• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

…А конца Майдану нет

Реклама на dsnews.ua
Очередную революцию в Украине сделает не "политика", а "экономика".

Очередную революцию в Украине сделает не "политика", а "экономика".

Шестилетие оранжевой революции страна отметила оригинально — Налоговым майданом, на который вышел "средний класс", выразивший свое возмущение парламентским Налоговым кодексом. Нововведение Верховной Рады превращало в реликтов предпринимателей, которые ведут свою деятельность при помощи упрощенной системы налогообложения. То есть два миллио­­на граждан Украины.

Прошлогодний Майдан не был столь продолжительным мероприятием, как то, вошедшее в школьные учебники (полторы недели вместо трех). Однако эффективность его можно сравнивать даже с результативностью "оранжевого тезки". Правда, наиболее распространенной версией, которая объясняла подоплеку произошедшего на рубеже осени и зимы 2010 года, является следующая — дескать, Виктору Януковичу было целесообразно сыграть в игру "добрый царь и плохие бояре". Если это так, то со своей ролью глава государства справился весьма недурно. Долго и нудно парламент и правительство стращали предпринимателей своим вариантом кодекса, к которому намертво прицепилось определение "драконовский".

Роли "самых плохих бояр" отлично исполнили премьер-министр Николай Азаров и социальный вице-премьер Сергей Тигипко. Высокопоставленные чиновники с пугающей регулярностью вещали, что апгрейд кодекса необходим "не корысти ради, а токмо волею…". Список "воль" прилагался — в первую очередь называли необходимость наполнения государственного бюджета и требования Международного валютного фонда.

В первоначальном варианте новый Налоговый кодекс, принятый в целом 18 ноября 2010 года, уничтожал (это не преувеличение) предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения в принципе. Возможно, где-то в недрах Кабмина и существовала идея, что подобное мелкие и средние бизнесмены "проглотят", но более вероятной версией (кроме упомянутой сказки о добром царе) является следующая — власти было необходимо узнать "болевой порог" общества, которое только-только начало отходить от последствий экономического кризиса.

В дебюте власти были достаточно категоричны. Когда уже на Майдане Незалежности начинали ставить палатки, Сергей Тигипко заявлял: "У представителей малого бизнеса есть конфликт интересов. С одной стороны — не вмешивайтесь, значит, никакого контроля. С другой стороны — дайте бльшие объемы. Так не бу­­дет". Протестующие категоричность вице-премьера проигнорировали. Точно так же потенциальные революционеры отнеслись и к выступлениям политиков, которые время от времени вещали с трибуны о преступной власти и клялись в любви к народу. Показательно, что партийных флагов на том Майдане практически не было, присутствовали государственные символы и флаги общественных объединений, принимавших участие в акции.

Мнения экспертов тогда разделились. "Это не ее (Юлии Тимошенко — прим. "ВД") игра, это игра других людей, поэтому вряд ли она допущена на этот протест и вряд ли ей позволят политизировать эти лозунги. Лозунги там конкретные, четкие, экономические, и там нет места для идеологии "Батькивщины", — говорил некогда близкий к Леди Ю политолог Дмитрий Выдрин. Его коллега Виктор Небоженко пророчествовал о другом: "У этого Майдана нет особой перспективы, потому что протестующие не понимают, что нужно выводить все в терминах политической справедливости. Ведь дело не в тяжести налогов. Во время оккупации, войны, тяжелых времен народ терпит высокие тяготы и живет тяжело, но есть цель. Есть некое понимание общей справедливости. Все понимают, что налоги собираются только с одной группы и не собираются с олигархов. И все понимают, что эти налоги не делятся правильно, неэффективно распределяются".

Реклама на dsnews.ua

"Выхлоп" случился 2 декабря, когда Верховная Рада приняла кодекс с учетом предложений президента. Янукович настаивал (а парламент, естественно, согласился) на сохранении действующей упрощенной системы налогообложения. Также президент предложил исключить нормы о том, что "упрощенец" должен иметь не более четырех наемных работников, а объем дохода не должен превышать 600 тыс. грн., и рекомендовал Раде исключить из кодекса главу, устанавливающую ограничения на виды деятельности, на которые распространяется система упрощенного налогообложения. Рада согласилась. 3 декабря президент подписал новый НК. "Добрый царь" состоялся.  

1 декабря 2010 г.
Вадим Колесниченко, народный депутат (фракция ПР):
"Заходил и на Майдан. Я спрашивал, за что они протестуют. Так вот, тех, кто знал, зачем он протестует, там было не так уж и много".

3 декабря 2010 г.
Вадим Карасев, политолог:
"Была опасность трансформации "экономического" Майдана в исключительно политический и оппозиционный".

27 января 2011 г.
Игорь Гурняк, председатель координационного совета Ассамблеи общественных организаций малого и среднего бизнеса в Украине:
"Налоговый кодекс за очень короткий период времени был принят, начал действовать, но ни бизнес, ни Налоговая, ни Пенсионный фонд к этой ситуации не готовы. Фактически мы находимся в условиях своеобразного хаоса".

* Должности указаны на момент высказывания

    Реклама на dsnews.ua