• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

КИНО ПОД ЗАКАЗ

Реклама на dsnews.ua

Украинские телекомпании готовы вкладывать в производство кино деньги, сравнимые с бюджетами блокбастеров. Но для этого необходимо подкорректировать законодательство — иначе зарабатывать на украинском зрителе будут иностранные кинематографисты.

Получив в наследство от СССР часть советской киноиндустрии, Украина сохранила в кинематографе прежние стандарты. В результате талантливые режиссерские, актерские и операторские кадры уехали из страны. Оставшиеся же работают, в основном, на государственных дотациях, снимая кино тогда, когда Министерство культуры выделит на это очередной транш. Случается это все реже. Но при сохранении такого подхода и результат останется на уровне, характерном для кинопродукта "made in УССР".

Дурная наследственность

Кино, снимаемое за казенный счет, продюсеры коммерческих компаний называют "шароварщиной". Критерием оценки фильма может служить лишь одно — его продаваемость, но фильмы, снимаемые за государственный счет, часто вообще не попадают в прокат.

В то же время почти все телефильмы производства компании "ФильмUA" ("Европейский конвой", "Банкирши", "Торгаши") были куплены российскими телеканалами, а двухсерийный "Игры взрослых девочек" имел успешный прокат на телеканалах нескольких стран СНГ и в Израиле. Кинокомпания "Ялта-фильм" на своих украинских площадках создает кино для российских, европейских и американских заказчиков.

При этом мощности доставшихся в наследство от Госкино СССР киностудий загружены. "Все украинские киностудии сегодня занимаются одним: сдают в аренду свои площади, — рассказывает Татьяна Смирнова, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию кинематографа в Украине. — Многие киностудии только за счет этого и выживают, так как денег, выделяемых государством, едва хватает на съемки полнометражной картины". Так, на киностудии им. Довженко 4 из 10 павильонов используются отечественными и российскими телекомпаниями для съемок сериалов и шоу, на Ялтинской киностудии в 2004 г. было снято более 20 фильмов. Однако данное кино нельзя назвать украинским: его снимают иностранцы.

"В России существует уже 250 кинокомпаний. Им просто не хватает мощностей для съемок кино, и они идут к нам", — говорит Ольга Володченко, пресс-атташе Ялтинской киностудии. — Иногда в Ялту попадают и американские киногруппы, недавно тут были отсняты несколько эпизодов "Звездных войн".
"Украина очень интересна иностранным продюсерам своей дешевизной производства фильмов, — рассказывает Роберт Кромби, директор продакшн-студии "Ялта-фильм". — Мы даже были готовы взять Ялтинскую киностудию в долгосрочную аренду, но нам отказали".

"Россияне снимают в Украине довольно много продукции, так как тут меньшая стоимость аренды съемочных площадок, актеры и технический персонал не избалованы большими гонорарами", — считает Екатерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета.

Реклама на dsnews.ua

Мировой опыт показывает, что приход иностранных кинематографистов в страну неминуемо приводит к всплеску национального кинопроизводства. По идее, Украину ожидает то же самое. Но для этого необходимо сделать три шага. Первый — наладить сотрудничество производителей кинолент с телекомпаниями.

Шаг по проторенной дорожке

Сегодня схема создания кинофильма у нас выглядит следующим образом: телеканал заказывает продакшн-студии кино- или телефильм, оплачивая его производство; затраты окупаются за счет рекламы и продажи продукта зарубежным, а потом уже и отечественным телекомпаниям.

"Телеканал выступает в виде заказчика, творческая составляющая — за нами, — рассказывает Юрий Минзянов, продюсер, художественный руководитель кинокомпании "ФильмUA".— Мы готовим план на год вперед, высчитываем бюджет и количество часов (хронометраж кино- или телефильма — прим. "ВД") — их получается где-то 40-50 в год. Помимо этого каждый день изучаем рейтинги телеканала, а также прокатного кино, что позволяет проанализировать спрос. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня есть потребность как минимум в двух жанрах: комедии и молодежном триллере".

"Сотрудничество с телевидением — это гарантия рентабельности кинофильма для украинских продюсеров, — рассказывает Дмитрий Колесников, член правления Ассоциации содействия развитию кинематографа в Украине. — Для повышения собственного рейтинга телекомпании готовы тратить миллионы долларов на создание фильмов, так как практика показывает, что рейтинги продукта собственного производства перебивают рейтинги западного. Причем как в Украине, так и в России".
Впрочем, собственный продукт приносит телеканалам дивиденды не только в виде растущих рейтингов, но и доходов от кинопроката.

Сегодня притча во языцех — фильм "9 рота", созданный российским телеканалом СТС и украинским "1+1" и ими же раскрученный на территории обеих стран. Бюджет фильма составил $9 млн. В кинопрокате он собрал рекордную для отечественного фильма сумму — более $25 млн. При этом создателям фильма не пришлось тратиться на его раскрутку на ТВ. Если бы промоушн-кампания "9 роты", проводившаяся на СТС и "1+1", осуществлялась бы сторонним заказчиком, то бюджет фильма наверняка был бы удвоен.
Важность промоушн-кампании на телеканалах подтверждают и итоги российского кинопроката 2005 г., где в десятке самых кассовых картин половину составили российские фильмы. При этом российская пятерка собрала в российском прокате $64,3 млн, а иностранная — $39,8 млн. Но лидерами проката в России стали именно те фильмы, производство которых осуществлялось с помощью телеканалов, — "9 рота" (СТС и "1+1") и "Турецкий гамбит" (ОРТ). Что же касается фильмов, выпущенных в России без участия телевизионных каналов, то они в кинопрокате не собрали и половины той суммы, которой может похвастаться пара лидеров.

В Украине у продакшн-студий, не сотрудничающих с телеканалами, вообще нет шанса заработать на создании фильма: емкость нашего рынка кинопроката мала (она составляет лишь треть рынка Москвы) и не позволяет извлечь доходы, которые смогут покрыть затраты на производство и раскрутку фильма. "В Украине для раскрутки фильма на все виды рекламы нужно потратить в среднем $100 тыс., из них только $30-60 тыс. — на телеанонсы", — полагает Дмитрий Колесников.

Съемка телефильмов (раскрутка которых начинается еще в процессе съемки) связана с куда меньшими рисками. "Сейчас одна серия сериала снимается за $70-100 тыс., купить ее в России стоит столько же. Получается, что первый показ отбивает все затраты на производство серии, а со второго идет чистая прибыль. При этом телеканал получает эксклюзивный продукт, который гарантированно не появится у конкурентов", — рассказывает Юрий Минзянов.

"Однако производство собственного сериала связано с риском получить нерейтинговый продукт, — говорит Александр Богуцкий, генеральный директор телекомпании ICTV. — Покупая же российский сериал, мы уже видим рейтинги и знаем, что сериал будет популярным у нас. Потому идти на риск и инвестировать в создание собственных телесериалов сегодня могут себе позволить только "Интер" и "1+1". Минимизировать этот риск позволяет кооперация с российскими телекомпаниями.

Соседи помогут

"Идеальная модель создания кино в Украине — это пример снимаемой сейчас ленты "Красный жемчуг любви", — рассказывает Александр Богуцкий. — Есть сотрудничество между российской продакшн-студией Елены Яцуры и украинской "Интеллект-дистрибьюшн", а также поддержка телеканалов за плечами каждой из них. С обеих сторон фильму обеспечивается промоушн-кампания на телеканалах ICTV и "Россия" и гарантируется показ на данных телеканалах". Таким образом, финансовые риски украинской стороны уменьшаются вдвое, а рынок показа фильма увеличивается за счет России.

"Благодаря большему рынку и лучшему состоянию кинопроизводства в стране Россия может реализовывать более амбициозные с коммерческой точки зрения проекты, — полагает Андрей Тюленев, заместитель председателя правления ЗАО "ММЦ-СТБ". — Но также очевидно, что в скором будущем с целью оптимизации затрат производство как минимум сериалов может быть частично перенесено из России в Украину, что, несомненно, даст новый толчок развитию нашей киноиндустрии, собственному кинопроизводству".

Помимо наращивания темпов производства кинофильмов в Украине кооперация украинских и российских телеканалов посодействует узнаваемости украинских актеров в России, а значит, улучшит показатели продаваемости отечественных кинокартин.

"Все актеры второго плана в картинах, снимаемых россиянами здесь, — это украинцы, — говорит Дмитрий Колесников. — И мы ставим перед собой задачу постепенно выталкивать их на главные роли. Примеры выхода в первые эшелоны у нас есть — Алексей Горбунов после работы в "Статском советнике" стал "топовым" актером. В фильмах производства компаний "ФильмUA", "Пропаганда-Хаос", "Профи-фильм" он снимался и в главных, и во вторых ролях".

Александр Богуцкий сетует, что наибольший дисбаланс между украинским и российским телерынками заключается лишь в одном — производстве кино. Если в 2004 г. в России было снято более 300 фильмов, то в Украине — лишь 14. Для исправления ситуации необходим третий шаг, но сделать его самостоятельно украинские кинематографисты не в состоянии.

В парламенте не любят кинематограф

В России кинобум начался в 2001 г., когда Дума освободила кинопроизводителей от уплаты НДС и налога на прибыль. "Для развития кино было бы намного лучше, если бы бремя оплаты НДС перенесли на прокатчиков. Но у них, видимо, более сильное лобби в парламенте", — объясняет Павел Солодько, соавтор сценария блокбастера с рабочим названием "Стоп, революция!", PR-менеджер кинокомпании "ПРЕ-продакшн". Сетует он также на то, что огромной пошлиной в Украине облагается ввоз и без того недешевой кинотехники. В итоге смета фильма неимоверно растет, отпугивая инвесторов.
Чтобы вывезти кинопленку для проявки за границу (из-за отсутствия подобного рода аппаратуры и специалистов в Украине во время съемок фильма приходится раз в месяц везти отснятую пленку в Австрию), необходимо специальное разрешение Кабмина. "В итоге в Украине создана парадоксальная ситуация: кино у нас нет потому, что нет возможностей его создавать, а возможностей нет, поскольку нет и самого кино", — констатирует проблему Павел Солодько.

"Украина — наиболее отсталая в этом плане (законодательной поддержки — прим. "ВД") страна", — вторит ему Влад Ряшин, экс-генеральный продюсер телеканала "Интер" и продюсер телефильмов. — Украинские кинопроизводители находятся в худшем положении, чем производители бетона. Законодательный казус заключается в том, что затраты на кинопродукцию фактически списываются как нематериальные активы в течение нескольких лет, а не переносятся сразу на конечный продукт, как в случае с любым другим товаром или услугой. Когда потенциальные инвесторы узнают об этих нюансах, они хватаются за голову. В итоге приходится придумывать какие-то схемы обхода законодательных препятствий, которым инвесторы обычно не доверяют. Вот почему для инвесторов украинская киноиндустрия малоинтересна".

Влад Ряшин рассказал, что они с Александром Богуцким еще в 2004 г. выступили с инициативой о внесении изменений в Закон "О кинематографии", и Министерство культуры с ними якобы согласилось. Но, ссылаясь на "нехватку времени", полностью переложило решение вопроса на плечи самих "киношников". Те подсуетились, в результате в парламенте появился соответствующий законопроект. Однако документу, пропылившемуся в парламенте более полугода, ход так и не был дан. "Сейчас перспективы этого законопроекта туманны, — говорит Влад Ряшин. — Возможно, не хватило лоббистских усилий. Если мы с Союзом кинематографистов сможем создать новый законопроект, который поддержит Кабмин, его шансы быть принятым будут намного выше. Ведь нынешнее правительство заявило о важности развития отечественного кино".

Если эти инициативы поддержит парламент, в стране может появиться полноценная система кинопроката с множеством залов и конкуренцией между прокатчиками, что позволит ежегодно выпускать около 30 отечественных картин в год. Это станет толчком к созданию дополнительных киностудий и реконструкции существующих. Уже сейчас есть проекты приватизации Одесской киностудии, "Ялта-фильм" также собирается привлечь западные инвестиции и создать хорошую площадку в Крыму, где можно будет вести натурные съемки 10 месяцев в году. Со временем государству придется решать вопрос реконструкции киностудии им. Довженко.

Украинским телеканалам не нужно мешать, им достаточно создать нормальные условия для работы, и тогда продакшн-студии будут снимать украинское кино. У них есть все возможности для этого.

    Реклама на dsnews.ua