• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

За нитью Ариадны

Реклама на dsnews.ua

"В 1965 г. на этом месте было болото. Теперь здесь цветущий отель", — рассказывал нам об истории одного из крупнейших греческих отелей Sani Resort, расположенного на полуострове Халкидики, топ-менеджер отеля Виктор Димитров. "Я еще помню заброшенный берег моря и дикие скалы вместо этого великолепия, тут никто не хотел строиться", — вспоминал историю пятизвездочного отеля Aldemar Royal Mare Village наш гид по Криту Стоматис Пателарос. Похожие чудесные истории о становлении отельного, туристического, судовладельческого и прочих местных бизнесов встречались в Греции буквально на каждом шагу. Аграрная Эллада (только так и не иначе гордо называют свою родину греки) по-прежнему считается самой отсталой страной ЕС (если не считать вновь принятых членов). При этом то, что сделано тут за годы нахождения в ЕС (с 1981 г.), достойно удивления и восхищения. "Греция — пример для Украины, — говорил нам посол Украины в Греции Виктор Кальник, — как за короткий период можно достичь значительных успехов". А самое удивительное, что, на первый взгляд, совершили свое экономическое чудо греки как бы играючи, что называется, без фанатизма, успевая при этом традиционно отдыхать после обеда в греческую "сиесту" и упоительно танцевать сиртаки под звон бьющихся (по древней традиции) во время кульминации танца тарелок.

Золотые орлы
Греки до сих пор живут в Византии, слышали мы не раз. Потому и ведут себя как жители империи: гордо, спокойно, как равные среди равных и даже немножко "равнее". К физической работе холодны, при этом прекрасные управленцы, мореходы и футболисты. Любят к месту и не к месту вспоминать Аристотеля и прочих титанов древности, подчеркивая, откуда "корни Греции" и всей современной цивилизации... Что из услышанного нами — мифы, а что — правда, понять можно, только пожив не один год в самой Греции. Но кое в чем во время пресс-тура "Греция глазами украинцев" мы все-таки убедились лично.

Наша маленькая журналистская группа проехала, по сути, по всей Греции от опоясанного серпантинами севера до жаркого оливкового юга. Даже из окон микроавтобусов можно было заметить: "играючи", такую страну не обустроить. На севере греки то и дело "вгрызались" в горы новостройками-тоннелями, чтобы сократить бесконечные горные серпантины, на Крите заботливо опоясывали виноградники и оливковые рощи тысячами метров поливочных шлангов, фанатично бросались покорять энергию ветра и солнца. За всю нашу "автобусную" эпопею нас ни разу не тряхнуло на колдобине — на трассах Греции, как в столице, так и в каком-нибудь затерянном горном селе, таковых просто нет. Грек с грузинскими корнями Ромео Абуашвили, менеджер греческой туркомпании Golden Eagles и по совместительству наш водитель, спокойно жал на газ на самых страшных горных поворотах до 100 км/час — сцепление с покрытием было идеальным.
И повсюду нас действительно сопровождали двуглавые орлы. Золотые орлы на сувенирах или в интерьерах средневековых православных монастырей, которых в Греции неимоверное количество. Черные орлы — на желтых византийских флагах, встречающихся на каждом шагу, причем часто — рядом с сине-белым государственным флагом. Слава, история, традиции погибшей империи действительно вошли в память, кровь, менталитет нации. А о том, что именно в Греции родился Александр Македонский, знали, казалось, даже вальяжные греческие псы, лениво отдыхающие в самых неожиданных местах.

За шубами
Нашествие эсэнговских туристов в Грецию начиналось с "шубных" туров. Эти туры до сих пор составляют важную часть "зимней" нагрузки украинских турагентств, специализирующихся на Греции. Шубный бизнес Греции сейчас переживает не лучшие времена, говорили нам в столице шубной промышленности Греции — живописнейшей Кастории, где прямо в центре города по набережной разгуливают дикие утки и пеликаны. Производство шуб сокращается. И не только потому, что рынок ЕС в последнее время заполонили менее качественные, но более дешевые китайские шубы. "Китай для нас — не конкурент, он никогда не победит наши старинные шубные промыслы и наше традиционно высокое качество", — гордо говорили нам и шубники, и чиновники Кастории. Шубников прижимает правительство.

С трудом, но удалось выяснить уровень безработицы в Кастории — 24%. Оказалось, это самый большой процент в Греции и даже в Европе. Работу у местных жителей, занятых в основном в шубной отрасли, отнимают нелегалы, в том числе и из Украины. Правительство страны пытается решить проблему безработицы за счет ужесточения законодательства о нелегалах. Шубники как могут упираются — нелегалы, с одной стороны, головная боль, с другой — "дешевле" коренной рабочей силы.
Проникают нелегалы в страну в основном из Албании через горные перевалы и по морю. В посольстве Украины в Греции нам рассказали, что совсем недавно закончился суд над украинцем из команды судна, доставившего в страну группу нелегалов. Украинский моряк получил "не очень много" — семь лет, обычно за такое преступление дают 10. И доказать греческому правосудию, что наши моряки (а их в греческих тюрьмах сидит уже несколько десятков) "не знали", что везли нелегалов, достаточно сложно.

А мы поначалу никак не могли понять, почему на невинный вопрос "Сколько у вас на предприятии работает человек?" касторийские шубники (впрочем, как и производители ликеров на Корфу) сначала хитро воздевали очи к небу, как бы не понимая, о чем речь, но потом, видя нашу настойчивость, не моргнув глазом, отвечали: десять. Особенно странно звучал этот стандартный ответ на больших производствах. Когда же мы узнали, что уровень теневой экономики в Греции 40% и степень коррумпированности госаппарата не особенно отличается от нашей, поняли: с нелегалами Греции еще бороться и бороться. Поскольку что бы там ни говорили, нелегалы плюс десятки тысяч легально работающих на греческих предприятиях иностранцев (не только албанцев, выходцев из стран СНГ, но и французов, немцев) вносят весомый вклад в развитие греческой экономики.

Реальные ситуации — немка-домработница в греческой семье, француженка-официантка в греческом ресторане. По словам Дмитрия Игнатьева, руководителя украинской туркомпании ITServiсe, те же немцы, отправляясь на работу в Грецию, едут… за свободой, сбегая от зарегулированной, ускоренной жизни в своей стране. "В Греции другой темпоритм, — рассказывает Дмитрий. — Если хозяин таверны говорит сотрудникам, что рабочий день начинается в восемь, это значит — "приблизительно в восемь, возможно, в девять…" Украинцы же едут в Грецию, потому что там есть работа и потому что это "Европа".
В самолете Афины-Киев я познакомилась с 32-летней Оксаной из Тернопольщины. Она уже восемь лет живет в Греции, работает помощницей официанта в ресторане в Патре. Легализовалась всего несколько лет назад — "купила нужные документы". Снимает уютную квартирку, обзавелась мебелью, мечтает о замужестве с греком, строит дом в родном селе в Украине "на всякий случай". Потому что возвращаться на родину не собирается: "Я уже привыкла получать по EUR800 (Оксана произносит "евро" с ударением на последнем слоге), мне нравится Патра, ресторан, в котором я работаю, там чудесный коллектив — ребята из Бангладеш, из Албании. Куда возвращаться? На 200 гривен зарплаты?"
Продолжение в №26.

Реклама на dsnews.ua

"ВД" благодарит за содействие в подготовке материала ТО "Славута", туркомпанию ITService, компанию "Аеросвiт".

    Реклама на dsnews.ua