• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

ТРИ КОНЦЕПТА ДЛЯ ЗОЛУШКИ

Реклама на dsnews.ua

С праведливо ли это — называть Золушкой корпорацию Mazda Motors, которая в прошлом году продала свыше 1,3 млн автомобилей, выйдя на рекордные для себя показатели на ключевых рынках США и Европы? И которая за последние несколько лет представила целый ряд моделей-хитов: "горячий" хетчбэк Mazda 3, седан среднего класса Mazda 6, инновационный спорткар Mazda RX-8, современную реинкарнацию легендарного родстера Mazda MX-5 и кроссовер Mazda CX-7? Увы, несмотря на очевидные качественные успехи, в количественном плане Mazda Motors находится не в первых рядах.

Философия движения

По итогам 2006 г. корпорация Mazda замыкает рейтинг 15 ве-дущих мировых автопроизво- дителей. В этом нет ничего трагичного: к примеру, всего ступенькой выше находится такой гранд, как BMW. Проблема в другом: остальные крупные автопроизводители Японии (Mitsubishi, Sudzuki, Nissan, Honda, не говоря уж о рвущемся к мировому лидерству концерну Toyota) тоже находятся выше по списку. А в современном сверхконкурентном мире маленьким автокомпаниям крайне сложно сохранять свою часть рыночного пирога. Примерно так же, как нелегко было и Золушке попасть на королевский бал. Если нет возможности "давить авторитетом и массой", то ничего не остается, кроме как изыскивать волшебное средство, позволяющее успешно побеждать больших и сильных соперников.

Такое волшебное средство для Mazda Motors, придуманное и уже опробованное на практике, называется Zoom-Zoom. Под этим девизом скрывается концептуальная философия дизайна автомобилей Mazda, которую можно вкратце сформулировать как "удовольствие от скорости". Zoom-Zoom — это звук автомобиля, который молнией проносится мимо. Идея концепта состоит в том, что- бы каждый новый автомобиль Mazda, независимо от его места в иерархии модельного ряда, своим дизайном подчеркивал: владелец этой машины будет получать удовольствие от быстрой езды. Именно на факторе удовольствия была построена рекламная кампания Mazda 3, которая вступала в конкурентную борьбу с основоположником "гольф-класса" VW Golf. "Зачем гольф, если можно иметь секс?" — подтекст этого рекламного слогана Mazda 3 очевиден любому.

Но все же философия Zoom-Zoom носила общий характер. Для демонстрации смысла идеи "удовольствия от движения" нужны были конкретные образцы, максимально четко и доходчиво воплощающие эту фило- софию в металле и пластике. Блестящее практическое решение этой задачи предложил Лоренс ван дер Акер, новый главный дизайнер Mazda Motors. Есть центральная идея — движение, которое вызывает эмоции. По ее мотивам дизайнеры компании разрабатывают линейку концепт-каров, экстерьер и интерьер которых визуализирует идею движения. Таким образом успешно достигается сразу несколько целей. Во-первых, философия Zoom-Zoom получает конкретное "наполнение": концептуальный автомобиль наглядно демонстрирует, как выглядит удовольствие от скорости. Во-вторых, в процессе работы над концептами создается внушительная коллекция интересных дизайнерских решений, ко- торые с успехом могут использоваться в серийных моделях. И, наконец, эффектные концепт-кары, да еще и подкрепленные философским базисом, привлекают огромное внимание аудитории.

Меньше чем за полгода Mazda Motors представила на трех ведущих мировых автовыставках три концептуальные модели, визуализирующие идею движения. В Лос-Анджелесе — концепт Nagare, в Детройте — Ryuga и в Женеве — Hakaze.

Поток сознания
Реклама на dsnews.ua

Слово Nagare с японского языка переводится как "поток". Это слово стало не только названием конкретной модели, но и обозначило общее направление дизайнерского замысла — обыграть идею течения, движения субстанций. Творцы облика Nagare задались целью изучить, как ветер изменяет форму песка в пустыне, как вода движется над океанским дном, как стекает лава по склону горы. Все эти проявления движения вызывают сильный эмоциональный отклик у человека, который их наблюдает. Задачей дизайнеров было воспроизвести эти явления во внешнем и внутреннем облике автомобиля, и при этом сохранить свойственный ему эмоциональный ореол.

Глядя на струящиеся плоскости Mazda Nagare, перетекающие друг в друга, на "рябь пес- чаных дюн" на боковых сторонах и плавный изгиб линии крыши, переходящий в резкий гре- бень в кормовой части, понимаешь, что визуализация идеи движения в этом концепте была осуществлена более чем удачно. Даже неподвижный автомобиль создает впечатление движения.

По классовой принадлежности Mazda Nagare является спорткаром, ее пропорции близки к пропорциям серийной Mazda RX-8. Крупные колеса размещены по углам кузова, максимально короткие свесы и выпуклые колесные арки создают ощущение мощи. Компоновка салона экстремально модернистская: кресло водителя на- ходится по центру, а в задней части салона размещены три пассажирских кресла. Подъемные двери, работающие по принципу "крылья бабочки", открывают доступ в салон буквально от капота до кормы. В качестве двигателя для инновационного концепта предлагается роторный мотор, работающий на водороде (такие двигатели уже опробованы на Mazda RX-8).

Впрочем, вся эта красота никогда не появится на автомобильных дорогах. По крайней мере, именно в таком виде. По замыслу дизайнеров компании, Mazda Nagare является своеобразным "концептом концепта" — в ней идея движущегося потока выражена в наиболее общей форме. Как объяснил сам ван дер Акер, Nagare — это скульптура на колесах, видение того, как автомобили Mazda могут выглядеть к 2020 году. Если говорить языком моды, то Nagare принадлежит к haute couture, "высокой моде". А вот два других концепта, развивающих идею Naga- re — уже prеt-a-porter, модели, которые в принципе могут пойти в серийное производство.

Сад камней

Вторым концептом, визуализирующим идею "потока", стала Mazda Ryuga. Это тоже спорткар, как и Nagare, и внешний облик двух моделей имеет очевидное сходство. При этом отличие Ryuga от Nagare носит принципиальный характер: если вторая — это мечта или эмоция, всего лишь начинающая принимать форму, то первая представляет собой гораздо больший уровень конкретизации. По замыслу дизайнеров Ryuga, автомобили с таким обликом могут появиться в ее модельной линейке уже в ближайшем десятилетии. Пока- зательно, что в этом кон- цепте есть детали интерьера и трансмиссии, которые умышленно отсутствовали в Nagare.

В Ryuga концепция течения выражена посредством нескольких ведущих идей. Первая — образ вулканической лавы, стекающей со склона вулкана. Вторую объяснил Ясуши Накамута, главный дизайнер проекта (он также является автором дизайна третьего поколения родстера MX-5). По его мнению, Ryuga воплощает классическую японскую идею загадочной красоты. Источником вдохновения в этом случае послужил японский сад кам- ней — каресансуи, в котором старательно подобранная и разложенная галька представляет рябь на поверхности спокойного пруда. Именно такую смысловую нагрузку выполняют "складки" на боковых поверхностях Ryuga. Светодиодные фары сложной формы подобны каплям росы, покрывающим листья молодого бамбука. Спицы крупных 21-дюймовых колес изогнуты в форме лопастей турбины. Особую роль играет цвет: в зависимости от угла освещения поверхность может отсвечивать оттенками желтого, красного и голубого — ведь именно так выглядит раскаленная текущая лава.

В отличие от Nagare, передних сидений у Ryuga два — это футуристические спортивные "ковши". Два задних сиденья выполнены в форме полукруглого дивана. Доступ в салон облегчен благодаря подъемным дверям. Руль, приборная панель и педали словно заимствованы у звездолета XXIII века. Но это отнюдь не внешняя бутафория — интерьер под завязку напичкан самыми современными технологическими решениями. К примеру, обзор задней "полусферы" осуществляется с помощью цифровых камер, выводящих изображение на жидкокристаллические мониторы в салоне.

На Ryuga установлен 2,5-литровый двигатель, работающий на биотопливе, и 6-скоростная автоматическая трансмиссия. Руль разомкнутой формы, без верхнего сегмента, не заслоняет приборы на панели управления. Передача управляющего сигнала от руля к колесам выполняется по проводам.

Есть все основания предполагать, что визуальный дизайн Ryuga найдет применение в будущем серийном спорткаре, который придет на смену спорт-купе Mazda RX-8.

Скоро в продаже

Hakaze — третий концепт, воплощающий идею Nagare, был представлен весной нынешнего года в Женеве. По замыслу его создателей, эта модель максимально приближена к реальности и имеет все шансы воплотиться в серийном производстве уже в ближайшие годы. Несложно понять, на какой сегмент рынка нацелена Mazda Hakaze. Субкомпактные кроссоверы — машины, по своим габаритам соответствующие гольф-классу, но при этом обладающие высокой внедорожной компоновкой, имеют все шансы "взорвать" рынок городских европейских автомобилей. Именно к этому типу автомобилей принадлежит концепт Hakaze. И не зря его разработка была доверена именно европейским дизайнерским центрам Mazda.

Источником вдохновения для экстерьера Hakaze послужила уже опробованная в модели Nagare идея дви- жущихся пес- чаных дюн. Параллельные "гребешки" на боковых гранях удачно воспроизводят пустынный рельеф. Двери, как и в двух предыдущих концептах линейки Nagare, тоже поднимаются вверх по принципу "крылья бабочки" (можно предположить, что в с серийном производстве вместо них будут применяться обычные распашные двери). Салон рассчитан на четырех пассажиров и тоже отличается футуристичностью внешнего дизайна и электронной "начинки". Хотя и не столь экстравагантной, как у Ryuga. К примеру, руль у Hakaze замкнутый, несмотря на то, что имеет непривычную квадратную форму. Спортивные сиденья-ковши отделены друг от друга высоким центральным тоннелем, который проходит по оси автомобиля. Интересная "фишка" Hakaze состоит в том, что заднюю секцию крыши можно убрать, тем самым превратив машину в четырехместное открытое купе.

Весьма примечательна и техническая начинка: Hakaze изготовлен на платформе нового кроссовера Mazda CX-7, но имеет более компактные габариты, примерно соответствующие хетчбэку Mazda 3. Автомобиль оснащен 2,3-литровым турбодвигателем мощностью 244 лошадиных силы, 6-ступенчатой АКПП и системой полного привода. Похоже, что Hakaze отнюдь не является абстрактным концептом: именно таким может стать серийный кроссовер Mazda CX-5, который, по предварительной информации, активно готовится к выходу на рынок уже в ближайшие годы. Так что из всех трех концептов, выражающих идею "потока", именно Hakaze имеет больше всего шансов появиться в салонах автодилеров.

Интересно, что, несмотря на подчеркнуто японскую стилистику, дизайн каждого из трех концептов создавался в разных странах. Nagare — в кали- форнийской студии Mazda, Ryuga — в Иокогамском дизайн-центре, а Hakaze — совместными усилиями дизайнерских команд Франкфурта и Турина. Намек очевиден: типично японская эстетика трансформируется в философию глобализованного автомобильного производства, кото- рая, в свою очередь, обеспечивает интернациональный рыночный успех. Впрочем, дизайнеры Mazda не планируют останавливаться после трех концептов. Уже в октябре на Токийском мотор-шоу будет показан очередной автомобиль из линейки Nagare. По обещаниям ван дер Акера, он будет самым впечатляющим из всей серии. Движение продолжается.

    Реклама на dsnews.ua