• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Метановое число

Реклама на dsnews.ua

"Со стороны может показаться, что деньги по Киотскому соглашению сами плывут в Украину", — рассуждает директор шахты им. Засядько Игорь Ефремов, показывая корреспонденту "ВД" свое детище — уже работающую электростанцию по переработке шахтного метана в энергию. К слову, этот проект — на данный момент единственный в Украине пример полномасштабного промышленного использования шахтного метана. Пока большинство украинских шахт если и борются с метаном, повышая безопасность работы шахтеров, то путем простого "проветривания" — газ выдувается на поверхность. Дальше пошли только единицы — в лучшем случае метан используется в котельных, обогревающих помещения на территории шахты. Так отапливаются, например, некоторые шахты ГП "Макеевуголь", шахта "Краснолиманская". На шахте "Южно-Донбасская №3" метаном заправляют автомобили. В прочих случаях, а таких — 90%, метан сжигается в факелах.

Между тем почти 1 млрд куб. м метана, которые сейчас Украина просто выбрасывает в воздух, могли бы нас озолотить. Если этот объем метана пустить на производство энергии, можно сэкономить уголь, используемый шахтами на производство теплоэнергии для своих нужд, который стоит минимум $51 за тонну — на сумму $35 млрд. Плюс — позволило бы получить тем же шахтам от EUR44 млрд до 220 млрд совсем не лишних зарубежных денег — исходя из средних расценок на единицу сэкономленных выбросов по Киотскому протоколу (от EUR3 до 15). Сэкономленные единицы сокращенных выбросов готовы покупать правительства других стран и отдельные компании.

Кроме непосредственно шахт, деньги от сокращения выбросов метана могут разойтись по карманам массы других адресатов — госчиновников, будущих частных владельцев нынче государственных шахт, подрядчиков и поставщиков оборудования.

Деньги из воздуха

Закрепленный в протоколе механизм Международной торговли выбросами (International Emission Trade) позволяет государствам с излишком квоты продавать ее государствам, которые, по условиям КС, должны свои фактические выбросы сократить. Украина может продать квот на "недовыброшенный" парниковый газ общим объемом более 450 млн тонн. В денежном выражении это составляет от EUR1,3 до 4,5 млрд в год, в зависимости от цены, по которой эти квоты могут быть проданы.

Перспектива получения этих денег вдохновила госмужей. Поскольку 70% шахт по добыче энергетического угля и 30% шахт по добыче угля коксующегося остаются в госсобственности, а для государства сэкономить ценный энергоресурс и одновременно получить деньги "из-за бугра" будет не лишним, Минуглепром ставит вопрос о строительстве установок, перерабатывающих метан в энергию. По словам министра угольной промышленности Украины Сергея Тулуба, в 2008- 2011 гг. планируется построить когенерационные установки (ТЭС, вырабатывающие и тепло, и электроэнергию) на 16 шахтах, для чего будет объявлен тендер по привлечению инвесторов.

Итак, первая категория людей, которые могут заработать на украинском метане, — продавцы технологий, подрядчики и инвесторы. Некоторые из них уже объявились. С одним из потенциальных инвесторов — МГК "Итера" — украинские власти уже провели переговоры. И "Итера" заявила о том, что готова реализовать в Украине проект по добыче шахтного метана; при этом называется цифра добычи метана — до 8 млрд куб. м в год. Кроме того, к разработке и внедрению в Украине проектов, связанных с сокращением выбросов и парниковых газов в атмосферу, выразила интерес японская компания Sumitomo Corporation. И донесла его до руководства Министерства топлива и энергетики. Казалось бы, иностранцы будут учить нас строить электростанции? Но специфика добычи метана состоит в том, что сложно получить его именно в достаточной концентрации (подробнее — см. "Как достать метан"). Японцы предложили как раз проект по использованию шахтного метана низкой концентрации для его потребления ТЭС. Отдельная подкатегория — иностранные компании. Чтобы рассчитывать на кредит в рамках Киотского протокола по механизму совместного осуществления (Joint implementation), наши предприятия для проектов дегазации должны привлекать иностранцев. Так, шахта им. Засядько для строительства когенерационных модулей привлекла австрийскую компанию GE Jenbacher. По словам заместителя гендиректора шахты по новым технологиям Бориса Бокия, компания выпускает генераторы, которые работают на 33%-й концентрации метана в смеси, а данная разработка была сделана специально для шахты им. Засядько — газогенераторы, способные работать на смеси с 25%-м содержанием метана.

Реклама на dsnews.ua

Вторая категория людей, которые могут заработать на метане, — госчиновники. Построив несколько когенерационных установок и снизив выбросы метана, Украина сможет получить от иностранных государств до нескольких миллиардов евро за квоты по выбросу парниковых газов. Куда в итоге денутся эти деньги — вопрос риторический. Конечно, часть их будет направлена на дальнейшую борьбу с метаном. Но, как это обычно бывает в Украине, немалая доля этих средств осядет в карманах причастных к отрасли чиновников.

Третья категория лиц, которые могут заработать на метане, — будущие частные владельцы украинских шахт. Как уже писала недавно "ВД" (№20 от 18 мая 2007 г.), на пороге — масштабная приватизация украинского углепрома. Естественно, процесс это не быстрый. Под благими лозунгами борьбы с гибелью шахтеров на многих шахтах появятся установки по переработке метана. А потом эти шахты благополучно перекочуют в частные руки. А сэкономленные выбросы — это деньги. Получается, средства в модернизацию шахт вложит государство, а дивиденды в виде денежных знаков ратующих за экологию иностранцев — те, кто их купят уже после этого. Та же шахта им. Засядько, потратив на программу дегазации уже более полумиллиона гривен, только теперь возвращает вложенные средства. По словам директора Ефремова, шахта заключила контракты с австрийским и голландским правительствами, а также с японской фирмой, на 2,5 млн т сокращения выбросов на 2006 и 2007 годы по довольно выгодной цене — EUR10 за тонну. Таким образом, за каждый утилизированный миллион тонн метана шахта должна получить EUR10 млн инвестиций.

Продать сокращенную тонну выбросов предприятие теоретически может и по EUR30 за тонну — история торговли выбросами знает такие случаи. Но, как утверждают эксперты, реальная цена для Украины может находиться в диапазоне от EUR3 до 7. В основном же это зависит от индивидуальных договоренностей сторон. Если в Украине выбрасывается в воздух 1 млрд куб. м метана, то это минимум EUR44 млрд. Их могут получить металлургические компании — основные претенденты на покупку шахт по добыче коксующегося угля, и энергетические компании — основные претенденты на покупку шахт по добыче угля энергетического. Среди первых — "Миттал Стил Кривой Рог" (менеджеры компании уже высказывали заинтересованность в покупке шахт, если будет объявлена приватизация), "Запорожсталь", ММК им. Ильича, ИСД. Среди вторых пока один явный претендент — СКМ Рината Ахметова. Впрочем, тут простора для нецелевого использования денег будет не так уж много. Директор шахты им. Засядько Ефремов приоткрыл тайны прочувствованной на собственной шкуре "кухни" получения денег из воздуха: "Во-первых, если вы хотите получить деньги в кредит, вам предложат максимум EUR3 за тонну выбросов. Кроме того, будут жестко следить за выполнением кредитных условий. В документах по Киотскому соглашению все детально описано, и предприятие, которое не выполняет своих обязательств по сокращению выбросов, "влетает" в большие штрафные санкции. Проблема же наших компаний еще и в том, что они достаточно небрежно относятся к выполнению обязательств — мол, не сделали сегодня — сделаем завтра… Так работать по Киотскому протоколу нельзя, все работы нужно выполнять очень точно и в срок". И предупредил своих коллег, у которых, возможно, слишком большие ожидания от заработков на торговле квотами на выбросы: "Если какое-то предприятие или шахта рассчитывает только на деньги от Киотского протокола, то это дилетантство". Но у той же СКМ уже есть опыт работы по Киотскому соглашению, поэтому к подводным камням в случае покупки новых шахт она будет хорошо подготовлена.

МНЕНИЕ.

ВЛАДИМИР ГУСАК. Директор дивизиона угля и кокса "Метинвест Холдинг"

— Особенностью залегания угля на ОАО "Краснодонуголь" является повышенное содержание в угольных пластах метана, все пласты относятся к числу сверхкатегорийных. Для обеспечения необходимых параметров безопасности при проведении горных работ "Краснодонуголь" постоянно проводит работу по подземной и наземной дегазации шахт, тратя на это значительные средства. В частности, в 2006 году на работы по дегазации было направлено почти 13 млн грн., не считая затрат на утилизацию газа.

Сейчас на предприятии готовится долгосрочная программа по утилизации шахтного газа, которая предусматривает рост использования газа для производства тепла. Кроме того, рассматривается возможность строительства автомобильных метан-заправочных станций, перевод на метан автопарка компании. Также на "Краснодоугле" рассматривается целесообразность использования метана для производства электроэнергии. Предполагается и использование механизмов Киотского соглашения.

Использование шахтного газа для производственных нужд ОАО "Краснодонуголь" позволит решить значительный комплекс вопросов, в частности, снизить затраты на добычу угля, уменьшить закупку энергоресурсов, сократить выбросы метана в атмосферу путем увеличения использования метана на нужды компании.

КАК ДОСТАТЬ МЕТАН

Хотя запасы метана в украинских недрах немалые (от 12 до 17 трлн куб. м), достать метан в нужной концентрации не так-то просто. Существует несколько способов дегазации шахт. Самый примитивный и дешевый — проветривание шахт мощными вентиляторами. Воздушным потоком скопившийся в шахте метан растворяется до безопасной концентрации и частично выбрасывается на поверхность. Но данный способ полностью не обеспечит желаемой безопасности шахт — часть метана остается в шахте. К тому же в такой смеси концентрация метана составляет около 1%, и, ясное дело, использовать его как энергетический ресурс неэффективно.

Поэтому более рационально предварительно откачивать метан из угольных пластов. В мировой практике для этого существуют два способа: бурение внутри шахты и поверхностное бурение. При так называемом внутреннем, или сопутствующем, бурении метан отсасывается вакуумными насосами и подается на поверхность по проложенным внутри шахты трубопроводам. В таком случае концентрация метана в откачанном воздухе находится в пределах 25-45%. Такой метан можно использовать в когенерационных установках, главное — чтобы его было в достаточном количестве. Впрочем, еще более эффективным методом является поверхностная дегазация угольного месторождения, хотя и самым дорогим — при ней концентрация метана достигает 95%. Бурение одной скважины, по уже имеющемуся у украинских шахт опыту, обходится в 1 млн грн.

КТО УЖЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА МЕТАНЕ

Энергетические предприятия, металлургические комбинаты и угольные шахты уже начинают активно включаться в процесс торговли углеводородными квотами. ОАО "Краснодонуголь" (контролируется СКМ) заключило контракты с рядом крупных украинских и западных компаний, в частности, с Global Carbon и "Эко-Альянс", которые будут представлять компанию на углеводородном рынке и продавать квоты на выбросы парниковых газов. Как сообщили "ВД" в ООО "Метинвест Холдинг" (отраслевая управляющая компания СКМ), метан, получаемый при дегазации шахт объединения "Краснодонуголь", используется для производства тепла для внутренних потребностей шахт — отопления стволов шахт и других помещений. Утилизация газа для получения тепла ведется на двух из семи структурных подразделений начиная с 2000 г. Есть и результаты — перевод шахтных котельных на использование метана позволил отказаться от использования в качестве топлива угля, что снизило общие затраты на добычу угля, а также уменьшило количество газа, выбрасываемого в атмосферу. Годовая экономия от использования шахтного газа на котельных шахты им. Баракова и шахтоуправления "Суходольское-Восточное" только по углю составляет более 1,8 млн грн., говорят в "Метинвест Холдинг". На шахте "Самсоновская-Западная" недавно завершено строительство дегазационной скважины. И сейчас ведутся работы по подготовке проекта использования метана для нужд шахтной котельной. На шахте "Комсомолец Донбасса", которая входит в другую отраслевую корпорацию СКМ — "ДТЭК", запущен проект по модернизации системы дегазации и утилизации метана, в который корпорация намерена инвестировать 19,5 млн грн. В планах компании — производство тепловой и электроэнергии.

МНЕНИЕ.

ВИКТОР БИЛОДИД. Заведующий отделом, Институт общей энергетики

— В США, перед тем как начать разработку угольного месторождения, в шахтах убирают метан. Но есть очень важный нюанс: максимальная глубина залегания угольных пластов в Соединенных Штатах — 50 м. А в Украине угольные породы залегают гораздо глубже. Стоимость же скважины зависит от глубины бурения в квадратичной зависимости. Если 1 м скважины стоит определенную сумму, например 50 центов, то стоимость каждого последующего метра увеличивается в два раза. Тысяча метров может стоить до $100 тыс. Газ, полученный таким способом, будет чрезвычайно дорогим. А в Украине скважины нужно бурить на глубину от 700 до 1000 м, и таких скважин нужно довольно много, чтобы дегазировать весь угольный массив. Нужно помнить и о другом: в Украине на один добытый миллион тонн угля приходится жизнь одного шахтера, в то время как в США — на 25 млрд тонн добытого угля. Безопасность нужно обеспечивать в любом случае. Метан, который уже выделился в штреки, конечно, нужно использовать.

    Реклама на dsnews.ua