Бетонные парки
К иевские власти называют столицу "зеленым городом", ссылаясь на то, что по количеству зеленых насаждений на человека Киев занимает первое место в Украине (см. бокс "Городская зелень"). Вот только это вряд ли ощущают жители спальных районов, расположенных на окраинах города, где парковые зоны можно пересчитать по пальцам. В одном из таких спальных районов, Троещине, в 2001 г., по распоряжению тогдашнего киевского головы Александра Омельченко, заложили Парк борцов за свободу и независимость Украины. Пять лет спустя парковую землю со столь патриотическим названием отдали под застройку российским инвесторам, а имен- но — компании "Интеко-Буд", входящей в корпорацию "Интеко", принадлежащую Елене Батуриной — жене мэра Москвы Юрия Лужкова. Арендованный российскими инвесторами участок в 90 га находится в центре парка и, более того, расположен непосредственно в границах прибрежной защитной полосы р. Десна, хотя строительство в этой зоне строго запрещено Водным кодексом Украины.
Проблемы с незаконной застройкой зеленых зон испытывает практически каждый областной центр Украины. На землю в центральных парках и скверах заглядываются многие, вот только, в отличие от Киева, где остро ощущается дефицит места под постройку жилья, в регионах в зеленых зонах строятся преимущественно офисы и торгово-развлекательные центры. Ситуацию усугубляют нормативные бреши: к примеру, в таких городах, как Донецк, Днепропетровск, Львов попросту отсутствуют генеральные планы развития городов, что влечет за собой облегчение процесса застройки парковых зон.
"Так как не принят генплан, — не обозначены ни зеленые зоны, ни парки, ни скверы. И определить, застраивается ли зеленая зона, невозможно, — говорит Константин Марченко, заместитель начальника отдела экологической инспекции по Донецкому региону. — Конечно, мы стараемся следить, чтобы зеленые насаждения не вырубались и по каждому случаю в проблемных зонах проводились общественные слушания. Однако, несмотря на это, застройка в зеленых зонах города на сегодняшний момент, к сожалению, ведется".
По словам чиновника из управления экологии и природных ресурсов Днепропетровской области, будь у области генплан, от-стаивать участки зеленых зон, на которые положили глаз застройщики, было бы намного проще. В ситуации же нечеткого разграничения земель, непроведенной инвента- ризации зеленых насаждений нет даже приблизительных границ парков. Поэтому доказать что-то очень сложно.
Отсутствие генплана дает застройщикам возможность отхватывать лакомые куски зеленых зон, утверждая, что облюбованные ими участки попадают в зону городской застройки. Но даже наличие генплана не спасает от подобных манипуляций. Чтобы доказать застройщикам незаконность выделения части парка под застройку, нужно иметь документ, которым бы обозначались четкие границы парка или сквера, а таковых у большинства городов Украины нет.
"Во Львове существует только одно официальное решение местной власти об установлении границ парка, — говорит Ольга Мелень, юрист-эколог международной благотворительной организации "Экология-Право-Человек". — Раньше на установление границ парков просто не было денег, но когда заметили, что отсутствие границ стало полем для злоупотреблений, власти пришли к выводу, что нужно все-таки разработать проекты земле- устройства по установлению границ парков. Но пока застройщикам выделяются участки, которые на бумаге являются землями жилищной или общественной застройки, а реально на них растут деревья, и они являются частью парка или сквера".
В сущности, границы зеленых зон можно установить и генпланом, но отдельный документ, которым устанавливаются границы конкретного парка, и весьма абстрактные чертежи генплана — немного разные вещи. Если решения об установлении четких границ объекта нет, на генплане он будет отображен довольно расплывчато. На практике это чревато махинациями, весьма характерными для сегодняшней Украины. "Генплан развития города у нас есть, однако он не соблюдается, — говорит Сергей Шапаренко, председатель экологической группы "Печенеги" (г. Харьков). — Решения о выделении участков в зеленых зонах каждый раз выносятся в виде исключений, ибо в каждом конкретном случае генплан можно перекраивать бесчисленное количество раз". Зная о возможности подобных манипуляций, киевские борцы с незаконной застройкой требуют, чтобы генплан Киева как столицы Украины утверждал не Киевсовет, а Верховная Рада — тогда вносить изменения в него будет значительно сложнее.
В Киеве границы скверов и парков были определены еще в 2005 г. и закреплены в утвержденной решением Киевсовета от 19 июля 2005 г. "Программе развития зеленой зоны г. Киева до 2010 года и концепции формирования зеленых насаждений в центральной части города" (далее — Программа). Но экологи утверждают, что Программа не улуч-шила, а наоборот, усугубила ситуацию с застройкой зеленых зон столицы.
"Принятая Программа обозначила границы парков так, как это было нужно застройщикам, — утверждает Алексей Василюк, глава Молодежного отделения Национального экологического центра Украины. — Все участки, которые, согласно генплану, относились к зеленым зонам и в результате незаконных решений Киевсовета были застроены либо собирались застраиваться, автоматически утратили статус зеленых зон. А декларируемое увеличение Программой площади зеленых зон произошло лишь на бумаге вследствие переведения в статус "общего пользования" непригодных для этого территорий: крутых склонов, придомных территорий и т.д. На деле же Программа урезала зеленые зоны примерно на 230 га".
С момента принятия Программы было застроено 23 участка, которые были парками согласно генплану и изменили свой статус, если верить принятой Программе (урочище "Наталка" на Оболони, Смородинский спуск, парки "Аврора", "Юность", "Спутник", Соломенский). При этом статус участков, которые были зелеными зонами, никто не менял, и эти земли официально не являются землями жилищной застройки. Возникает путаница: часть зеленых зон является таковыми по генплану, а часть — по генплану и Программе одновременно.
Пользоваться этой коллизией и застраивать зеленые зоны столицы помогает другая путаница: в Киеве существуют два управления, выдающие заключение экологической экспертизы, необходимой для получения землеотвода в зеленой зоне. Управление охраны окружающей природной среды КГГА с удовольствием выполняет эту функцию, несмотря на то, что то же самое делает (и имеет исключительное на это право) Государственное управление экологии и природных ресурсов в г. Киеве. На самом деле, выдавая согласование на строительство в определенном месте, управление экологии при КГГА никаких законов не нарушает, так как выдает не заключение государственной экологической экспертизы, выдавать которое не уполномочено, а обычное согласование. Но вследствие того, что согласование выдается специальным "отделом экспертиз", при желании его можно истолковать как вывод экологической экспертизы.
Нынешняя киевская власть, ограниченная в своих действиях очерченными Программой границами скверов и парков, нашла иной способ поучаствовать в "освоении" зеленых зон столицы. Решением Киевсовета в 2006 г. на днепровских Жуковом и Трухановом островах созданы коммунальные предприятия. Их уставы предусматривают строительство на территории зеленых зон объектов жилого и нежилого назначения, офисов, гостиниц, кемпингов, ресторанов, яхт-клубов, санаториев, объектов промышленного, социально-культурного и бытового назначения. При этом уже готовы проекты решений о выделении двух участков заповедных земель Жукова острова коммерческим структурам: 1,17 га — ООО "Юношеский клуб "Юнга" и 6 га — ООО "АВ-Медгруп". По словам начальника управления охраны окружающей природной среды КГГА Владимира Трокоза, границы заповедных зон обоих островов до сих пор не обозначены, а значит, любой землеотвод на этой территории является незаконным. Уставы КП "Жуков остров" и КП "Труханов остров" совершенно не отвечают первоначально заявленным целям создания предприятий (необходимость их создания объяснялась желанием властей дать каждой территории в Киеве своего заботливого хозяина).
Единственная свободная рекреационная зона Киева, где еще можно оторвать часть территории, — водно-зеленый диаметр города (акватория Днепра с островами, прибрежными парками и лугами), охраняемый целым рядом международных конвенций и соглашений: Бернской конвенцией об охране диких видов флоры и фауны, Боннской конвенцией об охране мигрирующих видов, Европейской ландшафтной конвенцией и т.д. Несмотря на то, что Украина ратифицировала все эти международные акты, водно-зеленый диаметр ныне активно "осваивается" столичной властью. Кроме двух вышеназванных островов, превратившихся в коммунальные предприятия, проблемными точками в составе водно-зеленого диаметра сегодня являются урочище "Наталка" на Оболони несколько участков в парке Дружбы Народов.
"Несмотря на то, что Украина ратифицировала Европейскую ландшафтную конвенцию и взяла на себя обязательства заботиться о сохранении водно-зеленого диаметра столицы, Киевсовет не только до сих пор не принял документы, которыми бы охранялись эти ландшафты, но и всячески способствует планам застройки островов, Днепровской набережной и Днепровской кромки, — отмечает архитектор Георгий Куровский, президент Киевской ландшафтной инициативы. — Яркий пример — дом по ул. Грушевского, 9А, где все документы вроде бы в порядке, но который, по всем экологическим меркам, возводится совершенно незаконно".
Экологи сетуют, что власти постепенно готовят общественное мнение в столице к тому, что водно-зеленый диаметр также необходимо застраивать. При этом ссылаясь на европейский опыт и наличие западных инвесторов, готовых строить в зеленых зонах Киева с соблюдением всех правил экологии. Но они упускают из виду, что в Европе приняты совершенно противоположные правила: развлекательный объект или отель, возвышающийся посреди утопающего в зелени парка, возник на голом месте, как и сам парк. Сначала к неказистому участку земли подводят воду, сажают деревья, а только потом строят отели и развлекательные заведения.
Представитель одной из киевских строительных компаний, пожелавший остаться неназванным, посетовал в разговоре с корреспондентом "ВД", что сложившаяся ситуация — отнюдь не вина инвесторов или застройщиков. По его словам, в Украине созданы все условия для того, чтобы желающие получить под застройку кусок зеленой зоны с легкостью могли договориться о соответствующем решении со столичной властью. Бизнес сросся с институтами власти, а если власть позволяет за определенную мзду заработать компании большие деньги — грех не воспользоваться такой возможностью.