• USD 39.8
  • EUR 42.3
  • GBP 49
Спецпроекты

МИЛАНСКИЙ ГЛЯНЕЦ

Реклама на dsnews.ua

Итальянцы всегда умеют находить золотую середину. И даже в такие прозаичные вещи, как стул или книжная полка, они с легкостью впишут равную долю чувственности, эпатажности и конструктивной простоты.

И, конечно, не забудут про тонкий намек на самолюбование, ведь, кроме нарочитой функциональности, современной мебели нынче позволено красоваться своими естественными линиями, пластичностью и стремлением к синтезу разных художественных стилей. То, каким образом можно и нужно демонстрировать свою уникальность, показала "неделя высокой мебельной моды", прошедшая 16-21 апреля в Милане. Здесь на 230 тыс. кв. м были задействованы все приемы обаяния: начиная с детской непринужденности забавных форм в яркой раскраске или строгости элегантной классики и заканчивая усовершенствованной технологичной начинкой, смешанной с легкой, ненавязчивой простотой примитивизма и минимализма. Как верно заметил один из организаторов миланского салона: "В этом году на миланской выставке предметы мебели демонстрировались вне их привычного окружения. Они, словно актеры, играли роль в театральной постановке, и без них спектакль бы не удался".

ИДЕИ: шоу одного героя

По сути, каждая мебельная новинка стала представлением, от которого ждали провокаций и оригинальности не только в интерьере, но и кухонном, офисном и уличном пространствах. Смысл прост — если уж мы тянемся к фешенебельной индивидуальности в одежде и обустройстве любимого дивана, то, будьте любезны, наполняйте креативом и кухню, и рабочее место, и садовый дворик.

Театр присутствовал во всем: от изысканной женственности мебели Патриции Уркиолы и концептуальных технологических разработок Рона Арада до минималистских предметов интерьера от Филиппа Старка. При этом, в отличие от прошлогоднего показа, где критики практически не смогли определить единую концепцию выставки, в этом году четко про-

рисовалось общее настроение салона — ультрамодерн, в котором идеальное сожительствует с реальным, а неофутуристические мотивы — метеориты, машины будущего, космические корабли — воплощаются в практичных стульях, креслах и столах. Эргономичные роскошные диваны и пуфы в духе 1970-х с сочной расцветкой и округлыми формами подчеркивали стилевую эклектику выставки. Стройные лакированные шкафы и столы флюидных форм, словно натертый до блеска новенький автомобиль, блистали в зале офисной мебели. Светлые просторные кухонные инсталляции благодаря своей ультратехнологичной встроенной "начинке" вызывали у посетителей мгновенное желание обзавестись кипой кулинарных рецептов и начать творить прямо на стендах — "здесь и сейчас".

Основная цветовая гамма, казалось, сдерживала себя по максимуму, предпочитая пестрым пассажам невозмутимость белого, черного и пастельных тонов. Среди ярких акцентов самыми распространенными стали оранжевый, превалирующий, например, в коллекции дизайнерских компаний Kartell и Vitra, а также зеленый.

Реклама на dsnews.ua

ФОРМЫ: встречают по одежке

Концептуальный характер мебельных разработок, как всегда, разнообразен. От имитации природных форм цветочных лепестков до изломанных геометрических контуров треу-гольников, кристаллов с мно-гочисленными углами и перспективами. Так, японский дизайнер Токуджин Ешиука разработал для итальянской компании Moroso необычное кресло-одуванчик: на хромированной металлической подставке пышно "расцвело" удобное мохнатое сиденье, сплетенное из тканевых лоскутков. Дизайнер Марсель Вандерс презентовал коллекцию люстр из металлических элементов, которые, подобно пазлам, необходимо собирать по кусочку. Впрочем, самым необычным предметом мебели в духе ультрамодерна стало биоморфное кресло-кокон Blobulus, сделанное по эскизам дизайнера Карима Рашида. Кресло напоминает мебель 1970-х, но в то же время совмещает последние технологии: создано из стекловолокна и по-крыто краской наподобие той, что используется в машиностроении. В результате флюидные формы блестящего кресла-кокона создают эффект "живого кресла", которое отражает как зеркало все, что находится вокруг. Дизайнер пытался достичь максимальной округлости и показать, что именно обтекаемые спокойные формы улучшают отдых и позволяют по-настоящему расслабиться.

Эксперименты с метаморфозами и перевоплощением одного предмета в другой — не новинка. Однако мебельные трансформеры, представленные на апрельской выставке, порадовали свежими решениями. К примеру, обыкновенный стул теперь можно не только превратить "одним движением" в кофейный столик или настенное панно, но при необходимости использовать его как вешалку. Для этого нужен лишь складной механизм и спинка стула в виде крючка.

В итоге даже в "отдыхающем" сложенном состоянии пара-тройка таких стульев могут быть полезными, а когда в помещении гости — необычному стулу-вешалке возвращается основное предназначение.

Оригинальный ход продемонстрировал Рон Арад, придумавший для итальянской компании Teuco особую ванну Rotator. Во-первых, этот круглый сантехнический аксессуар в виде белой таблетки крепится не к полу, а к стене. Чтобы поплескаться в ванне, нужно набрать воду до ограничительного высокого бортика в нижней части. Во-вторых, Rotator может служить также… душевой кабиной. Для этого ванную чашу достаточно лишь повернуть вокруг своей оси на 180 градусов.

МАТЕРИАЛЫ: все, что блестит

Несмотря на то, что одним из лозунгов миланской выставки провозглашена экологическая ответственность, все же наблюдался частичный отказ от следования этой глобальной тенденции в дизайне. Концептуальные новинки демонстрировали, что ультрамодерн — независим и либерален. Он отказывается подчинять творческое сознание дизайнеров современным веяниям в политической среде, предпочитая полную свободу действий в выборе материалов и технологий. Аналитики отметили, что лишь треть экспонатов были сделаны из природных биоматериалов (дерево, бумага, натуральная ткань, растительный материал). Большинство дизайнеров сделали акцент все же на внешнем виде своих мебельных шедевров, используя для этого, как правило, лакированную пластмассу, вспененный полиуретан и прочие материалы. Впрочем, свою актуальность не потеряли керамика и мрамор с технологическими нововведениями (графическим потайным орнаментом, прозрачной перфорацией) и сочетание таких материалов, как дерево и металл, придающих дизайнерскому изделию индустриальный шик и природную простоту.

В целом, как бы не оценивали результативность миланской мебельной выставки, она — истинный законодатель моды в области дизайна и определяет тренды по оформлению интерьеров на целый год вперед. Ультрамодерн со всей футуристичностью, технологичностью и гармоничной эклектикой стилей уже сегодня начинает вливаться в наши дома, бутики и офисы, определяя новый интерьерный характер. Здесь все существует где-то между миром искусства и функциональностью, чем-то вымышленным и реальным.

Из аутсайдера — в законодателя мод

Первая экспозиция Salone Internazionale del Mobile в Милане прошла в 1961 г., на которой зарегистрировались 382 производителя и 12,1 тыс. посетителей. Объем экспорта итальянской мебели на тот период составил чуть более ?5 млн. Однако уже через пять лет участие в выставке принимали 1160 экспонентов, количество посетителей достигло 30 тыс., а экспорт вырос втрое — до ?15,8 тыс. К 1980 г. экспорт увеличился почти до миллиона евро, а Италия стала признанным мировым лидером в производстве мебели. Сегодня мебельный салон ежегодно посещают не менее 300 тыс. человек со всего мира, а свои стенды презентуют 2,5 тыс. компаний, которые обеспечивают итальянскому мебельному рынку 10-миллиардный оборот. В частности, по данным организаторов Salone Internazionale del Mobile, только сектор итальянских кухонь благодаря выставке 2007 г. вырос на 7,8% — до ?2,2 млрд, увеличив экспортную часть продаж до ?687 млн (14,4% по отношению к 2006 г.). А экспорт итальянской сантехники вырос до ?72 млн, вдвое превысив продажи на внутреннем рынке.

    Реклама на dsnews.ua