• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Мустафа, поджигай!

Реклама на dsnews.ua
В Крыму развернулась неофициальная избирательная кампания за пост главы Меджлиса крымских татар. Как и положено у восточных народов, исход борьбы за в

В Крыму развернулась неофициальная избирательная кампания за пост главы Меджлиса крымских татар. Как и положено у восточных народов, исход борьбы за власть решится на совещании узкого круга самых авторитетных политиков. А окончательное слово скажет нынешний глава Меджлиса Мустафа Джемилев. "ВД" попыталась разобраться в подковерных играх вокруг его кресла.

13 ноября бессменный лидер крымских татар Мустафа Джемилев, собрав в лучших восточных традициях всех родственников, друзей и близких, отпраздновал свой 69-й день рождения. Седые аксакалы, боровшиеся с ним бок о бок за свободу крымскотатарского народа, все как один желали имениннику крепкого здоровья. Но, пожалуй, главным тостом в тот вечер была адресованная Джемилеву просьба не покидать пост главы Меджлиса, который он занимает уже 20 лет. Праздничную атмосферу немного нарушил брат именинника, заметивший, что пора бы Мустафе отдохнуть и дать дорогу молодым.

Неделю спустя солидарными с этим пожеланием оказались и несколько сотен представителей оппозиционных к Меджлису общественных организаций. 21 ноября, накануне годовщины оранжевой революции, они устроили в Симферополе свой протестный перформанс. Несогласные с "действующим режимом" сожгли чучело Джемилева в инвалидном кресле-каталке. Таким зажигательным способом оппозиционеры решили показать лидеру Меджлиса его неспособность отвечать на вызовы времени и решать проблемы народа. Свои требования протестующие закрепили в принятой накануне Советом ветеранов национального движения крымскотатарского народа резолюции, призывающей объявить импичмент Джемилеву и его первому заместителю Рефату Чубарову. Именно последнего татарские СМИ чаще других называют вероятным преемником действующего председателя. Составить конкуренцию ему готовы и другие кандидаты. И хотя никто из них публично старается не проявлять властных амбиций, каждый желающий занять пост главы Меджлиса уже заручился поддержкой заинтересованных сторон.

Ставки сделаны, господа
"Пока есть действующий председатель, говорить о каких-то амбициях нельзя", — убежден один из вероятных претендентов на место Джемилева, заместитель главы Меджлиса Ремзи Ильясов. Подобная позиция политика более чем понятна. Возжелать занять "трон" сейчас равносильно политическому самоубийству, ведь при живом главе это приравнивается к оппозиционности. Последняя же оппози­ционная акция в Меджлисе датирована еще 1997 годом (тогда в конфронтацию с Джемилевым публично вступил Рефат Чубаров, но они быстро помирились).

Практически все политические группы влияния на татар пока не спешат вступать в открытую избирательную гонку. Одна из таких групп — Народный Рух Украины, традиционно поддерживаемый крымскими татарами, теряет в их среде былую популярность. Не в последнюю очередь из-за того, что в союзе с Рухом представители татар на следующих парламентских выборах вряд ли смогут попасть в Верховную Раду. На это, во всяком случае, указывают текущие социологические опросы. А потому недавние переговоры Арсения Яценюка и Виталия Кличко с Мустафой Джемилевым по поводу возможной поддер­жки татарами их политсил в обмен на места в парламенте — как дополнительный раздражитель для крымских руховцев. "Поскольку сейчас авторитетней фигуры, чем Мустафа Джемилев в крымскотатарском обществе нет, то мы не видим ему альтернативы, и надеемся, что он не покинет свой пост", — говорит "ВД" Леонид Пилунский, руководитель крымской организации НРУ.

В случае отхода Джемилева от дел у Партии регионов впервые за историю ее существования может появиться шанс получить лояльного руководителя Меджлиса. "Однако влияние власти не нужно преувеличивать, — предостерегает крымский политолог Александр Форманчук. — Ведь она не пользуется авторитетом ни у простых татар, ни у Меджлиса. Тем более сейчас, когда в окружении президента много людей, подстрекающих его и дальше раскалывать крымскотатарский на­­род" (подробнее — см. "Раскольники", "ВД" № 15 с. г.). Наиболее вероятные модели поведения регионалов — договариваться с близкими к Меджлису кандидатами или же продвигать своего ставленника. Последний вариант пока менее вероятен. "Курултай никогда не поддерживал Партию регионов, всегда был ее оппонентом. Сложно представить делегата курултая, который, ссылаясь на авторитет президента, будет выдвигать свою кандидатуру", — уверена Юлия Тищенко, эксперт Украинского независимого центра политических исследований.

При этом некоторые эксперты в беседах с "ВД" выразили мнение, что партия власти может сделать ставку на нынешнего заместителя председателя Совета Министров АРК Азиза Абдуллаева. Хотя сам он возможные претензии на кресло главы Меджлиса отвергает. "Если вы зададите мне вопросы на хозяйственную или экономическую тему, на них я отвечу. А вот в политике я не знаток, это мне не нужно", — осторожничает Азиз Абдуллаев. И все же скромность чиновника легко может трансформироваться во властные амбиции, поскольку после назначения на пост председателя Совмина автономии Анатолия Могилева его позиции стали шаткими, как никогда ранее. Так, после недавних кадровых изменений он был лишен одной из должностей — министра регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства полуострова. "Как показывает крымская практика, лишаясь профильного министерства, вице-премьер недолго остается на своем посту, — считает Надир Бекиров, президент Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма, экс-член президиума Меджлиса. — А уж тем более, если этот вице-премьер — крымский татарин, а премьер — Могилев".

Реклама на dsnews.ua

Однако рассчитывать на то, что власть выберет стратегию поддержки близких к руководству нынешнего Меджлиса канди­датов, по мнению большинства опрошенных "ВД" экспертов, не стоит. "Власти удобнее играть с оппонентами Меджлиса, с его оппозицией", — уверен Владимир Притула, журналист, руководитель проекта "Крымско­татарский вопрос". Именно "руками" про­­тивостоящих Меджлису крымских татар Партия регионов, вероятнее всего, и продолжит проводить свою политику среди крымских татар. Ноябрьская активизация оппозиционеров тому лишнее подтверждение.

Страны советов
Свои кандидаты есть также у диаспоры, являющейся еще одним рычагом влияния на выбор председателя Меджлиса, ведь большинство крымских татар живут именно за пределами полуострова. Так, председатель Союза крымских татар Москвы Мустафа Мухтеремов выразил мнение, что лучшая кандидатура на этот пост — уже упомянутый Азиз Абдуллаев, поскольку именно он сможет решить многочисленные внутренние экономические проблемы крымских татар, а не только внешнеполитические, с которыми успешно справляется Мустафа Джемилев. "Учитывая нынешние реалии, целесообразнее было бы отдать голоса за Азиза Абдуллаева — прагматика, хозяйственника, экономиста", — считает г-н Мухтеремов.

Самая же многочисленная и влиятельная крымскотатарская диаспора — турецкая. Учитывая, что в последние годы господин Джемилев во многих внешнеполитических вопросах делегировал свои полномочия Рефату Чубарову, в том числе и поездки в Турцию, то высока вероятность того, что именно эта кандидатура станет "удобной" как для диаспоры, так и для всей Турции. Эксперты отмечают, что любые действия диаспор и дружественных стран в поддержку какой-либо из кандидатур не будут вестись за спиной самого Джемилева. "Турция может пытаться по своим каналам каким-то образом влиять на этот выбор. Но это будет процесс, согласованный с самим Мустафой", — подчеркивает г-н Форманчук.

Не выбором единым

Исходя из восточных традиций решения политических вопросов, одним из решающих факторов в выборе нового татарского лидера станет рекомендация самого Джемилева курултаю. Стоит отметить, что г-н Джемилев уже несколько лет успешно позиционирует Рефата Чубарова как своего преемника. Дабы избежать упреков в прямом назначении, он часто уточняет, дескать, "преемник" — это некорректное выражение, а недавно и вовсе заявил, что основная борьба разгорится между Чубаровым и Ильясовым. "Я допускаю, что окончательный выбор будет официально оглашен курултаю после совещания Джемилева, Чубарова и Рустема Умерова", — отмечает Николай Семена, журналист, политический эксперт.

Примечательно, что 29-летнего бизнесмена Рустема Умерова, советника председателя Меджлиса по экономическим вопросам, сам Джемилев во время своих зарубежных поездок нередко называет будущим лидером крымскотатарского народа. Оппозиция к Меджлису и вовсе приписывает ему с братом Русланом спонсорство всей деятельности этой организации. Правда, это, в свою очередь, мгновенно опровергла пресс-служба Меджлиса, узнавшая, что "ВД" интересуется информацией об Умерове. "Он финансировал лишь несколько благотворительных кампаний с участием Мустафы Джемилева", — уточнила Лилия Муслимова, пресс-секретарь Меджлиса.

Однако, даже если отойти от финансовой составляющей, братья Умеровы вместе с другими молодыми бизнесменами несомненно являются еще одной группой влияния в нынешней неофициальной избирательной кампании. Учитывая присущее восточным людям уважение к старшим, а также авторитет Джемилева, молодежь, скорее всего, прислушается к его мнению, то есть, предпочтет Чубарова. "Сегодня благодаря ему [Чубарову] многие молодые талантливые ребята находятся в общественном секторе — различных организациях, СМИ, бизнес-структурах. Если он станет главой Меджлиса, то их влияние будет еще более весомым", — убежден Айдер Муждаба, руководитель Центра "Бахчисарайская стратегия". Однако надеяться на своеобразную досрочность выборов и победу в них первого заместителя Меджлиса не приходится. "Он долгое время не формировал вокруг себя команду, да и не умеет работать в ней. Из-за этого многие в курултае и Меджлисе не поддерживают его", — скептически настроен г-н Бекиров.

В свою очередь, в вербовке сторонников пре­­успели другие потенциальные кандидаты — Ремзи Ильясов и глава Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров (он не яв­­ляется родственником упомянутых выше братьев Умеровых). У обоих мощная опора в виде бизнеса, связи в чиновничьем аппарате, а также свои "группы поддержки" в курултае и в регионах. "Если у Мустафы не было достойных оппонентов, то все нынешние кандидаты — равны. И просто так сдаваться никто не будет", — считает Сергей Данилов, научный сотрудник Института востоковедения Национальной академии наук Украины. При этом он выразил мнение, что все же Чубаров и Ильясов будут соревноваться за победу, а Ильми Умеров и Азиз Абдуллаев просто не станут баллотироваться на этот пост, поскольку довольны своим нынешним положением на госслужбе.

Восточные хитрости
Оценивая свои шансы на кресло главы Меджлиса, все кандидаты в один голос заявили "ВД", что решение — за курултаем, и об амбициях говорить рано. "Тем более, сначала у нас будут выборы нового состава курултая — в конце 2012 года", — добавляет г-н Ильясов, намекая, что после выборов ситуация может кардинально измениться.

Не согласны с политиком большинство опрошенных нами независимых экспертов. "От будущего состава курултая ничего не зависит, придут "свои" люди. То есть те, которые не пойдут в оппозицию к Меджлису. Другие априори туда не попадут. Сейчас действует не курултай крымскотатарского народа, а курултай Меджлиса. Не важно, каким будет его состав, важно, что думает Меджлис и какая у него стратегия", — убеждена Лилия Буджурова, главный редактор информационно-аналитической газеты "Первая Крымская".

Однако ответ на вопрос — кто станет будущим главой Меджлиса — находится не только вне курултая, но и, похоже, вне влияния политических групп. Скорее, это зависит от того, как поведет себя Мустафа Джемилев. Несомненно, после ухода с поста председателя Меджлиса он будет иметь колоссальное влияние на его нового главу. Но и просто так Джемилев в отставку не уйдет. Его позиция видна по противоречивым заявлениям в прессе. Сначала в интервью СМИ он заявил, что единственный способ не стать главой Меджлиса — не баллотироваться в делегаты следующего курултая. Однако, уже общаясь с "ВД", Джемилев засомневался в таком исходе, поскольку, по его словам, не будучи делегатом курултая, он не сможет нормативно влиять на представительский орган крымских татар. Вариант красивого ухода — получение Нобелевской премии мира, на которую он номинирован, менее помпезный — рокировка должностями с Чубаровым. Последний возглавит Меджлис, а сам Джемилев — Международный конгресс крымских татар, главой которого сейчас является его первый заместитель. Впрочем, нет никакой гарантии, что Мустафа Джемилев таки уйдет с поста главы Меджлиса. В последний момент он может передумать. Во всяком случае, делал он это уже не один раз, и после каждого заявления об отставке непременно возвращался. История помнит.  

    Реклама на dsnews.ua