• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Балтийский пакт "Газпрома"

Реклама на dsnews.ua

Строя Северный газопровод, российско-германский альянс на газовом рынке теснит американцев. Цены на газ в Украине вряд ли от этого повысятся.

 9 декабря в деревне Бабаево Вологодской области России состоялась официальная церемония начала строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) — очередной крупной внешнеэкономической инициативы РФ. Эта новая газовая магистраль призвана объединить газотранспортные системы России и Германии в обход Украины и других стран Восточной Европы. Как заявляют в российском "Газпроме", это позволит России уменьшить свою полную транзитную зависимость от стран этого региона.

Кто кого уже построил

По словам президента РФ Владимира Путина, в перспективе газопровод достигнет берегов Великобритании. Кроме начатого сухопутного участка Грязовец-Выборг, будет проложено еще 1,2 тыс. км газопровода от Выборга по дну Балтийского моря до германского побережья в Грайфсвальде. По пути до этого моря будут построены газопроводы-отводы в Швецию, Финляндию и Калининградскую область. Мощность нового газопровода составляет почти 20 млрд куб. м в год с возможным увеличением к 2011 г. до 55 млрд куб. м.

В целом проект обойдется инвесторам в $5,7 млрд. Из них $2,2 млрд берет на себя "Газпром", еще $3,4 млрд обещает найти консорциум, которому после завершения строительства отойдут права на управление новым газопроводом — North European Gas Pipeline Company (NEGPC). Правление этой компании спустя всего несколько недель после своей отставки возглавил бывший канцлер Германии Герхард Шредер.
Номинально Россия и Германия взялись почти поровну разделить расходы по проекту. Так, 51% акций расходов NEGPC оплатит ОАО "Газпром", еще по 24,5% инвестиций должны найти германские корпорации E.ON Ruhrgas и BASF Wintershall.

Однако такой "паритетный" расклад среди акционеров, по всей видимости, создан лишь для "сторонней публики". На самом деле с поиском денег для очередного российского газового мегапроекта все обстоит гораздо сложнее. У "Газпрома", несущего огромные затраты на поддержание работы дорогостоящих заполярных месторождений, свободных миллиардов нет, и финансовое бремя по реализации проекта будет возложено на проверенных зарубежных партнеров. Вполне вероятно, что часть своего пакета акций в NEGPC "Газпром" доверит в управление своему давнему партнеру — германской BASF Wintershall, которая в течение последних 30 лет традиционно являлась главным торговым партнером бывшего СССР, а затем России в большинстве европейских газовых сделок.

В отличие от Ruhrgas, которому принадлежит около 10% акций "Газпрома", BASF и российского газового монополиста связывают узы неформального характера. Крупнейшим акционером BASF Wintershall является германский DresdnerBank, правление которого с начала текущего десятилетия возглавил Маттиас Варниг — бывший глава представительства банка в Петербурге и личный друг Владимира Путина. BASF активно сотрудничает с "Газпромом" в плане покупки пакетов акции. В частности, "Газпром" (через уполномоченный им германский торговый дом WIEH GmbH) и BASF владеют крупнейшей сетью газопроводов Восточной Германии Midal-Stegal. Контроль над этой сетью позволил BASF пополнить число своих клиентов за счет ряда промышленных гигантов, расположенных на юге бывшей ГДР. В то же время E.ON Ruhrgas была отсечена от этого привлекательного рынка.

В неподходящее время, не в том месте

Реклама на dsnews.ua

Разработка проектной документации строительства СЕГ пришлась как раз на время разоблачающей публикации The Wall Street Journal (см. "Дружба, бизнес и спецслужбы") и была воспринята как показатель возмущения американского делового мира нарастающим газовым сотрудничеством между Россией и Германией. Главными возмутителями спокойствия считались близкие к американцам норвежские газовые компании и лидер германского газового рынка — корпорация Erdgas, которая принадлежит британской Shell и американской Exxon Mobil.

Указанные корпорации на протяжении последних 50 лет беспрепятственно играли "первую скрипку" на газовом рынке Европы. Лидерство обеспечивалось благодаря контролю над баснословно прибыльными месторождениями газа Северного моря, которые, в отличие от российских заполярных ресурсов, расположены вблизи потребителя и не требуют при поставке значительных транспортных затрат.

Реакцией традиционных лидеров европейского газового рынка на усилия "Газпрома" по увеличению своей доли на европейском рынке на протяжении 1990-х годов стало постепенное, но уверенное наращивание их присутствия в Восточной Европе — традиционной газпромовской вотчине. С середины 1990-х годов к единой системе газоснабжения ЕС присоединились Чехия и Венгрия. Позже, в начале текущего десятилетия, Shell и Exxon Mobil начали поставлять энергоносители через свои дочерние структуры государственным компаниям Австрии, Германии и Франции из своих обширных газовых ресурсов в Северном море и Персидском заливе. Также одним из шагов в этом направлении стала приватизация газораспределителньных сетей Румынии с участием Gaz de France, а также начало строительства газопровода Nabucco, который с весны 2006 г. свяжет Восточную Европу с газовыми месторождениями Ирана, Туркменистана и Азербайджана.

Горячая точка

Несмотря на громкие заявления россиян, монополия Украины на поставки российского газа в Европу вряд ли будет нарушена. Во-первых, ко времени постройки газопровода спрос на голубое топливо в Европе возрастет пропорционально новым мощностям по его транспортировке, которые появятся в Балтийском море. Украина сейчас транспортирует в Европу свыше 110 млрд куб. м газообразного топлива ежегодно, и мощность СЕГа на первых порах будет составлять около 18% от этой величины. Спрос же на газ в Европе, по мнению экспертов, ко времени готовности СЕГ вырастет на большую величину, чем 18%. Поэтому украинский путь будет столь же нужен для обеспечения газовых потребностей европейцев.

Во-вторых, из-за наличия единственных в Европе крупных естественных хранилищ газа себестоимость его транзита через Украину будет в итоге все равно ниже, чем поставка по любым обходящим трубопроводам. Действительно, до нынешнего проекта СЕГ российский "Газпром" уже два раза безуспешно пытался найти обходные пути на рынок ЕС. Первый газопровод, Ямал-Европа, общей стоимостью более $35 млрд предполагал начать транспортировку в Европу более 30 млрд куб. м газа в обход Украины через Беларусь и Польшу. После освоения $10 млрд инвестиций проект оказался на грани коммерческого краха из-за отсутствия на его маршруте подземных хранилищ газа. Доходило до смешного, когда Москва, громогласно трубившая на весь мир о своей решимости "наказать Киев", обратилась к нему же за услугами хранилищ для поддержания жизнеспособности Ямал-Европа.

Второй попыткой обхода Украины был "Голубой Поток" — газопровод мощностью 16 млрд куб. м и стоимостью около $5 млрд, который был проложен из РФ в Турцию по дну Черного моря. Этот проект также завершился крахом, но пока только коммерческим — как и в случае с Ямал-Европа, на маршруте этой трубы не оказалось хранилищ.

Поэтому, как ни парадоксально, но Украина может получить выгоды от строительства СЕГ — возрастает ее роль как потенциального плацдарма для конкурентов "Газпрома".

За исключением большинства зависимых от "Газпрома" германских компаний, — по мнению, высказанному в большинстве западных публикаций, проект СЕГ в случае успешного его осуществления поможет немецким и российским корпорациям "отсечь" Восточную Европу от активности конкурентов. Если проект удастся реализовать, преодолев сопротивление Балтии и Польши, на рынке Европы будет уменьшена доля газа норвежских и американских корпораций.

В ходе обострения ценовой конкуренции за рынки Восточной Европы появляется вероятность намеренного занижения цен "Газпромом" с целью захвата рынков. Поэтому его конкуренты могут постараться пересмотреть свои контракты с российским поставщиком так, чтобы покупать голубое топливо не на западной, а на восточной границе Украины и таким образом "отсечь" россиян от части восточноевропейских рынков. Самые смелые из них (Gaz de France и словацкая SPP) уже заключили контракты на хранение купленного у наших восточных границ российского газа. Еще в 2003-2004 гг. это было немыслимо представить — до расширения ЕС на восток борьба конкурентов с "Газпромом" была лишь символической.

СПРАВКА "ВД"

Соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода лидеры Польши и стран Балтии называют самым крупным геополитическим поражением в текущем году. И даже уход из правительства Германии главного лоббиста СЕГ Герхарда Шредера существенно не меняет сути опасений стран "новой Европы". И то внимание к нему, которое проявляли в Бельгии, Нидерландах и Великобритании — лишнее свидетельство экономической выгоды, которую получат страны Западной Европы от прокладки СЕГ.
Сменившая Шредера на посту канцлера Ангела Меркель (представитель ХДС) будет довольно слабым главой правительства, так как представительство СДПГ (партии Шредера) и в парламенте, и в правительстве довольно существенно. К тому же ключевые посты в немецком Кабинете министров принадлежат социал-демократам. Вдобавок, главными спонсорами ХДС в Германии выступают именно крупные компании, а они весьма заинтересованы в прокладке СЕГ.

Однако следует заметить, что в странах Балтии уже поняли бесперспективность возмущения по поводу обратной пропорции давления в газовой трубе и политического давления на столицы стран Балтии, избрав совершенно иную тактику: муссирование темы экологической безопасности в регионе Балтийского моря, указывая на захоронение в Восточной Балтике 12 тыс. т химического оружия времен Второй мировой войны.

Впервые об этом лидеры Литвы, Латвии и Эстонии заявили на саммите стран Балтии в Таллинне.
Иными словами, страны Балтии попытаются сделать все для еще большего удорожания проекта, заставив "Газпром" обезвредить химические боеприпасы, покоящиеся на дне Балтийского моря. Учитывая ослабление партий "зеленых" в странах Европы, представители данных политических сил ухватятся за возможность напомнить о собственной важности. А учитывая, что немецкие аналитики предсказывают недолговечность нынешней красно-черной коалиции в Германии и приход ей на смену альянса ХДС/ХСС, СвДП и "зеленых", в Берлине могут со временем отнестись к СЕГ куда с меньшим энтузиазмом.
Потому Россия будет стремиться форсировать строительство газопровода, попутно подавая примеры, подтверждающие необходимость диверсификации маршрутов. Пока это наиболее отчетливо проявляется в отношении Украины, однако, в будущем Москва может начать более жесткий диалог с Варшавой.

ДРУЖБА, БИЗНЕС И СПЕЦСЛУЖБЫ

Американская Тhe Wall Street Journal в своем выпуске от 23 февраля 2004 г., вышедшем почти параллельно с первыми проектными разработками проекта СЕГ, обнародовала рассекреченные документы бывшей спецслужбы ГДР "Штази" и показания десятка ее бывших офицеров.

Эта публикация пыталась пролить свет на истинную причину готовности ряда предприятий группы BASF удовлетворять любые, даже самые безумные многомиллиардные капризы российского газового гиганта. В частности, американское издание опубликовало показания бывших офицеров "Штази", которые засвидетельствовали, что в середине 1980-х годов тогдашний скромный банковский служащий и нынешний глава DresdnerBank г-н Варниг был якобы завербован Путиным, что и определило его дальнейшую головокружительную деловую карьеру. "Далее, в 1993 г., во время работы Путина заместителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, позже погибшего при странных обстоятельствах, петербургская мэрия помогла банку BNP-Dresdner получить глубоко символический подарок — мраморный дворец на Исаакиевской площади, в котором до революции 1917 г. находилось посольство Германской Империи", — утверждала американская газета. Чуть более года после открытия петербургского офиса Dresdner жена Путина попала в тяжелую автомобильную катастрофу. Лечение финансировал Dresdner.

По предположению The Wall Street Journal, с тех пор банк Dresdner методично выполняет самые щекотливые поручения правительства России. Прошлым летом Dresdner оказался замешанным в наступлении на ЮКОС — в августе 2003 г. российский Минюст поручил компании Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) провести оценку ключевого актива ЮКОСа, нефтекомпании "Юганскнефтегаз", для последующей продажи. Как утверждают конкурирующие банки, это поручение Минюст РФ выдал без проведения тендера. Сейчас тот же DrKW выступает консультантом очередного мегапроекта "Газпрома" — слияния с государственной нефтяной компанией "Роснефть". Этот заказ Dresdner, по словам других банков, также выдали без открытого конкурса. Правда, как это обычно бывает при крупных сделках, чуть позже "Газпром" нанял Citigroup и Deutsche Bank, чтобы "укрепить доверие инвесторов", заключила The Wall Street Journal. В итоге своего исследования издание постаралось не нанести ущерба деловой репутации нынешнего главы правления банка Dresdner, вылив на него при этом ушат компрометирующих материалов: "Путин и Маттиас Варниг тем временем до сих пор встречаются, иногда вместе обедают в загородной резиденции президента, хотя и не так часто, как бывало раньше. Вся деятельность Dresdner построена на этих личных отношениях, утверждает бывший коллега Варнига по питерским денькам 1990-х годов — ведь на самом деле, просто Варниг оказался в нужном месте в нужное время", — заключила газета.

    Реклама на dsnews.ua