• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Александр Глусь:"Чтобы продавать водку дешевле 26,10 грн., надо что-то недоплатить"

Реклама на dsnews.ua
Президент компании Nemiroff "Чтобы продавать водку дешевле 26,10 грн., надо что-то недоплатить"

Президент компании Nemiroff "Чтобы продавать водку дешевле 26,10 грн., надо что-то недоплатить"

Украинские водочники попали в очередной капкан. Резкое подорожание спирта вынуждает их поднимать цены на свою продукцию. Дабы не дать фору нелегальным производителям, они вновь лоббируют повышение минимальных розничных цен на водку. Такая мера ранее оказывалась эффективным инструментом в борьбе с теневым рынком этого напитка. Однако в этот раз водочники просят о довольно существенном, до 26,10 грн. за 0,5-литровую бутылку, повышении цены.

О том, стоит ли ожидать в связи с такой "просьбой" уменьшения потребителей легальной водки, в интервью "ВД" рассказал Александр Глусь, президент компании Nemiroff.

"Теневой рынок водки не уменьшился"
Производители водки в Украине всегда плотно конкурировали друг с другом. Как повлиял кризис на расстановку сил?
— Конкуренция усиливается. Причем в последнее время это происходит за счет иностранных производителей, чего ранее не было. Из-за роста себестоимости украинской водки ее розничная цена выросла до такого уровня, при котором импортные напитки стали конкурентоспособными на местном рынке. Более того, рост акцизов, подорожание комплектующих (тары, этикетки, колпачка) и спирта — все это повлияло и на конкурентоспособность украинской водки на внешних рынках. Ведь во многих странах, куда поставляется наша продукция, местные производители имеют возможность закупать спирт по более низким ценам, нежели мы.

В каких сегментах конкуренция усилилась больше всего?
— Конкуренция растет во всех ценовых сегментах. Но при этом постепенно повышаются их уровни. Так, еще два года назад экономсегмент начинался с 14 грн. за 0,5 л, сегодня — 17,96 грн., средний вырос за тот же период с
25 до 30 грн. за 0,5 л.

Производители водки лоббируют повышение минимальной розничной цены до 26,10 грн. Не боитесь потерять часть потребителей?
— Если компания хочет выпускать качественный продукт и делать это легально, она не может продавать водку дешевле. Если еще в декабре спирт стоил 70 грн.дал, то сейчас он уже подбирается к отметке в 150 грн. Чтобы водку продавать дешевле 26,10 грн., надо что-то недоплатить.

Но многие производители, в том числе и Nemiroff, продают водку по цене ниже этой планки. Выходит, что либо вы работаете себе в убыток, либо что-то "недоплачиваете".
— Продукция, которая продается в рознице дешевле 26,10 грн., произведена из спирта, закупленного у "Укрспирта" до повышения его отпускных цен. За счет долгой товарно-транспортной цепочки повышенная цена на спирт отобразится на розничной цене только через месяц-два. К примеру, если в апреле в рознице наша круглая бутылка особой водки "Немировская" стоила 23 грн., то в мае она уже продается по цене 27-28 грн.

Реклама на dsnews.ua

Главный аргумент лоббистов — повышение минимальных розничных цен уменьшит долю теневого сектора. Вы всерьез полагаете, что эта мера наиболее эффективна в борьбе с нелегальным оборотом спирта в стране и производимой из него продукции?
— Повышение этой цены не влияет прямо на рост или снижение уровня теневого сектора. Минимальная розничная цена — это скорее индикатор для право­охранительных органов. По моим оценкам, во время кризиса уровень теневого сектора составлял 25%.

"Укрспирт" повышает цены на спирт чаще, нежели правительство — минимальную розничную цену на водку. И такое положение вещей на руку теневым производителям. Как вы считаете, почему правительство не повышает цены так же часто, как "Укрспирт"?
— Я думаю, что правительство не повышает минимальную розничную цену, потому что в порядке установления такой цены не заложен механизм ее индексирования. Если бы он был, подобные вопросы не возникали бы.

Последнее повышение отпускных цен на спирт публично было объяснено необходимостью изыскания ресурсов для модернизации спиртзаводов. Вам известны факты, подтверждающие эти намерения?
— У меня такой информации нет. Компания Nemiroff в основном работает с Немировским спиртзаводом. Мы давно уже за счет средств нашей компании модернизировали это предприятие, входящее в состав концерна "Укр­спирт". Как следствие — этот спиртзавод уже давно работает с высокой рентабельностью.

Как вы прокомментируете резкое падение производства водки в Украине по итогам I квартала с. г.?
— Падение может стать следствием двух тенденций — снижения емкости рынка или же активизации теневого сектора. Но в целом я не стал бы делать окончательные выводы, основываясь только на данных I квартала. Ведь многие компании, зная о повышении с января с. г. акцизов и стоимости спирта, накануне нарастили производство и складские запасы с тем, чтобы продавать эту продукцию в январе-феврале. Поэтому более-менее объективную картину рынка мы увидим не раньше II квартала.

"При нынешней конкуренции выгоднее объединиться с иностранной компанией"
На какой стадии находятся переговоры о продаже компании?

— На сегодняшний день переговоры о продаже компании не ведутся. 6 апреля мы должны были получить окончательное предложение о покупке компании. Его не было.

Как вы намерены развивать компанию дальше?
— Сегодня мы пришли к тому моменту, когда нужно определиться, какая стратегия будет выбрана всеми акционерами, чтобы начать ее реализовывать. Есть несколько вариантов. Акционеры должны определиться с дальнейшими действиями: они могут либо продать свои акции (Яков Грибов — 20%, Белла Финкельштейн — 20%, Анатолий и Виктор Кипиши — немногим более чем по 17% — прим. "ВД") либо купить мою долю акций (Александр Глусь — 25% + 2 акции — прим. "ВД"). Третий вариант возможен, если акционеры решат, что никто уже не хочет выходить из бизнеса. Тогда нам необходимо совместно сформировать дальнейшую стратегию развития компании. Решить, куда мы хотим двигаться, каковы ключевые цели, и тогда будет ясно, какие изменения нужны компании для реализации стратегии. Я надеюсь, что путь развития компании будет определен на ближайшем собрании совета акционеров.

Когда может состояться очередное заседание совета акционеров?
— Мы приложим максимум усилий, чтобы оно состоялось в ближайшее время. Чем раньше это произойдет, тем быстрее наступит ясность в вопросе определения стратегии. И тем эффективнее это будет для компании.

Насколько успешным оказался минувший год для компании?
— 2010 год — самый успешный за всю историю компании. В результате проведенной в 2006-2009 гг. реструктуризации была создана серьезная платформа для дальнейшего развития. В частности, создана система корпоративного управления в соответствии с мировой практикой, где разделены операционное и стратегическое управления. Также мы выстроили на 100% прозрачную финансовую структуру, упорядочили систему дистрибуции на всех рынках, разработали единую коммерческую политику, сбалансировали портфель маркетинг-инструментов. Одно из наиболее высоких достижений — мы сумели собрать коллектив профессионалов, лучших в своих направлениях. Благодаря этому за последние пять лет работы компания достигла значительных высот.

Какой вы видите компанию через три-пять лет?
— От выбранной стратегии будут зависеть действия на уровне изменения структуры, портфеля. Nemiroff может продолжать развиваться как монобренд. Пример компании уникален не только для украинской, но и для мировой практики: сегодняшних результатов компания достигла, имея в портфеле только водку. Но мы ведь можем также сформировать портфель брендов: вина, коньяки, шампанское, виски или другие алкогольные напитки. Имея более широкий ассортиментный портфель, можно строить собственную прямую дистрибуцию.

Возможен также вариант объединения с крупным иностранным производителем. Таким образом, появится возможность объединить портфели, перестроить производство. Например, выпускать в Украине продукцию партнера, а на его предприятиях за границей — напитки под нашими торговыми марками. Или просто объединить дистрибуцию на разных рынках.

Какой вариант, по вашему мнению, наиболее эффективен?
— Поскольку Nemiroff — международный бренд, ориентированный на экспорт, выгодным будет объединение с крупной международной компанией. Это позволит снизить затраты на дистрибуцию, а также на закупку комплектующих и сырья, добиться серьезного снижения издержек на всех уровнях бизнеса.

Какой капитализации компании вы хотите достичь?
— У нас в компании давно поставлена цель — сделать Nemiroff водкой №1 в мире. Наша продукция присутствует во многих странах мира, так что потенциал для роста есть. Сейчас как никогда необходимо решение на уровне акционеров о глобальном развитии.

Какими достижениями компания Nemiroff особенно гордится?
— В прошлом году впервые в истории бренд Nemiroff стал абсолютным лидером на украинском рынке водки. Международная исследовательская компания MEMRB опубликовала результаты исследований по рынку водки в нашей стране. Доля бренда Nemiroff за период декабрь-2010/январь-2011 составила 18,2% в денежном выражении и 17,5% — в физическом. Это лучшие показатели по отрасли. На украинском рынке итоговый показатель по продажам за год составил более $221,5 млн — на 28,9% больше, чем в прошлом году. Nemiroff реализовал в Украине более 4,97 млн дал напитков (+11,7%). Хорошие результаты компания показала также на внешних рынках: выросли объемы продаж, появились новые рынки сбыта. Сегодня водка Nemiroff продается в 72 странах.

    Реклама на dsnews.ua