• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

КНЯЖИЙ МУСОР

Реклама на dsnews.ua

Глава райгосадминистрации Николай Диденко уже несколько месяцев работает не только днем, но и ночью. В темное время суток он выслеживает нарушителей, которые незаконно сбрасывают мусор в местном лесу. А что делать, говорит чиновник, если такие свалки целиком и полностью ложатся на плечи местных властей. "Когда весной этого года я принял район, на его территории было 300 га мусорных свалок, — рассказывает Николай Диденко, глава Броварской РГА. — Ловили нарушителей по ночам, доходило до драки. Но уже прошла молва, что былого беспредела в районе нет. Так что теперь нелегальщики все чаще нас объезжают стороной".

Борьба за границы

В последние годы местные власти на прилегающих к Киеву территориях развели бурную деятельность по расширению своих владений. Не стал исключением и Броварской район (Киевская обл.). Осенью 2003-го Киевоблсовет постановил увеличить административные границы 16 сел этого района. Среди них оказалось и село Княжичи, его территория увеличилась до 1390,5 га. Тремя годами раньше на этих землях появился песчаный карьер. Кто стоял за его появлением, сегодня определенно не могут сказать ни в местном сельсовете, ни в Броварской РГА. Единственное, о чем говорят представители обеих структур, так это то, что добыча песка в нем якобы велась нелегально.

После того, как сия территория отошла к Княжицкому сельсовету, тот, согласно букве закона, был вправе сам определять судьбу новых земель.

Местные власти поначалу де-юре не стали ничего менять. В карьере продолжали добывать песок. Николай Диденко утверждает, что добыча велась фактически в промышленных масштабах, а образующиеся пустоты заполняются мусором, в большей мере столичного происхождения. "Мусорозахоронение в районе — это настоящий дерибан, — говорит Николай Диденко. — Все началось с выделения земли под песчаный карьер якобы для нужд села. На деле же песок вывозится в Киев, попросту говоря, — воруется".
При этом глава сельсовета Ольга Касьян не отрицает фактов незаконной добычи песка и его вывоза, только ответственность за происходящее она возлагает на ООО "Княжицкое", сельхозпредприятие, которое, по словам Касьян, якобы занималось разработкой карьера. Дабы не быть обвиненными в предвзятости, журналисты "ВД" попытались связаться с руководством означенного ООО. В Княжицком сельсовете нам сообщили номер телефона этого предприятия. Но, увы, он оказался отключенным за неуплату.

Николай Диденко утверждает, что добыча песка в карьере не велась легально зарегистрированными строительными компаниями. "Рыть котлован без официального разрешения — полный абсурд! Как только появятся машины строительной компании, тут же на место прибудут правоохранительные органы. Нет ни одной нормальной компании, которая взяла бы на себя подобный риск", — объяснили "ВД" участники стройиндустрии.

"На самом деле, речь не идет о строительных фирмах, — говорит Николай Диденко. — Этим бизнесом занимаются частники, но вы и следов не найдете. Человек живет в селе, утром загружает свой КАМАЗ песком, везет его в Киев и там продает за полцены такому же частнику — под строительство коттеджа. Днем он выполняет строительные подряды, а вечером забирает мусор, которым и засыпает песчаный карьер. Оборот незаконного рынка измеряется миллионами гривен".

Реклама на dsnews.ua

Все травой поросло

Ольга Касьян утверждает, что мусорная свалка на месте карьера возникла стихийно: мол, в селе не было места для утилизации мусора. Однако сегодня карьер используется для этих целей исключительно сельскими жителями. Охраняет его сторож, а утилизация мусора производится исключительно по талонам, которые выдает сельсовет. "Да, это незаконно (выдавать талоны на выброс мусора в карьере — прим. "ВД"). Мы это делаем для того, чтобы чужие не сбрасывали здесь мусор", — говорит глава Княжицкого сельсовета. Да и площадь карьера (50 соток), по словам г-жи Касьян, не дает приезжим возможности "развернуться".

Не мудрствуя лукаво, журналисты "ВД" решили собственными глазами увидеть и оценить масштабы происходящего.

Вход в уже бывший карьер (тот уже полностью заполнен мусором и на три четверти сравнялся с землей) действительно огражден шлагбаумом. А вот со сторожем, увы, нам познакомиться не удалось: тот просто отсутствовал на рабочем месте. Беспрепятственно проникнув на территорию, мы без труда убедились в том, что мусор, находящийся в Княжичах, имеет не только местные корни. Бродя между горами пластиковых бутылок, коробок и прочих продуктов жизнедеятельности homo sapiens, журналисты "ВД" наткнулись на груды покрышек и пластиковой упаковки.

"На территории Княжицкого сельсовета эта нелегальная мусорная свалка уже третья или четвертая по счету, — утверждает Николай Диденко. — А теперь глава сельсовета Ольга Касьян готовит документацию для создания очередного карьера, которому в будущем суждено стать мусорной свалкой. И, якобы, опять для потребностей села".

Однако Ольга Касьян утверждает, что на территории села есть один мусорный могильник площадью 2 га, с 30-летним стажем, который, к тому же уже как четыре года не функционирует. "Да это единственный могильник, который был на территории Княжичей! — восклицает Ольга Касьян. — А документацию для нового могильника мы действительно готовим, его площадь должна составить 3 га. Но хотя мы прошли с десяток экспертиз и согласований, необходимо еще составить проект утилизации, а денег на это у сельсовета нет". Необходимость легальной свалки для нужд села глава Княжицкого сельсовета объясняет тем, что вывоз одной машины в единственный функционирующий могильник в районе мусороперерабатывающего завода "Десна-2", что в Броварском районе, обходится селу в 300 грн.

Столица рядом

"В Киеве ежедневно собирается около 3 млн т мусора, но до санкционированных полигонов и объектов переработки доходит лишь 1,6 млн т, — рассказывает Геннадий Руденко, глава комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. — А все потому, что стоимость вывоза отходов не отвечает затратам тех компаний, которые этим занимаются. В результате образуется дикий рынок — любой может приобрести транспорт и заниматься данным видом деятельности. Так что правоохранительным органам стоит озаботиться вопросом: где в Киеве ежедневно пропадает полтора миллиона тонн мусора?"

Формально доказать причастность сельсовета к свозу мусора "со стороны" на территорию сельской общины невозможно. Официально мусорная свалка существует для потребностей села, а уследить за тем, кто привозит мусор на его территорию — практически невозможно. Но даже если нарушитель и будет пойман, штраф, который он заплатит, не намного превысит стоимость законной утилизации вывозимого мусора. Министр охраны окружающей природной среды Украины Николай Игнатенко сообщил "ВД", что ведомство в ближайшее время намерено инициировать введение тарифов за утилизацию и штрафов за незаконные свалки: "Мы собираемся пересмотреть и оптимизировать тарифы оплаты городом или районом услуг по утилизации отходов. Тарифы должны быть пересмотрены на всех уровнях: от мусорного бака до полигона".

Согласно Закону Украины "Об отходах", предприятия, имеющие лицензию на утилизацию мусора, обязаны иметь соглашение о вывозе мусора на четко обусловленный могильник, и после отчитаться перед налоговой инспекцией: куда был вывезен мусор. Но, как показывает практика, мытари об этом не очень-то беспокоятся: данные отчетов не анализируются.

Мусорные замки

Территория бывшего могильника находится в Княжичах в очень привлекательном с виду месте — рядом с лесом. Участок засыпан 30-сантиметровым слоем земли, поросшим травой. О том, что когда-то здесь была мусорная свалка, можно догадаться лишь по торчащему кое-где из-под земли полиэтилену. Скорее всего, обнаружить, что находится под землей, собственник участка сможет лишь тогда, когда начнет рыть котлован под фундамент дома. Да и что он сможет сделать? Ведь никаких обязательств относительно информирования новых владельцев о предыдущем использовании участка у сельсовета нет.

Соответственно, и оснований привлечь местные власти к ответственности нет. Строительство дачных домиков идет полным ходом. "2 га земли под лесом, на которой ранее была мусорная свалка, решением сессии сельсовета выделены под застройку, — говорит Ольга Касьян. — Жители Киева и Броваров, получившие земельные наделы, построили для села новое кладбище — только забор вокруг него стоит 100 тыс. грн.".

В Броварской РГА также утверждают, что на месте прежнего нелегального мусорного могильника размером в 4 га частично расположен дачный массив "Ялынка", также входящий в административные границы села Княжичи. В Княжицком сельсовете с удивлением отмечают, что никакой мусорной свалки на территории дачного массива "Ялынка" никогда не было, и 2200 дачных участков, расположенных там, стоят в экологически чистом месте.

    Реклама на dsnews.ua