• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Танцевальные ПАпы

Реклама на dsnews.ua

"Потанцевал бы, да не с кем, вскружил бы голову, да некому"… Телеви-зионные танцевальные шоу выполнили предначертанную им задачу: в танцшколы повалили представители сильного пола. Еще недавно на паркете скучали дамы, сегодня же парные танцы перед зеркалом в одиночку иногда разучивают и мужчины. По наблюдениям операторов рынка, пару лет назад количество мужчин в группах было на уровне 15-20%, сегодня же этот показатель порой превышает 50%.

Из тенденций менее "молодых" — переориентация танцевальных клубов с детей на взрослых. По мнению Евгения Волошко, руководителя клуба "Катрин", работающего на рынке с 1994 года, подобная тенденция стала наиболее заметной после 2000 года. Во-первых, в течение 1990-х резко снизилась рождаемость, а значит, и количество учеников. Во-вторых, произошел переворот в сознании нуворишей, изначально тративших деньги на своих чад, а потом резко переключившихся на оплату собственных прихотей. Причем подобная тенденция свойственна не только Украине, но и некоторым европейским странам. Например, в Германии танцуют преимущественно взрослые. Однако в Польше танцы — прерогатива детей, в Нидерландах же в пляс пускаются независимо от возраста и социального положения.

По большому счету, в Украине освоить азы танцевального искусства пытаются и дети, и их родители. Структура танцевального рынка размыта. В крупных городах существуют сотни школ разного калибра, при этом, к примеру, в Киеве только 30 — крупных, из них 10 — ведущих. В других городах-миллионниках работает примерно 10-15 крупных и 5 — ведущих в каждом населенном пункте. В Украине зарегистрировано 5 федераций, из которых основная — Ассоциация спортивного танца Украины (АСТУ), прочие — любительские. При этом нельзя сказать, что они конкурируют с АСТУ. Скорее, их задача — популяризация танцев как таковых. И для привлечения клиентов школы спортивно-бального танца расширяют стандартную десятку танцев: в некоторых клубах могут предложить обучиться, положим, и танцу живота, и хип-хопу.

С одной стороны, этот бизнес сверхприбылей не приносит, однако стабильную 30-процентную рентабельность инвесторам обеспечивает. Развитие филиальной или франчайзинговой сети на данном этапе невозможно, поскольку при выборе танцевального заведения клиенты в первую очередь обращают внимание на имя тренера и его достижения, но никак не на название клуба. Да и стоимость занятий практически во всех школах одинакова. Так что ключевой залог успеха танцевального клуба — спортивные высоты, достигнутые тренерами, зачастую выступающими и в роли отцов-основателей.

Роман Миркин, главный тренер клуба "Шанс"

"Теща на счастье" — так можно вкратце описать карьерный взлет Романа Миркина. Тренер и судья международного уровня Ирина Беднягина однажды пригласила молодого хореографа-балетмейстера стать в пару с ее звездной дочерью и поработать тренером в ее клубе танцев.

ПАСПОРТ КОМПАНИИ
Реклама на dsnews.ua
  • Год основания 1996
  • Штат 11 тренеров
  • Количество учеников на данный момент 150
  • Стоимость одного занятия в группе 6-30 грн.

Все начиналось довольно банально. Когда в 1996 г. достигшая профессиональных вершин Наталья Беднягина решила зарабатывать на жизнь танцами, ее мама организовала клуб. И все было бы ничего, если бы партнер Наташи по танцам не решил отделиться и создать собственную школу. И стать в пару предложили Роману Миркину. На тот момент он окончил Академию танца и работал хореографом-балетмейстером, не без успеха участвовал в международных состязаниях. А еще, увлекаясь и экономикой, успел получить образование менеджера. И на новом месте эти знания пришлись очень кстати.

Первым делом танцор-экономист составил расписание групповых и индивидуальных занятий и взял на себя ведение бухгалтерии, поскольку с ходу разобраться, кто сколько денег сдает и на что они идут, было трудно. "Если в 2000 году можно было заниматься бизнесом даже не оформляя официально аренду, то сейчас, если снимаешь зал, нужно показывать, что бизнес не убыточный, — рассказывает Роман. — Я не великий специалист в экономике, но как в своем деле заработать и как вести дела — знаю".

О жизни до "Шанса" собеседник "ВД" поведал как-то статистически сухо — родился-учился-работал. Зато о периоде с 2000 г. рассказывал взахлеб. Именно в это время произошли, по мнению г-на Миркина, три ключевых события в его жизни: когда он стал в пару с Натальей Беднягиной (2000 г.), когда женился на ней (2006 г.) и когда они стали финалистами в Blackpool Dance Festival (Rising Stars). "Для танцоров быть в финале блэкпуловского фестиваля — даже больший престиж, чем выиграть чемпионат мира, — объясняет г-н Миркин. — Если перечислять результаты, то хороших много, но главный для нас — это финал Blackpool".

Тещу Роман называет "золотой" и признается, что без нее пришлось бы туго. Управляет бизнесом эта звездная троица вместе. "Официально мать жены числится директором, а мы — ведущие тренеры, хотя все вопросы решаем сообща, — рассказывает г-н Миркин. — Бумажную волокиту взяла на себя теща, Ирина Беднягина, чтобы мы больше времени уделяли тренировкам. Нельзя сказать, что за кем-то одним последнее слово. Мы спорим, иногда ругаемся, но друг с другом считаемся".

Работать "в плюс" клубу удается отчасти за счет массовости и отлаженного труда, отчасти — за счет хобби-групп для взрослых и детей 4-5 лет. "Танцы сейчас очень популярны у взрослых. Таких учеников у нас почти половина (60 из 150)", — рассказывает Роман. Отдельная статья доходов — индивидуальные уроки. В зависимости от тренера индивидуальное занятие стоит $10-30 за 45 минут.

Учеников привлекает персона тренера. А тренер должен быть с именем, убежден Роман. "Поэтому основная статья расходов — наше собственное развитие. Конкурсы и турниры — это способ хорошо себя показать и повысить себе цену, — объясняет он. — И чем больше ты себя представляешь, тем дороже стоит твое время". Сейчас одночасовое занятие с Миркиным стоит ?30, втрое выше, чем пять лет назад. Чтобы поднять свой уровень, Роману и Наталье приходится заниматься самостоятельно и брать много уроков у педагогов с мировым именем.

Евгений Волошко, профессиональный танцор, тренер высшей категории по спортивным танцам, руководитель клуба "Катрин"

В свободное время он любит "полежать бревном". Чуть надменный и обаятельный, Евгений напоминает хищника. Но хищника сытого, который спокойно, но уверенно движется к цели — то ли поохотиться, то ли потанцевать. Его любимый танец — танец лисы (fox) и рыси (trot) — медленный фокстрот. Уж простите за вольную интерпретацию названия.

ПАСПОРТ КОМПАНИИ
  • Год основания 1994
  • Штат 3 тренера
  • Количество учеников на данный момент 100
  • Стоимость одного занятия в группе 25 грн.

На завод "Арсенал" Евгений Волошко пришел студентом оптико-механического техникума. Попрактиковался "от звонка до звонка" и… сбежал. Однако через несколько лет он, на тот момент уже получив высшее гуманитарное образование, снова оказался у станка. Правда, на этот раз станок был балетным: Евгений возглавил танцевальный клуб "Катрин". "Сегодня я веду, можно сказать, богемный образ жизни, встаю часов в девять, а то и позже, — улыбается Евгений. — И все благодаря танцам. Потому что танцы дают понимание того, что всегда есть к чему стремиться".

Но ненормированный график пунктуальности не отменяет. Наоборот, требует жесткой самоорганизации даже в экстремальных условиях. "Заниматься таким творчеством — вообще дело рискованное. Все мои друзья в начале 1990-х меня от открытия собственной школы отговаривали", — вспоминает Евгений. Сегодня его танцевальный бизнес отлажен. И все же рисковать приходится. Порой даже собственным автомобилем, который иногда собеседник бросает в пробках, чтобы успеть вовремя на занятия.

Впрочем, чем бы г-н Волошко не рисковал, он всегда ставит на чувство юмора и самодостаточность. Ту, которая не требует никаких вещественных доказательств — медалей, бумажек, цифр. И даже громких имен учеников не требует. Потому что за последние 10 лет в Украине и танцующие "повзрослели", и коммуникационные схемы значительно упростились. Модель "тренер-родитель-ребенок" постепенно уступила место модели "тренер-взрослый". И Евгений, долгие годы растивший юных чемпионов, на изменение конъюнктуры рынка отреагировал с присущим ему оптимизмом. Он искренне оценил всю прелесть работы без "посредников". "У взрослых танцоров-любителей чаще всего самооценка занижена, а у родителей по отношению к детям — завышена. И мне действительно больше импонирует работать со взрослыми — поддерживать их, а не бороться с амбициями родителей, которые, по сути, являются посредниками между ребенком и тренером", — говорит собеседник. Но, даже устранив такое "слабое звено" в своем отлаженном бизнесе, Евгений все равно очень сомневается, что его школа сможет существовать без него. Потому что "люди идут за человеком".

А куда, спрашивается, идет тренер? Он с 2003 г. осваивает новое дело — параллельно поступает в американскую бизнес-школу и пробует себя в маркетинге. "Советское образование учило всех нас работать на кого-то. А эта система учит быть независимым", — делится Евгений. Кроме того, как оказалось, создание маркетинговых групп ничем особо не отличается от создания танцевальных классов. Просто "тут люди собираются на одной почве, а там — на другой".

Кстати, о почве. Как образцовый сеятель "доброго и вечного", Евгений по выходным особенно неравнодушен бывает к сельскому хозяйству и собственному росту. Домашние бизнес-задания ученик Волошко выполняет прилежно. И, похоже, найти рациональное зерно может решительно во всем. Однако, как и многие другие творческие люди, искать его предпочитает в природе. Потому что, как точно выразилась Марина Цветаева, "Бог ручною бегонией на окне не цветет".


Дмитрий Базела, президент ДСТК "Калейдоскоп", вице-президент Украинской рады танца, доцент кафедры бальной хореографии КНУКИ
 

"Раз, два, три, четыре... корпус, корпус держите! Раз, два, три, четыре… не вижу променадной позиции!" Легкие, плавные движения, быстрые, бесшумные шаги — в зеркальном зале Дмитрий Базела чувствует себя великолепно.

ПАСПОРТ КОМПАНИИ
  • Год основания 1990
  • Штат 3 тренера
  • Количество учеников на данный момент 120
  • Стоимость одного занятия в группе от 5 грн.

Дмитрий Базела утверждает, что сразу видит будущих чемпионов: по их харизме, упорству, трудоспособности и, главное — по энергии. Энергии, которая позволяет кружить по паркету, находя себя в движении, не позволяя ни на минуту остановиться на достигнутом. И действительно, даже не искушенному в танцах журналисту "ВД" стало заметно, как, словно невидимой чертой, разделена группа на тех, кто полностью отдается танцу, и тех, кто с едва заметной ленцой выполняет необходимые движения. Но Дмитрий уверен: ни для кого из его учеников эти занятия не пройдут даром. "Благодаря танцу можно решить многие проблемы эмоционального плана, научить детей общаться, воспитать в них чувство прекрасного, умение владеть своим телом", — считает г-н Базела.

Кстати, в свое время Дмитрию пришлось отстаивать право сделать танец своей профессией. "Родители мечтали, чтобы я стал врачом. И были очень недовольны, когда вместо медицинского сын поступил в Калышевское училище культуры. Хотя, по иронии судьбы, именно мама, медик по специальности, научила меня танцевать вальс, когда мне было четыре года. С тех пор и танцую", — смеется г-н Базела.

Но устойчивый интерес к медицине у г-на Базелы тоже сохранился. И очень помогает в работе, делая обучение танцам более осознанным и менее травматичным. Ведь возможность оказать первую помощь, оценить степень серьезности травмы — это очень важно.

В ДСТК "Калейдоскоп" нет людей со стороны. В клубе работают родные, близкие друзья и ученики Дмитрия Базелы. Среди которых, как не без гордости заметил г-н Базела, есть чемпионы Европы и чемпионы мира. "У нас были попытки привлечь на тренерскую работу людей со стороны, но это оказалось нецелесообразно, поскольку со временем все они начинают работать на свой имидж, а не на общее дело, — пояснил собеседник "ВД". — Мы арендуем несколько помещений, я был не в состоянии контролировать всех работников. И после того как до меня стали доходить истории о каких-то неприятных ситуациях, я понял, что не хочу, чтобы о моем клубе шла дурная слава. И мы отказались от посторонней помощи".

Оплата в клубе соответствует средней по рынку, а в некоторых случаях можно сказать, что и ниже среднего. "Так уж сложилось, что мы находимся не в центре. Кроме того, родители в близлежащих микрорайонах не очень обеспеченные, а чтобы заниматься бальными танцами, очень большие вложения нужны, — объяснил влияние месторасположения на стоимость услуг Дмитрий Базела. — Из-за неудовлетворительного материального положения родителей постоянно идет поток учеников: три-четыре года дети занимаются, а потом уходят". А это, как ни крути, финансовые потери.

Вопрос о том, как можно стать обеспеченным человеком в танцевальной сфере, заставил Дмитрия Базелу призадуматься. "Я не знаю, что нужно делать для того, чтобы зарабатывать на этом деньги!" — искренне удивился он. Что, однако, не мешает ему мечтать о создании при клубе собственного пошивочного цеха, что по-зволило бы сделать для своих учеников участие в конкурсах и турнирах более доступным.

    Реклама на dsnews.ua