СИЛА ЦВЕТОВ
К уда делись праздные толпы волосатых и жизнерадостных неформалов, пропагандирующих свободные отношения, рок-н-ролл и марихуану? Неужели хиппи с их идеями мира и любви окончательно растворились в массовой культуре или вытеснены более актуальными молодежными субкультурами (эмо-кидами, хип-хоперами)? Вовсе нет. "Хиппизм не умер, он продолжает развиваться. И, в отличие от других субкультур, является самым стабильным альтернативным сообществом", — объяснила "ВД" Ольга Тургенева, киевский специалист, изучающая молодежные субкультуры.
В 1990-х хиппи-тусовка провела в своих рядах "идейную модернизацию", оставив в прошлом некоторые устаревшие убеждения и атрибутику. Так, новые хиппи — неохиппи — по-прежнему исповедуют любовь, ненасилие, терпимость и свободное мышление; путешествуют по миру автостопом; придерживаются вегетарианства; осуждают любые ущемления прав человека и животных; отказываются от товаров массового потребления (телевизоров, дорогих автомобилей). Но, вместе с тем, современные "дети цветов" внесли в субкультуру свои "поправки", которые, по их мнению, отвечают сегодняшнему времени. Во-первых, неохиппи отреклись от "традиционных" для их субкультуры наркотиков (LCD, марихуаны). Во-вторых, отказались от выразительной символики и ярких этнических костюмов, предпочитая в повседневной жизни обычную небрендированную одежду. И, наконец, вместо попрошайничества (как было заведено в 1960-х) научились работать в офисах, выбирая, в основном, творческие профессии, не требующие "просиживания штанов": журналистику, дизайнерский труд, фотографию и т.д.
Эти метаморфозы, к удивлению старых последователей хиппизма, не разрушили, а наоборот, укрепили легендарную субкультуру, подарившую миру сексуальную революцию, нудизм, массу антивоенных и экологических организаций. Как отметил в американской книге "Хиппи от А до Я" Джон Филипс, "я был очень удивлен, запустив Hippyland (самый масштабный субкультурный интернет-портал — прим. "ВД"), когда узнал, что он привлекает не только таких старых хиппи, как я. Выяснилось, что сайт посещают большое ко- личество молодых людей, счи- тающих себя хиппи. И если Hippyland — показатель, то их целый легион. Фактически 85% огромной аудитории Hippylandа моложе 30. Для меня это означает, что настало время второго пришествия… хиппи".
Вынужденная трансформация движения — в размытости общих атрибутов хипповской субкультуры и признаков принадлежности к ней. Значительная часть их "опопсилась" и вошла в массовую культуру. Некоторые обыватели сегодня даже не догадываются, что пользуются "наработками" идейных маргиналов — это, к примеру, популяризация вегетарианства и лю- бой здоровой пищи, толерантность к сексуальным меньшинствам и терпимость к расовым различиям, пацифистские настроения, поддержка альтернативной службы в армии, свободные путешествия автостопом и пр. Так, хипповские фенечки, имевшие ранее определенный смысл (каждый цвет и узор обозначал конкретные музыкальные предпочтения, жизненные позиции, пожелания), со временем стали просто модным украшением. Популярные ныне дреды несложно сделать в любой парикмахерской. Таинства восточных культур давно превратились в объект интереса общественности. И даже хипповский сленг ("сейшен", "олдовый", "вписка" и др.) незаметно перешел в обыденную речь или был позаимствован другими молодежными субкультурами.
В результате нынешние хиппи, утратившие часть своей символики, лишились также и внешней идентичности. Так что встретить на улице по-настоящему идейного и радужно одетого неформала ныне очень непро- сто (хипповские наряды используются, в основном, для фестивалей и совместных мероприятий). Более того, неохиппи часто ничем не отличаются от остальных прохожих: вместо самотканой одежды носят простые джинсы, курт- ки, иногда деловые костюмы, а по утрам спешат на работу. Их жизненный лозунг — "революцию нужно начинать с самого себя, с самопознания и внутреннего роста, а не пытаться навязать какие- либо идеи запрограммиро- ванному государством обществу".
При этом ошибочно считать, что, работая и хорошо зарабатывая, неохиппи изменили своим идеалам и гонятся за финансовой стабильностью или социальным статусом. Наоборот, деньги для них — по-прежнему пыль, способная засорить жизнь фальшивыми ценностями, а работа — всего лишь насущная необходимость, способная обеспечить их увлечения и досуг. Неохиппи стали прагматичными. Они не обку- риваются до беспамятства, понимая: если проспишь работу, — лишишься заработка, а значит, и возможности путешество- вать, посещать музыкальные фестивали (Rainbow Gathering, Bonnaro Music&Art Festival, Burning man и др.).
Стараясь жить в ногу со временем, неохиппи все же не забывают старые традиции. К слову, в интернете все чаще можно встретить объявления типа: "Хочу возродить хипповые экологические коммуны, где можно вместе жить и выращивать фрукты и овощи. Все, кто разделяет мои устремления, — присоединяйтесь!". Идею создавать на природе целые экопоселения, с совместными садами и приготовлением пищи на общественном костре, хиппи инициировали еще в 1960-х. Но затея сформировать идеальные сообщества, где люди отказались бы от производственных товаров, создавали бы все самое необходимое своими руками (жилища, еду), жили бы в атмосфере взаимопонимания и уважения к себе и окружающему миру, провалилась. Отчасти из-за неорганизованности хиппи, отчасти — из-за занятости курением "травки", которая уводила их умы в другую реальность. Но "зерна истины" были посеяны, и те, кто стремился к гармонизации с природой, постепенно осуществляли задуманное. Наконец, к середине 1990-х мечта воплотилась в жизнь — именно тогда все экопоселения мира объединились в одну международную сеть — GEN Europe, которая имеет собственный устав, стандарты строительства и насчитывает ныне более 30 экологических поселков в Европе, Азии, Америке и Африке.
Согласно уставу, все хиппи, желающие "жить экологично", могут получить земельный участок почти бесплатно. Например, в российском экополесении Гришино налог на 15 соток приусадебной земли стоит 98 коп. в год, а аренда сельхозземли — около 100 руб. за гектар в год. В каждом поселении, как правило, проживают не более 20 человек — в основном семьи, которым надоели автомобильные пробки, городская суматоха и равнение на массовый потребительский спрос. "Мы подсчитали, что в разных странах люди работают на государство от 80 до 95% своего рабочего времени и только 5-20% на себя. В экопоселениях все наоборот", — поделился с "ВД" Владислав Кирбятьев, президент Некоммерческого партнерства "Экопоселение Гришино" (Россия).
Чтобы построить дом для новоприбывшей семьи, все жители объединяют свои усилия. Для строительства используется экологически чистая древесина, а в Африке, например, экодом возводится по традиционной африканской технологии: смесь глины с соломой наращивается на плетеные из прутьев каркасы. В подобных поселениях нет электричества и централизованного отопления. Для получения энергии используются альтернативные источники (ветер и солнце) — под тра- вяным покровом крыши устанавливаются солнечные коллекторы, изготовленные самими жителями. Накопив за лето достаточно энергии, коллектор нагревает воду до 80 градусов и сохраняет тепло в помещении в течение всей зимы.
На первый взгляд, идея создания экопоселков кажется заманчивой и продуманной до мелочей, но убежавшим от цивилизации хиппи-общинам еще многого не хватает. Например, тут нет ни школ, ни больниц. Если ребенок заболел или его нужно отправить в школу, приходится ездить в близлежащий "цивилизованный" поселок, а для этого нужен автомобиль — техническое чудо прогресса. Но даже в этих ситуациях экосемьи пытаются сокращать необходимость использования передовых технологий внешнего мира и часто покупают один автомобиль на несколько семей.
Любопытно, что подобный способ единения с природой в последнее время стал дополнительным источником прибыли для некоторых современных хиппи-коммун. В экопоселки ежегодно наведываются сотни туристов, дабы воочию убедиться, как в XXI веке человек может прожить без благ цивилизации. Заинтригованных приезжих становится так много, что визиты в экодеревни превратились в своеобразный вид экологического туризма. В связи с этим жители поселков принялись возводить мини-отели и ресторанчики, организовывать фруктовые и овощные рынки, на которых торгуют самостоятельно выращенными продуктами. Посещение экопоселения обходится сегодня не менее $50 с человека, что в несколько раз дороже, чем, к примеру, вход во французский музей "Лувр". На заработанные деньги неохиппи улучшают свой быт: налаживают инфраструктуру, строят новые дома, расширяют огороды.
Другой источник дохода, как ни странно, — интернет. Те из неохиппи, кто остался в городах, предпочитают открывать собственные онлайн-магазины по продаже одежды ($2-68), сувениров, ароматических масел, предметов интерьера для хиппи-дома ($8-30). Причем бизнес идет успешно, ибо покупателями этих магазинов становятся не только хиппи, но и обыкновенные люди. Ведь изюминка "шмоточных" товаров — обязательная экологичность: все вещи сделаны из хлопка, выращенного без применения химии, который, к тому же, после носки можно переработать без вреда для окружающей среды. Кроме того, в таких магазинах можно приобрести экологичную одежку из… отборных текстильных сортов конопли, которые не содержат наркотических веществ.
В интернет также переместилась продажа билетов на многочисленные фестивали электронной, фолковой и транс-музыки, которые посещают молодые хиппи. В отличие от традиционных "принципиальных" мероприятий, которые до сих пор организовываются на волонтерских началах, и где запрещены любые денежные взаимоотношения (Rainbow Gatherings), некоторые фестивали перешли на коммерческую основу. "В Европе существует масса спонсируемых хиппи-фестивалей, они неплохо зарабатывают на продаже билетов и рекламе, хоть и говорят, что по-прежнему проповедуют идеалы хиппи", — рассказали "ВД" организаторы немецкого хиппи-фестиваля Burgherzberg. К примеру, посещение трехдневного арт-фестиваля Glastonbury в Англии, который "вырос" на хипповской морали и бесплатном фестивальном движении, теперь обходится в GBP150. Умножив стоимость на количество посетителей (в этом году 177 тыс. человек), выходит, что лишь на входных билетах ор- ганизаторы получают более GBP26,5 млн прибыли. Это — помимо оплаты за доставку билета (GBP4) и парковку (стоимость для легкового автомобиля — GBP10 в день, автобуса — GBP50). Также идет "на- вар" от распространения мерчандайзинговой продукции с логотипом мероприятия и рекламодателей.
Впрочем, невзирая на частичную коммерциализацию современной хиппи-тусовки (да и многих других субкультур), "дети цветов" по-прежнему исповедуют благие идеалы и ценности, заложенные предыдущими хиппи-поколениями. Опираясь на них, "радужная" молодежь все так же стремится сделать этот мир лучше. И вот уже 50 лет каждое новое поколение хиппи развивает и расширяет грани этой субкультуры, вносит в нее новые взгляды и идеи, соответствующие тому времени, в котором живут последователи идеологии "силы цветов".