• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Миссия невыполнима

Реклама на dsnews.ua

Гибкость и балансирование Украины между Россией и Западом сменились категоричностью. От ЕС Украина требует принять заявку на вступление и очень обижается на намеки о бесполезности и бесперспективности наших устремлений. А от России, энергозависимость от которой стала уже притчей во языцех, мы требуем не только политической независимости и энергоносителей по льготным ценам, но и зону свободной торговли (ЗСТ) в рамках ЕЭП.

В принципе, разговоры о необходимости создания полноценной зоны свободной торговли среди стран бывшего Советского Союза звучат с 1992 г. Но в этом году уже залежалая идея о такой зоне получила свежее дыхание, на этот раз в рамках Единого экономического пространства. Идея первоочередности создания такой зоны в рамках ЕЭП стала камнем преткновения между Украиной и остальными тремя участниками — Россией, Казахстаном и Беларусью. Не так давно в Киеве прошло 21-е заседание Группы высокого уровня по формированию ЕЭП, по итогам которого окончательно стало ясно — согласия в рядах ЕЭПовцев нет, и договоренности достичь будет очень трудно. В итоге саммит глав государств ЕЭП был перенесен с 1 июля на неопределенный срок.

Первый блин
Главный интерес Украины в ЕЭП — решение наболевшего вопроса по энергоносителям. Россия не намерена дарить своей непокорной сестре ни нефть, ни газ, ни конденсат. Именно из этих "наилучших" побуждений еще в самом начале создания ЗСТ Россия законодательно закрепила их как неподлежащие действию соглашений о зоне свободной торговли. Если Украина видит в реанимировании ЗСТ безусловные экономические выгоды, то России она интересна только из политических соображений — всегда приятно держать руку на пульсе южной соседки.

Пока же не решен вопрос о диверсифицированных источниках поставки энергоносителей, Украина пытается усидеть на двух стульях, с одной стороны —не за горами вступление в ВТО, с другой — отказаться от ЕЭП и не поссориться с Россией достаточно сложно.

В этих условиях разговоры о зоне свободной торговли в рамках ЕЭП звучат как минимум забавно. В начале июня премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила, что "все ограничения могут быть сняты до конца этого года, чтобы построить действительно свободное пространство по свободной торговле без ограничений и изъятий". Оптимистичнее звучали прогнозы первого вице-премьера Анатолия Кинаха, который убеждал окружающих, что Украина готова к зоне свободной торговли, и 1 июля с такой позицией согласятся лидеры остальных держав. Но, как показала практика, это только надежды, такие же малореальные, как и свободная торговля с ЕС.

Многие пункты двусторонних договоров о свободной торговле и протоколов об изъятиях в рамках СНГ изменялись и дополнялись, но итог вышел один — сейчас по-прежнему существуют изъятия как в части импорта, так и экспорта. Официально изъятия зафиксированы в 11 двухсторонних протоколах и касаются 27 товарных групп, подгрупп и позиций, не говоря уже об изъятиях в одностороннем порядке.
Впрочем, сами по себе изъятия из режима свободной торговли — далеко не самое значительное препятствие на пути к созданию ЗСТ. По данным исполнительного комитета СНГ, тарифные изъятия не составляют и 0,5% от общего объема импорта и экспорта. Да и введение их в одностороннем порядке проблематично, необходимо подписание изменений к двусторонним договорам. А вот нетарифные ограничения, такие как квотирование и лицензирование, предусмотренные статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли, принимаются странами в одностороннем порядке и являются основным способом борьбы с нежелательной импортной продукцией. На данный момент такие ограничения охватывают до 200 товарных подгрупп и позиций. К примеру, в Казахстане лицензируется экспорт алюминия, стали, никеля и дизтоплива, в России эта мера действует в отношении импорта сахара, спирта и крепких напитков.

Кроме изъятий и ограничений, страны СНГ использовали и другие методы борьбы с нежелательными товарами из соседних государств, в частности антидемпинговые расследования с последующим введением антидемпинговых пошлин и ограничений. Вряд ли в Украине есть человек, который бы не слышал об ограничении на экспорт в Россию отечественных труб большого диаметра — результат антидемпинговых расследований. Так вот, по данным Исполнительного комитета СНГ, введение этих специальных торговых мер прослеживается преимущественно в торговых отношениях Украины, Казахстана и Российской Федерации. И если эти страны наиболее активно боролись с зоной свободной торговли в рамках СНГ, то вероятность создания ими собственной зоны чрезвычайно мала.

Реклама на dsnews.ua

На двух стульях
Получить выгоду от ЗСТ Украине, конечно, непросто. Учитывая необходимость вступления в ВТО, ей приходится снимать нетарифные ограничения с ряда товаров. Яркий тому пример — туманная инициатива социалистов ввести запрет на экспорт и импорт сахара-сырца, прозвучавшая на прошлой неделе в Верховной Раде. Несмотря на затяжные и болезненные (для некоторых в прямом смысле этого слова) бои в парламенте, рано или поздно, но пакет законов, необходимых для вступления в ВТО, будет принят. Кондитерская отрасль, защита которой предусматривалась в рамках изъятий по СНГ, уже давно стала на ноги и с успехом осваивает российские рынки. Украинское правительство настаивает именно на зоне свободной торговли абсолютно без ограничений. Конечно, нельзя утверждать, что Украина наберется наглости и потребует беспошлинной торговли по всем позициям, но уж очень на то похоже. На данный момент РФ экспортирует в Украину более 20 млн т нефти. При этом пошлина на экспорт нефти из России с 1 августа 2005 г. будет установлена на новом рекордном уровне — предположительно $140/т (сейчас 136,2). В итоге получается, что потери бюджета РФ только по нефти составят $2,7-2,8 млрд. Аналогичная ситуация и по газу. Более того, эксперты считают, что отмена ограничений на ввоз сахара-сырца приведет к краху сахарной отрасли в России и огромным суммам недополучения бюджетных средств от подакцизных товаров (табак и алкоголь). Выходит, что Россия, по сути, только теряет и ничего не находит.

Но РФ согласна "пожертвовать" определенной суммой доходов в бюджет ради получения контроля над странами ЕЭП. По сути, согласие Украины на Таможенный союз означает, во-первых, смену курса с западного на восточный — в объятия матушки-России. Во-вторых, закрытие дверей ВТО, ведь, как известно, страна не может состоять в двух таможенных союзах с разными условиями. А значит, придется ждать остальные государства (в частности совершенно бесперспективную в плане вступления в ВТО Беларусь) и вместе вступать в ВТО. Наверное, именно поэтому Украина не горит желанием создать зону свободной торговли в рамках всего СНГ. К примеру, в июне на саммите глав правительств СНГ Украина отказалась подписывать протокол о свободной торговле в рамках Содружества, аргументируя свою позицию неподходящими сроками отмены ограничений. Также, по всей видимости, Украина не оставляет надежды "додавить" Россию и заставить ускорить сроки введения зоны свободной торговли на двусторонней основе. Растягивать это удовольствие до 2012 г. Украина просто не может, так как надеется на благосклонность ЕС.

В итоге всех многочисленных сплетений интересов для Украины открывается достаточно неприглядная истина. У нас нет козыря, который бы смог убедить Россию пойти на создание зоны свободной торговли, а вот у России есть джокер — энергоносители. А значит, надо решать, либо мы в ЕЭП — полностью и целиком, либо — в Европе. Увы, сидеть на двух стульях не всегда получается.

 МНЕНИЕ
ВАЛЕРИЙ КИРИНЯЧЕНКО
Начальник управления по вопросам сотрудничества в рамках структурных образований СНГ Министерства экономики Украины

— Безусловно, в случае создания зоны свободной торговли Украина получит существенные выгоды. Проведенные предварительные расчеты свидетельствуют, что, исходя из статистических показателей предыдущих лет, ежегодный экономический выигрыш для Украины за счет снятия торговых барьеров по названным четырем направлениям, можно спрогнозировать на уровне порядка $1,2 млрд. В том числе, за счет увеличения экспорта украинских товаров, по отношению к которым применяются специальные защитные меры, — $250 млн, за счет увеличения взаимного товарооборота при отмене изъятий из режима свободной торговли — $180 млн, за счет снижения цен на российскую нефть при отмене экспортного НДС — $360 млн. Положительные результаты участия Украины в ЕЭП также прогнозируются в таких направлениях, как введение недискриминационных транспортных тарифов при железнодорожных перевозках на территориях стран–участниц ЕЭП, дополнительная загрузка мощностей машиностроительного комплекса Украины, развитие производства и выпуска продукции за счет увеличения кооперационных связей, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции для реализации на рынках третьих стран.

Более того, Украина рассматривает участие в ЕЭП только в рамках формирования зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а также создание условий для свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. Такой подход дает возможность нашей стране сохранить курс на евроинтеграцию и реализовать в дальнейшем планы создания зоны свободной торговли и таможенного союза с Европейским союзом.

ВАЛЕРИЙ КУЗЬМЕНКО
Государственный эксперт Национального института проблем международной безопасности при СНБО Украины

— Для Украины сейчас предпочтительнее создание в рамках ЕЭП только зоны свободной торговли. Надо помнить, что Таможенный союз — это договоренности о единых тарифах в отношении третьих стран. Этими третьими странами автоматически становятся страны ЕС, с которыми мы рассчитываем создать аналогичный союз. Другое дело зона свободной торговли, которая ни к чему не обязывает и, самое главное, не несет никакой политической нагрузки. При этом мы выигрываем на нефти и газе миллиарды, тогда как Россия их теряет. Но Россия мыслит стратегически, она согласна проиграть в деньгах сегодня для реализации своих политических целей в будущем.
Сейчас трудно сказать, что для Украины более выгодно, — полноценное ЕЭП или ВТО, везде стоят большие суммы. В коротком периоде выигрыш, конечно, больше от ЕЭП, причина все та же — энергоносители. Но если говорить о ВТО, то вступление в него означает ту же зону свободной торговли, но только с 90% стран мира. Конечно, это определенная угроза для наших рынков, но в будущем сулит серьезный выигрыш. Впрочем, я сомневаюсь, что Россия согласится на зону свободной торговли. Только скандал с газом показал совершенно иные тенденции. И даже если зона свободной торговли будет создана, это не гарантирует Украине дешевые энергоносители, ведь есть два пути развития событий: либо РФ продает Украине более дешевые газ и нефть, либо поднимает цены на нефть, чем сохраняет поступления в бюджет.

    Реклама на dsnews.ua