подчеркивает, что стулья этой весной остались без прикрас — в них нет следа ни затертого в последние годы барокко, ни замысловатого футуризма. Хотя если у Йошиока это просто прозрачный пластик, то в Nendo пошли дальше. В своем стуле они предлагают зависнуть в воздухе на натянутом между спинкой и подлокотниками листе полиуретана. Кричащий дизайн уступил место вдумчивому, который выводит на первый план технологические задумки, и это говорит о том, что минимализм прочно закрепился в сознании дизайнеров и покупателей.

Позитивная энергия
В этом году юбилей мебельного салона совпал по времени с проходящей в его рамках выставкой Euroluce, посвященной новинкам в светодизайне. С момента своего основания биеннале значительно прогрессировала, превратившись в высокотехнологичное и одно из самых красивых, эффектных отделений iSaloni. И теперь к его пятидесятилетию производители постарались на славу, соорудив помпезные павильоны. Композицию из 160 стеклянных трубок представили голландцы из Drift. Привязанные нитями к потолку на разной высоте, трубки создают форму спирали ДНК, а при малейшем колебании воздуха начинают двигаться, напоминая стаю птиц. Примером необычных визуальных эффектов, к которым сейчас тяготеют дизайнеры, является главная инсталляция Euroluce — The Arbour. Устроенная в центре Милана, она преобразила площади Ла Скала и Сан Феделе в светящиеся цифровые дремучие леса. Проект, разработанный архитектурным бюро Attilio Stocchi, призван напомнить о древних временах, когда в этих местах росли священные рощи, где люди поклонялись языческим богам.

Что же касается интерьерных светильников, то главным трендом здесь, так же, как и в мебели, стал минимализм. Самым распространенным (и действительно самым практичным) световым решением этого года выступил плафон в виде перевернутой чашки на регулируемом шнурке. Причем некоторые дизайнеры, как Том Диксон, например, нанизывали на один шнурок сразу с десяток таких горшкоподобных плафонов. Прошли те времена, когда люстру оценивали по вычурной форме и богатству отделки. Сегодня все спасают Землю и используют исключительно энергосберегающие лампочки, различные отражатели и козыряют словами вроде "диффузный свет" или "пористый фильтр". Так, лампы Trap Light, похожие на светящиеся бочки, от эйндховенской студии Atuppertu не нуждаются в источнике питания вовсе. В течение дня они аккумулируют солнечный свет, а вечером неярко святятся как будто изнутри. Из свежих талантов, бесспорно, лидирует люстра Ale от Хаима Телиаса (того самого, который в прошлом году сделал роскошные светильники из пенопласта). "Cшитая" из деревянных пластин, она напоминает праздничную гирлянду родом из детства. Этот модульный объект не шокирует оригинальностью (потому как представляет нечто среднее между "Облаками" братьев Буррулеков и "Летней ночью" Торда Бунтье), но зато сказочно красив, особенно когда в сумерках золотой свет льется сквозь швы плафона. Кстати, большинство дизайнеров выбрали именно золотистые, желтоватые оттенки для своих люстр и ламп, по-видимому, для того чтобы теплотой света компенсировать простые формы светильников.   

    Реклама на dsnews.ua