НА ИГЛЕ
АНФАС
Анатолий Подорожный, соучредитель и генеральный директор ООО "БогМарк-Украина", одет в строгий костюм. С иголочки. В стиле минимализма, и при этом со вкусом, обустроен и его рабочий кабинет. Ничего лишнего. Куча шприцев, вываленных на стол хозяина кабинета для проведения фотосессии, явно его раздражает. По поведению видно: он — перфекционист.
Северо-восточная Польша. Мазуры. Поляки называют этот регион краем тысячи озер. В трех-четырехдневном "сплыве" на байдарках принимают участие 15-25 человек. Среди них и Анатолий Подорожный, соучредитель и генеральный директор украинского представительства польского завода BogMark, производящего трехкомпонентные шприцы и поставляющего их в том числе и на наш рынок. Однако для него это не просто водный туризм. В такой непринужденной и в то же время экстремальной обстановке проходит ежегодная встреча акционеров этого предприятия, одним из которых и является г-н Подорожный.
"Откровенно говоря, никогда не думал, что буду заниматься продажей шприцев, — рассказывает Анатолий Подорожный. — Я в 1993 г. при достаточно необычных обстоятельствах согласился взять на реализацию две фуры шприцев. Представьте себе: на выставке на одном из стендов вы оставляете визитки, а через несколько недель представители с этого стенда, к слову, литовцы, делают вам "непристойное предложение". Мол, возьми на реализацию две фуры трехкомпонентных шприцев, потому что украинская компания, для которой предназначался груз, отказывается от взятых на себя обязательств, а машины уже стоят на украинской таможне".
На семейном совете, а в "шприцевом" бизнесе с самых его истоков активно участвует и супруга Анатолия — Татьяна, решили выручить предпринимателей из Литвы. С тех пор шприцы прочно вошли в бизнес-жизнь семьи Подорожных. Сначала, правда, эти жизненно необходимые любой больнице или поликлинике мединструменты рассматривались лишь как дополнительный вариант заработка. Однако со временем их рыночный потенциал стал виден невооруженным взглядом: во многих странах Западной Европы стандартные двухкомпонентные шприцы находятся чуть ли не под запретом, зато трехкомпонентные занимают львиную долю европейского рынка. И чета Подорожных занялась продвижением нового для Украины товара всерьез.
Особенно запомнилась предпринимателю первая встреча с представителями завода — производителя шприцев, произошедшая после того, как он решил работать без посредников. Приехали в Польшу заключать прямой контракт на поставку: поляки — ни слова по-русски, г-н Подорожный — по-польски. Ничего, договор подписали. Наверное, бизнесмены, как и влюбленные, активно используя язык жестов, могут договориться о чем угодно. Естественно, при условии, что это выгодно обеим сторонам.
А в 1997 г. представился случай проверить на все 100% себя и единомышленников. От зарубежных партнеров поступило второе, еще более "неприличное предложение": скинуться и выкупить польский завод, производящий шприцы ТМ BogMark. Будущие владельцы заложили все, что могли, чтобы взять в польском банке кредит, а в 1998-м грянул кризис... Думали, не выкарабкаются.
За пять лет смогли погасить кредит, хотя кое-кто из соучредителей ушел. Зато с теми, кто остался, взаимоотношения сложились. "На момент выкупа завода все акционеры находились примерно на одном финансовом уровне. Среди нас не было "денежных мешков", привыкших кичиться финансами, — вспоминает г-н Подорожный. — Вместе влезли в долги, вместе их выплатили, вместе начали зарабатывать. Это и послужило нашему сплочению".
После реорганизационного периода в 2003 г. появилась компания "БогМарк-Украина" (украинское представительство завода-производителя), сам смысл создания которой заключался в том, чтобы развивать в Украине "игольчатый" бизнес, как говорится, на научных основах— создать вертикально-интегрированную систему производства и сбыта. К слову, коммерческий директор "БогМарк-Украина" — жена предпринимателя Татьяна.
На резонный вопрос журналиста "ВД", не мешает ли семейственность работе, г-н Подорожный ответил, что он по своей природе прагматик. "В силу образования (механико-математический факультет Киевского университета им. Шевченко — прим. "ВД") я, скорее, предпочитаю работать с цифрами и фактами, — делится бизнесмен. — Посему жена на фирме отвечает за коммуникации, их налаживание и развитие. Мне кажется, у нас с ней образовался очень удачный управленческий тандем".
На реплику о проблемах, которые пришлось преодолевать, Анатолий Подорожный ответил вопросом: "Как вы думаете, с какими трудностями сталкивается бизнесмен, не просто продвигающий какой-то продукт, а формирующий целый рынок с нуля?" Так, еще в 2003 году всего лишь 10% провизоров и 2% медсестер знали о различиях двух- и трехкомпонентных шприцев. И хотя просветительская работа ведется в течение всего времени существования "шприцевого" бизнеса, нельзя сказать, что осведомленность о преимуществах трехкомпонентных шприцев не только рядовых потребителей, но и специалистов — провизоров, врачей и медсестер — удовлетворяет предпринимателя даже сейчас, через 14 лет с момента вывода товара на рынок.
Да и рынок продолжает преподносить неприятные сюрпризы. Отнюдь не все поставщики шприцев соблюдают принципы добросовестной конкуренции при работе с партнерами по сбытовой цепочке (дистрибуторами, аптечными сетями). На рынок "стучатся" то одна, то другая марка китайских шприцев, замаскированных под английские или американские. Благодаря подозрительно низкой цене и "стимулированию" закупочных подразделений компаний-поставщиков этот товар на один-два месяца попадает в оптовый сегмент рынка. Попадает, чтобы уйти, не найдя своего покупателя. Это не слишком влияет на объем продаж европейских трехкомпонентных шприцев, но рынок "портит". А "антикитайскоподделочного" противоядия пока никто не изобрел, как показывает пример ситуации с китайскими игрушками, признанными нашим Госстандартом опасными для детей.
И, кстати, о детях. Помимо работы, на данный момент бизнесмен много внимания уделяет обустройству загородного дома, воспитанию десятилетней дочери и овчарке Майку. 2,5 года назад Майка подарили знакомые, Анатолий Подорожный был против такого "троянского пса", потому что понимал: дети (а их в семье трое) вряд ли будут уделять достаточно внимания питомцу. Так и случилось, теперь на 90% Анатолий — "наставник" Майка. Но об этом не жалеет. Разве можно жалеть о том, что творишь добро?