• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Куда уходит детство?

Реклама на dsnews.ua

СПРАВКА "ВД"

Основные положения благотворительности прописаны в Законе Украины "О благотворительности и благотворительных организациях". Согласно ст.1 Закона, благотворительная организация — это негосударственная организация, главной целью которой является совершение благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных лиц. Закон предусматривает, что основателями благотворительной организации могут быть граждане Украины и иностранцы, а также юридические лица, вне зависимости от форм собственности. При этом частью 2 этой статьи предусмотрено, что органы государственного и местного самоуправления, а также государственные и коммунальные организации Украины, которые финансируются из бюджета, не могут быть основателями благотворительной организации.

Молодая мама, согласившаяся говорить с корреспондентом "ВД" лишь на условии анонимности, стала жертвой "благотворительности". Когда она решила оформить трехлетнего сына в единственный детский сад в пгт. Песочин Харьковской области, заведующая потребовала заплатить благотворительный взнос в $300. Поскольку указанная сумма равнялась месячному доходу семьи, родители платить отказались, и "сердобольная" заведующая посоветовала обратиться в поселковый совет, который выделил бы средства из бюджета, оформив их как социальную помощь.

"С подобной просьбой к нам не обращались, — говорит Александр Чернобай, поселковый голова Песочина, — но даже если бы обратились, мы не смогли бы помочь. У нас есть деньги на социальную помощь, но взнос в благотворительный фонд детского сада — дело добровольное, и снять деньги с социального счета для такой цели мы не можем. Вот если бы ребенку необходимо было проплатить учебу в университете, — мы бы помогли".

По закону, в отличие от высшего, дошкольное образование не является прерогативой тех, кто может заплатить за учебу или может стать абитуриентом на конкурсной основе. Но спрос на рынке дошкольного образования растет с каждым годом, а получают его сегодня лишь 54% украин-ских детей в возрасте до 6 лет (см. бокс "Сколько детских садов?" на стр. 46). И поскольку спрос намного превышает предложение, заботливые родители готовы оплачивать любые взносы в благотворительный фонд детсада, даже в тот, который юридически не зарегистрирован (см. "Справку "ВД" на стр. 44). Когда же денег нет, возникает патовая ситуация. Как у мамы из Песочина: ведь детский сад в поселке один. Правда, она может написать заявление в управление образования района, и ребенка, скорее всего, в детсад примут. Но как бы тогда относились воспитатели к трехлетнему сыну несговорчивых родителей — еще вопрос. Впрочем, заявление также может дела не решить: если группы детского сада укомплектованы, заведующие имеют законное право в приеме ребенка отказать.

Гений — не гений, а тапочки заслужил

Согласно данным Главного управления статистики, в последние годы существования УССР нехватки в детских садах не было. Но после аварии на ЧАЭС рождаемость стала резко сокращаться, а после 1991 г. сокращаться стало и финансирование детских садов. В результате они стали массово закрываться, а помещения передавались в аренду на 10-15 лет налоговым, пенсионным фондам, а часто и коммерческим предприятиям.

Реклама на dsnews.ua

С 2001 г. рождаемость в Украине стала расти, но детские сады еще в течение четырех лет продолжали массово закрываться — нехватка коммерческой недвижимости и бюджетных средств на содержание детсадов давала районным и городским властям прекрасный шанс убить двух зайцев. И от лишних нахлебников избавиться, и поддержать развитие малого бизнеса, что обычно не обходилось без вознаграждения со стороны бизнесменов.

В результате на прием в детсады стали образовываться очереди, в которые родители записывают своих чад за год-два. Появилась детская миграция — родители из сел и поселков часто возят детей в сады областного центра. Хотя такая практика противоречит ст. 11 Закона Украины

"О дошкольном образовании", гласящей, что "дошкольное учреждение удовлетворяет потребности граждан определенной территории в получении дошкольного образования", заведующие детсадами на это закрывают глаза. Естественно, также не задаром. При этом требование "благотворительных взносов" прикрывается тем же Законом "О дошкольном образовании", который предполагает родительское обеспечение материально-технической базы детсада.

В Законе не указаны ни размеры такой помощи, ни ее характер — натуральная помощь или денежная, но руководители используют статью Закона по максимуму. Сумма благотворительного взноса в престижных детсадах центра столицы достигает ?1000/мес.

Хотя п. 6 Постановления Кабинета Министров "Об утверждении положения о дошкольных учреждениях" гласит, что "прием детей осуществляется на основании заявления родителей, справки о здоровье ребенка и свидетельства о рождении" — ни о каких взносах речь не идет.

Впрочем, денежными взносами дело не ограничивается. Если о размерах материальной помощи родителям сообщают с глазу на глаз, то список вещей первой необходимости, которыми родители должны обеспечить ребенка, зачастую вывешен в холле детского учреждения.

Прочтение списка напоминает анекдот о споре советского и американского офицеров-снабженцев: советский офицер доказывал своему коллеге, что обед американского солдата не может быть в десять раз калорийнее — ведь невозможно за раз съесть мешок брюквы. Ибо если кусок мыла, рулон туалетной бумаги, краски, кисточки, альбом для рисования и цветная бумага могут входить в месячный минимальный набор для ребенка, то наличие там килограмма лука и разных круп наталкивает на мысль: а в состоянии ли ребенок все это съесть?

А ведь кроме этого родители покупают в сад для ребенка игрушки, новогодние украшения для елки, книги, сдают деньги на ремонт, на мебель, портьеры, тюль, ковер и т.д. Куда уходят деньги из "фонда", который, к тому же, нигде не зарегистрирован — остается загадкой.

"Ни в одном детском саду нашего района не существует подобных фондов!" — заявила Галина Терпиловская, глава управления образования Святошинского района г. Киева, у которой "ВД" поинтересовалась, контролирует ли районо трату детсадами денег благотворительных родительских взносов.

Деньги без присмотра

Найти государственные органы, которые бы контролировали расход средств из благотворительных взносов родителей, оказалось непросто. Районные и городские управления образования этот вопрос не курируют, налоговая расход средств не проверяет из-за их неофициального характера: ведь на базе детских садов не создаются юридически зарегистрированные благотворительные фонды с расчетным счетом и кассой.

Вся благотворительность сразу же попадает в руки заведующих, которые лишь требуют в виде страховки заявление от родителей, в котором те просят принять благотворительный взнос. Эти заявления и предъявляются инспекторам Министерства образования и науки, которые раз в год проводят проверки дошкольных детских учреждений.

Инспектора прекрасно знают, что, согласно Постановлению Кабмина "О благотворительных фондах", фонд нужно официально зарегистрировать, и работу его должна контролировать не администрация детсада, а родительский комитет. Но, тем не менее, госинспекция нарушения не фиксирует.

"Привлечь к ответственности заведующую детского сада за то, что она принимает от родителей деньги, не так просто, — говорит Александр Бурлаков, глава Государственной инспекции учебных учреждений МОН. — Большинство детских садов — в ужасном состоянии, и родительские деньги — единственное спасение. Бюджетное финансирование — мизерное, и на все денег не хватает. Конечно, некоторые заведующие злоупотребляют этим, но для того, чтобы нам выявить такое злоупотребление, необходима жалоба в письменном виде хотя бы от одного пострадавшего. А жаловаться никто не хочет".

Официальная регистрация благотворительных фондов, которые собирали бы средства для детских садов, невыгодна ни заведующим этих учреждений, ни управлениям при МОН, ни, зачастую, самим родителям. Ведь администрация детского сада не может открыть банковский счет на базе дошкольного учреждения, зарегистрировав фонд на имя одного из работников детского сада. А уговорить одного из родителей зарегистрировать фонд на свое имя тоже нелегко — не каждый возьмет на себя такую ответственность. Но даже если все правила соблюсти, контроля можно избежать.

"К компетенции органов ГлавКРУ относится право проверять законность и целевое использование средств благотворительных взносов, которые поступают в детский сад, — говорит Александр Забрудский, заместитель Главы ГлавКРУ. — Но если фонд при детском саде зарегистрирован на юридическое лицо, а в уставе фонда ничего не сказано о том, что деньги предназначены для конкретного учебного заведения, то проконтролировать его работу невозможно". К тому же Закон Украины "О ГлавКРУ" разрешает данной структуре проверять финансовую деятельность благотворительных фондов только на основании обращения прокурора или следователя для обеспечения уголовного дела. Мало кто из родителей готов доводить дело до этих лиц.

По мнению "ВД", легализировать поборы с родителей необходимо, ибо это хоть как-то поможет последним контролировать сбор средств, и сделать это можно с помощью органов местного самоуправления или районо. Для этого вышеперечисленные структуры должны создать специальный счет для сбора средств на социальную помощь.

"Мы бы действительно могли открыть счет для благотворительных взносов родителей при районо, — говорит Сергей Сущенко, начальник управления образования Печерского района г. Киева. — Но мы не хотим это делать, дабы потом сами родители не сказали, что им приходится платить за образование детей".

Иногда местные органы самоуправления берут на себя хлопоты по "заботе" о благотворительных взносах для детских садов. Так, в пгт. Коцюбинское Киевской области при поселковом совете зарегистрировали счет для благотворительных взносов родителей местного детского сада. Вот только, по словам родителей, чьи дети посещают детсад Коцюбинского, вносить деньги на этот счет нужно не тогда, когда есть возможность, а по четко установленному графику и тарифу заведующей — 100 грн. ежемесячно.

Все лучшее — детям

Единственный способ изжить коррупцию — это убрать очереди в детские сады. Но для этого нужно построить новые детсады, что практически нереально — в коммунальных бюджетах нет денег даже на ремонт существующих дошкольных учреждений. На сегодняшний день в Украине не работает 1,6 тыс. детских садов, из которых на капитальный ремонт закрыто 132, а остальные не функционируют из-за нехватки финансирования. Во многих городах трудно решить проблему выделения земли под детский сад. Александр Бурлаков считает, что един-ственным выходом в среднесрочной перспективе будет увеличение детей в группах: "Для того, чтобы всем детям Украины дать дошкольное образование, необходимо, чтобы каждый детский сад принимал почти в два раза больше детей". Вот только это противоречит тому же Закону "О дошкольном образовании", в котором четко регламентировано количество детей в группах детского сада: до года — 10 человек, от 1 до 3 лет — 15, от 3 до 6 лет — 20 человек (в противном случае руководитель детского сада платит штраф санэпидемстанции). Но этот штраф заведующая, в конце концов, также способна переложить на плечи родителя, согласного, чтобы ради его ребенка заведующая нарушила нормы пребывания детей в саду.

"Чтобы прекратить такое взяточничество со стороны заведующих, необходимо, дабы хоть один родитель к нам обратился, — говорит Петр Слободян, директор Комитета по борьбе с коррупцией. — Если в ходе расследования подтвердится, что заведующая детским садом действительно берет деньги с родителей, ей грозит лишение свободы сроком от 3 до 5 лет". Но чиновник, в задачу которого входит борьба с коррупцией, честно признался, что пока ни одного подобного заявления они не получали: "Возможно, это связано с коррумпированностью правоохранительных органов. Поэтому на месте родителей я бы лучше заплатил взятку в детский сад, чем писал бы заявление в милицию или прокуратуру".

МНЕНИЕ.

Андрей Лыс. Пресс-секретарь начальника департамента Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями

— Раньше мы могли самостоятельно выявлять правонарушения, а теперь нам необходимо, чтобы было заявление пострадавшего, в котором он сообщает о каких-либо правонарушениях. Тогда мы это обращение регистрируем и проверяем. Если правонарушение выявлено, тогда мы все протоколируем и передаем документы для возбуждения уголовного дела либо в прокуратуру, либо в следственные органы милиции. Если у родителя заведующая детского садика вымогает, скажем, 100 грн., то идти с заявлением в правоохранительные органы бесполезно, потому что это не та сумма, из-за которой будут возбуждать дело. Но если, скажем, десять родителей обратятся с таким заявлением, то при сумме 1000 грн. мы можем на это отреагировать. Впрочем, если заведующая детского сада скажет, что никаких денег она не требовала и не брала, дело будет сразу же закрыто за отсутствием состава преступления. Вот если родители запишут на диктофон разговор с заведующей детского сада, в котором она вымогает деньги, то на основе этой информации правоохранительные органы смогут возбудить уголовное дело.

МНЕНИЕ.

Анна Руденко. Заместитель начальника Главного управления образования г. Киева, глава постоянной комиссии по вопросам образования при Киевсовете

— Проблема больших очередей в детском саду и, как следствие, непорядочности заведующих вызвана нехваткой дошкольных учреждений. Многие заведующие зачисляют ребенка в детский сад лишь за финансовое награждение, которое зачастую называют благотворительностью для детсада. Но в первую очередь в этом виноваты родители. Они не обращаются в правоохранительные органы или в управления образования с жалобой. Поэтому и бороться с такими "поборами" мы не можем. Конечно, родители боятся, что из-за подобных жалоб их ребенок останется без детсада или же к нему будут плохо относиться воспитатели, но все это надуманно. Мой многолетний стаж работы в системе образования показал, что воспитатели ко всем детям относятся одинаково. А если родители поощряют их финансово, то максимум, что они могут получить, так это пыль в глаза. То есть воспитатель лишь на глазах у родителей будет показывать свою чрезмерную заботу о ребенке.

    Реклама на dsnews.ua