• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Финансовые операции на заре цивилизации

Реклама на dsnews.ua

Около 6 тыс. лет назад человечество начало судьбоносный переход от первобытного товарного обмена к "цивилизованному" денежному обращению. Случилось это на древнем Востоке — в Юго-Западной Азии и Северо-Восточной Африке, в долинах великих рек Тигра, Евфрата и Нила. Ученые долго спорили: кому здесь принадлежало первенство — шумерам или вавилонянам, жителям Месопотамии или древним египтянам. До сих пор единой точки зрения не существует по довольно простой причине: первоначальные очаги земной цивилизации (со своими государствами, письменностью и товарно-денежными отношениями) возникли почти одновременно, а Шумер, Древний Египет, Вавилон и города Междуречья всегда имели контакты с миром, поскольку располагались на морских и сухопутных торговых путях. Выходит, "финансовые системы" этих государств были в постоянной взаимосвязи, оказывали друг на друга влияние. Но тогда, в IV и до начала I тысячелетия до Рождества Христова, человечество еще не знало монетного дела, древнейшая купля-продажа базировалась исключительно на денежно-весовых единицах. Это были, как правило, фиксированного веса слитки драгоценных и прочих цветных металлов, выполненные в виде различных геометрических форм или фигурок животных.

Первый борец с коррупцией

Археологические исследования ХIХ-ХХ вв. предоставили в распоряжение науки значительное количество письменных документов о разнообразнейших сторонах финансовой жизни древневосточных держав. На каменных плитах, специальных каменных столбах, на египетских папирусах и шумеро-вавилонских глиняных табличках запечатлены законодательные акты и другие тексты, касающиеся вопросов собственности, аренды, наследования, торговли и прочих денежных дел тех времен. Ученые расшифровали прелюбопытнейшие финансовые отчеты прапрачиновников, прочли купчие, завещания, акты обмена, арендные договоры, договоры о займах и депозитах древних прототипов современных банкиров.

Юридические и деловые документы, описывающие жизнь в шумерских городах-государствах, возникших на юге междуречья Тигра и Евфрата (Ура, Урука, Уммы, Киша, Шуруппака, Лагаша и др.), позволяют детально ознакомиться с их хозяйством, основанном на земледелии с искусственным орошением полей, животноводстве, ремесле и торговле. Там была уже собственность на землю, причем как частная, так и коллективная. Клинописные глиняные таблички-купчие ХХVI в. до Рождества Христова поведали жителям века ХХ уже новейшего времени о том, как продавали землю совместно владеющие ею хозяева, как их сородичи (или соседи) получали при этом подарки, компенсировавшие потерю права собственности на отчуждаемые участки. Стороны такого древнего процесса назывались характерным термином — "со-едоки цены".

Примером древнейших финансовых раскладов может служить забавная — с позиций дня сегодняшнего, конечно, — история междуречного города Лагаша, раскинувшегося на территории в 3 тыс. кв. км. Основная часть тамошних земель принадлежала двум десяткам храмовых хозяйств и обрабатывалась либо рабами, либо свободными арендаторами. С последних, понятно, взимались налоги в пользу хозяйств. Жрецы бесконтрольно отбирали у крестьян скот, птицу, медные изделия (металл в быту тогдашнего люда только лишь появлялся!), одежду и даже лучшие деревья и плоды. На смерти сородичей тоже наживались: по тем временам за обряд погребения взималась просто грабительская плата. Родня покойного шумера обязана была отдать храму 120 мер зерна, 420 хлебных лепешек, 7 сосудов сахара, некоторые другие продукты питания, а также одежду и постель, которыми усопший пользовался при жизни.

Сверх этого правивший в то время князь Лугальанда систематически притеснял рядовых землевладельцев, ущемляя их права и нарушая прежние "постановления". Он приставил к каждому хозяйству своих чиновников-надсмотрщиков, дабы те собирали с подданных дополнительные к стандартному набору налогов подати. Так, во дворец обязательно отбиралась шерсть с наиболее дорогих белых барашков, с прочих же овец вместо среднего качества шерсти требовали немалую замену — по 5 сиклей (некоей формы слитков) серебром с головы. Кроме того, были введены особые пошлины, взимаемые тоже в серебре, при оформлении различных документов и судебных актов. Скажем, при разводе с женой с бывшего мужа взыскивалось 5 сиклей князю и 1 сикль в пользу чиновников княжеской администрации.

Но вот к власти в Лагаше пришел правитель по имени Урукагина (ок. 2370 г. до Р.Х.). Он восстановил былые, традиционные нормы налогов, удалил надсмотрщиков из сельхозобщин, запретил забирать даром скот и продукты. А если на нужды храмов отбиралось с людей сверх нормы, то жрецам предписывалось платить за то серебром. Новый правитель хвалится тем, что "восстановил свободу", что ни он, князь, ни чиновник, ни жрец-прорицатель "больше не берет"! Урукагина прославился как первый в истории достоверно известный реформатор, борец с коррупцией и прочими финансовыми злоупотреблениями.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, наслаждаться "волюшкой" его подданным суждено было недолго. Князь-правитель соседнего города-государства Уммы затеял против Лагаша войну, разбил войско коллеги-реформатора и присоединил его владения к своим. То ли агрессор был возмущен слишком "либеральной" политикой соседа, то ли воспользовался смутой, наступившей в "демократическую" эпоху реформ… В любом случае, весьма скоро в "разборки" между шумерскими городами-государствами вмешался царь северной Месопотамии Саргон I Аккадский. Покорив своих южных соседей, он создал между Тигром и Евфратом древнейшую на Земле многонациональную империю, вобравшую в себя все прогрессивные "наработки" в системах товарно-денежных отношений покоренных городов. После краха империи потомков Саргона новыми гегемонами Шумера и Аккада в Междуречье стали сначала владыки Ура, а затем и цари легендарного Вавилона.

Первые законы о зарплатах

Как и положено владыкам империй, — цари аккадские, урские и вавилонские воевали, собирали налоги и занимались престижным дорогостоящим строительством. Они повелевали подданным прокладывать оросительные каналы, возводить в городах дворцы и храмы. С этой целью монархи Аккада (ок. 2369-2200 гг. до Р.Х.) не только в духе времени реквизировали, но и честно покупали новые участки земли. Согласно сохранившимся документам, плата вносилась зерном, серебром, одеждой, рабами и т.п.

А при раскопках величественных гробниц царей Ура (2132-2024 гг. до Р.Х.) был обнаружен старейший из дошедших до нас древневосточных законодательных кодексов (сохранился во фрагментах). Согласно ему, уже не храмовое жречество, а царь являлся крупнейшим землевладельцем. Через своих князей-правителей он и проводил почти что законные земельные сделки. В ту пору зародилось и получило широкое развитие ростовщичество. Заимодавцы (князья и жрецы) вели интенсивные операции по продаже садов, полей, домов. Они же ссужали клиентов серебром для обменных товарных операций, а также ценившимся тогда зерном и не менее актуальными кирпичами под высокие проценты. Неплательщики обязаны были возвращать долги, работая на ростовщика. А перед неисправимыми должниками вставала мрачная перспектива кабального рабства.

Самые же подробные сведения о земельно-денежных взаимоотношениях в Древней Месопотамии содержит более поздний документ — знаменитый кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.). Статьи закона гласят, что за аренду участка пахотной земли пользователь надела обязан отдавать владельцу до двух третей собранного урожая. При этом около 90% частных земельных владений в царстве Хаммурапи имели площадь не более 8,5 га; владения в несколько десятков гектаров насчитывались единицами; крупнейший из известных участков был площадью в 31,5 га. Купля-продажа земельных участков была в те времена очень популярна. Из древних актов, свидетельствующих о сделках, видно, что и участки, и недвижимость, и мелкие бытовые вещи уже продавались за определенную сумму драгметалла, а не выменивались на товар. Так, на одной из глиняных "купчих" значится, что продан дом с хозинвентарем и скотом. Покупателю это обошлось по таким расценкам: колесница с упряжью — 100 неких единиц серебра, 6 комплектов конской упряжи — 300; 1 осел и 1 корова — по 30 единиц серебра, 2 собаки и 10 щенков — 12.

Кодекс Хаммурапи дает также первые сведения о зарплате как обязательном вознаграждении за наемный труд. Так, свободные "сельхозрабочие" получали твердый минимум заработной платы: первых полгода по 6 неких "ше" серебра в день, за последующие месяцы — по 5. Оплачивались также услуги. Строитель частного дома получал от заказчика по 2 сикля серебра за каждую единицу площади дома. Гонорар врача, вправившего больному сломанную кость или вылечившего иной недуг, составлял 5 сиклей серебра.

Вавилонский царь-законодатель ввел также денежные штрафы за нарушения и преступления, частично заменив ими телесную кару. Скажем, если раньше за выбитый зуб или поврежденную часть тела преступник наказывался нанесением такого же увечья, то, по новому кодексу, за пощечину, выбитый глаз, сломанную кость и проч. платил некую мину серебра. Если пострадал раб, то цена преступления удешевлялась втрое. Да и вообще, расплата за правонарушения разнилась не от степени его тяжести, а от знатности пострадавшего. Так, если кража скота у высокородного вавилонянина подлежала возмещению в 30-кратном размере, то аналогичный ущерб простому крестьянину — лишь в 10-кратном.

От сиклей — до шекелей

Чем же были в реальности все эти "ше", "сикли" и "мины"? Да самыми настоящими расчетными единицами в денежно-весовой шкале, сложившейся у шумеров и их соседей по Древней Месопотамии! А в пору вавилонского царя Хаммурапи и его преемников эта шкала не один век влияла на все расчетные системы народов Ближнего Востока и Средиземноморья, удержавшись вплоть до античных греко-римских времен.

Наиболее распространенной мелкой весовой единицей, начиная еще с шумерской поры, был сикль, составлявший 1/60 часть мины. Последняя, в свою очередь, составляла 1/60 часть таланта. Вавилонский талант был двояким: тяжелым и легким, в соотношении 2:1. Тяжелый талант серебра весил, в переводе на метрическую систему мер, — 60,6 кг; мина составляла 1,010 кг, а сикль — 16,83 г. Мельчайшая единица — ше — была в 180 раз меньше сикля. Легкий талант весил 30,3 кг, соответственно "худели" мины и сикли. Особые отношения были у серебра и золота. Золото было в 13,3 раза дороже, соответственно, вес золотого таланта был меньше, чем таланта серебра.

Со временем, при развитии денежных операций, в Вавилоне установилась разница между весовой системой и ценой драгоценных металлов. Денежный талант стал отличаться от весового. А чтобы выявлять злоупотребления и обвешивание, вавилоняне постоянно проверяли полноценность расчетных слитков на чашечках весов. У царя Хаммурапи и его преемников имелись контрольные весовые эталоны таланта в виде бронзовых скульптур львов на подставках. Кстати, российские ученые конца ХIХ в. "подсчитали", что вавилонский сикль серебра был "эквивалентен" 84 копейкам (или 3 франкам 36 сантимам), мина — 50 руб. 40 коп., а талант мог бы равняться 2520 царским дореволюционным рублям.

Следует заметить, что шумеро-вавилонская денежно-весовая шкала надолго пережила и самих шумеров, и царство Хаммурапи. Она была принята в позднейших империях ассирийских и персидских царей, затем — у древних финикийцев (знаменитых своей пансредиземноморской торговлей, простиравшейся до Испании и Британии). Ею пользовались евреи библейских времен и древние греки, о чем свидетельствуют современные названия денежных единиц. Так, израильский шекель — не что иное, как "живое" напоминание о вавилонском сикле, а греческая драхма — прямой потомок древнеассирийской "дараг-маны", составлявшей 5 тысячелетий тому назад 1/60 часть мины.

    Реклама на dsnews.ua