• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Чиндогу: коэффициент бесполезного действия

Реклама на dsnews.ua

Соски у человеческого зародыша появляются значительно раньше первичных половых признаков. Поэтому, как полагают психологи, нет ничего удивительного в том, что мужчина рано или поздно может испытать желание обзавестись собственным бюстом. Или хотя бы чиндогу в виде пристегивающейся груди, которая легко заполняется молоком. Казалось бы, кого такое изобретение, кроме новоиспеченных отцов да транссексуалов, может заинтересовать? И все же съемные соски имеют массу нецелевых поклонников, вернее поклонниц. Ведь это чиндогу, по мнению феминисток, обладает бесценным качеством — оно уравнивает мужчин и женщин не только в правах, но и в обязанностях.

Оригами, икебана и прочие японские безделицы помогают европейцам сохранять поистине восточное спокойствие. И не терять голову даже от сверхурочной работы. А поддерживать ее с помощью того же металлического кольца, крепящегося к ближайшей стенке. Впрочем, купить такие необычные головные "украшения" весьма проблематично. Истинные чиндогу, согласно своей анархичной философии, не продаются и не патентуются. Другое дело — чиндожьи идеи. Книги Кенджи Каваками, создателя Международного общества чиндогу, с подробным описанием вещей, которые "должны делать нашу жизнь значительно легче, но не делают", расходятся в Европе огромными тиражами. И здорово облегчают жизнь многим своим читателям — дизайнерам, модельерам и, конечно, рекламистам. Потому что сойти с ума красиво тоже дорогого стоит.

Как утверждает Анже Йереб, управляющий директор рекламного холдинга "Индустрия коммуникаций", ненужных продуктов не бывает. "Рынок постоянно растет и затрагивает самые специфические сферы деятельности. И потому бессмысленный и даже глупый для обычного потребителя продукт может быть очень востребованным у маленькой, но активной группы покупателей, — говорит собеседник "ВД". — Самое главное в разработке и продвижении подобного товара — зарекомендовать его как единственный и незаменимый".

Переход изобретения из разряда бесполезных в разряд незаменимых встречается куда чаще, чем можно предположить. Взять хотя бы плащ, который легко превращается в диванчик, лодку и т.п. Похожие чиндогу сегодня представлены практически в любом телемагазине. Или, например, миниатюрные зонтики, крепящиеся к женским туфлям во время дождя. Когда-то они радовали исключительно японские ножки. Ведь маленький зонтик — весьма удобная вещь. Особенно по сравнению с маленькими туфлями. Нынче такие зонтики как грибы после дождя растут на многих европейских подиумах.

Между тем не каждый дурацкий товар имеет чиндожью природу. Тот же запаянный в жестяную баночку "воздух Майдана" или "330 миллилитров тишины для внутреннего употребления" датской компании TheFlowMarket, по мнению специалистов, чиндогу считаться не могут. И не только потому, что эти товары приносят пользу их изобретателям. "Чиндогу, решая одну проблему, создает ряд других, — говорит Иван Аристархов, культуролог. — В Японии овеществление бесполезности — просто способ протеста против рациональности".

При этом некоторые, по сути, настоящие, хотя и отнюдь не японские, чиндогу иногда становятся хитами продаж. Как произошло, например, с одним из изобретений компании Ellington & Rush — глушителем кашля. Эта трубка, цена которой около $70, пришлась по душе тысячам американских охотников. Ведь если вовремя вставить это устройство в рот, то ни зверя, ни удачу спугнуть уже невозможно.

Но не все считают нужным запускать чиндогу в массы. По словам Дэна Поступного, креативного директора РА Creamteam, чиндогу хороши тем, что они уникальны, и их лучше все-таки не продавать, а дарить. Конечно, с пользой для себя. "Производители бируш могут повторить, например, такое милое изобретение, как серьги с затычками для ушей. И подарить его vip-клиентам. Если, конечно, стоимость контакта будет оправданной", — делится идеей Дэн.

Реклама на dsnews.ua

Одна из заповедей "Ч" гласит: "Чиндогу — это не пропаганда!". При этом оригинальность этих изобретений как будто сама призывает эту заповедь нарушить. И использовать образ в рекламе. К примеру, тот же Camel, нынешняя легенда которого утверждает, что природа возвращается, казалось бы, запросто может вместо зажигалки взять маленькое зеркальце, крепящееся к сигарете, и прикуривать "от солнца". И даже скрестить верблюда с солнечным зайчиком. Может, но, как считает г-н Поступной, не сделает. Потому что в рекламе с чиндогу балуются в основном молодежные бренды. "Экстремальная ТМ может даже сайт в интернете открыть, где бы каждый день представлялось какое-нибудь чиндогу, связанное с брендом. И это будет интересно целевой аудитории, — уверен рекламист. — Но в любом случае чиндогу в качестве рекламного образа или подарка — это тренд недели, а не года".

Однако лучше уж маленькая оригинальность, чем ничего. И предложить потребителю тот же держатель век для того, чтобы он как следует разглядел товар, всегда можно. А потом, если вдруг будет неловко смотреть в неморгающие глаза, всегда есть возможность заменить его другим дурацким изобретением. Например, "забралом" для рыбы. Ведь не зря же утверждают, что эта повязка, надеваемая перед отрезанием головы на глаза, спасла не одного повара от эмоциональной травмы. А чем, спрашивается, рекламист хуже?

Сапожки-чиндожки

В 2001 г. Виктор Гордеев получил патент на сапоги с двигателем внутреннего сгорания. При надавливании стопой на подошву горючая смесь в цилиндре сжималась, воспламенялась, и газы толкали сапог вверх. В результате чего человек перемещался на 5-7 м вперед. В целом чудо-обувь экономила усилия на 70% и позволяла развивать скорость до 30 км/ч. Расход бензина на 100 км составлял 40 мл, а предварительная стоимость обувки — около $500. И все-таки, несмотря на это, сапоги-скороходы до сих пор до потребителя так и не дошли.

    Реклама на dsnews.ua