• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Чудесное спасение Румынии. Почему Дан победил Симиона

Результаты президентских выборов в Румынии примечательны в двух смыслах. Для нас важно, что проукраинский кандидат обогнал антиукраинского. И кажется чудом то, что ему это удалось

Никушор Дан
AFP
Реклама на dsnews.ua

Секрет Никушора Дана

Фаворитом первого тура 4 мая был лидер крайне правой партии "Альянс за объединение румын" Джордже Симион. Он получил поддержку 3,86 млн румын, то есть 41% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. Его ближайший преследователь, мэр Бухареста Никушор Дан отстал почти вдвое — за него проголосовали 21%, или 1,98 млн человек. Победа Симиона во втором туре выглядела предрешенной. Тем не менее, президентом Румынии избран Никушор Дан. 18 мая его поддержали 53,6%, или 6,17 млн, а Симиона — 46,4%, или 5,34 млн избирателей. За две недели Дану удалось нарастить свой электорат более чем втрое (с менее чем 2 млн до почти 6,2 млн человек).

Откуда взялся этот удивительный результат? Секрет успеха Дана можно сформулировать в двух словах: страх и надежда. Звучит, конечно, очень просто, но на практике это почти невозможная задача: заставить миллионы сограждан испугаться победы твоего конкурента и в то же время вдохновить их долгожданными переменами в случае своей победы. Дану это удалось, и Симион ему помог.

Атмосфера страха

Атмосферу в Бухаресте перед вторым туром зафиксировала американская телекомпания CNN. "Инвесторы занервничали из-за перспективы победы Симиона. После голосования в первом туре властям пришлось отменить аукцион облигаций, а центральный банк распродал валютные резервы, чтобы замедлить падение румынского лея по отношению к евро. Аналитики предупреждают, что победа Симиона в эти выходные может привести к гораздо более драматическому финансовому землетрясению в понедельник", — рассказала CNN в пятницу 16 марта.

Но экономика — не единственная проблема. В репортаже CNN цитируется профессор Оксфордского университета, эксперт по румынской политике Корнелиу Бьола. Он подчеркнул, что в Бухаресте царит страх, которого он не чувствовал десятилетиями, с момента падения кровавого коммунистического диктатора Николае Чаушеску в 1989 году. Этому страху помог сам Симион, когда озвучил угрозы физической расправы в адрес тех, кто в декабре прошлого года "украл победу" у Кэлина Джорджеску, дословно: "с тех, кто организовал государственный переворот, нужно заживо содрать кожу на городской площади".

Конечно, для многих румын, особенно в городах, существенным фактором страха стали ожидания внешнеполитического разворота Румынии от Евросоюза в сторону России (и Трампа). Перед вторым туром в Бухаресте и других городах прошли массовые митинги под флагами Евросоюза и Румынии и лозунгами: "Россия, помни — Румыния не твоя", "Мы хотим, чтобы наша страна шла вперед, а не назад", "Румыния, не забывай, Европа — твой дом".

Реклама на dsnews.ua

Два антисистемщика

Однако страх части румынского общества перед Симионом не был надежным предохранителем от победы этого кандидата. Обычно во втором туре люди выбирают "меньшее зло". Любители жанра альтернативной истории могут представить себе, как развивались бы события, если бы во второй тур с Симионом попал кандидат от правящей коалиции Крин Антонеску. В первом туре Дан опередил Антонеску всего лишь на 87 тысяч голосов. Если бы во втором туре оказались Симион и Антонеску, то многие румыны сочли бы антиевропейскую позицию Симиона "меньшим злом", поскольку им хотелось наказать нынешнюю власть.

Отметим, что уже многие годы политическая ситуация в Румынии обычно сводится к одному из двух вариантов: правят правоцентристы (сейчас это Национальная либеральная партия) или правят те же правоцентристы в коалиции с левоцентристами (сейчас это Социал-демократическая партия). С 2017 года пост премьер-министра занимали, сменяя друг друга, три социал-демократа, затем три национал-либерала, затем снова социал-демократ. Естественно, возник общественный запрос на новые лица.

В прошлом году это проявилось самым драматическим образом. 24 ноября состоялся первый тур президентских выборов, на котором неожиданно для всех румынских партий лидером стал 62-летний любитель Путина, самовыдвиженец Кэлин Джорджеску: он набрал 23%. Власть сумела аннулировать результаты тех выборов, назначить новые выборы и не допустить на них Джорджеску. Но его электоральную нишу занял Симион, чья партия получила второе место на парламентских выборах 1 декабря. В повторном первом туре 4 мая Симион набрал уже не 23%, как Джоржеску, а 41%. Многие избиратели поверили утверждениям Симиона о том, что правящие партии погрязли в коррупции, потому держатся за свои кресла и ради этого отстранили от выборов Джоржеску.

В этой ситуации, если бы кандидат от правящей коалиции Антонеску попал во второй тур, сомнительно, чтобы он смог сделать то, что удалось Дану: нарастить свою поддержку более чем в три раза и обогнать Симиона. В отличие от Антонеску, Дан в глазах румын никак не был связан с правящей коалицией. На посту мэра Бухареста он выступал как оппонент власти, а на выборы президента пошел как беспартийный самовыдвиженец. И в своей кампании он позиционировал себя именно как новое лицо, обещая положить конец коррупции в румынских госучреждениях и восстановить компетентность правительства.

То есть во второй тур вышли два антисистемщика: лидер крупнейшей оппозиционной партии Джордже Симион и беспартийный мэр столицы Никушор Дан. Конечно, это совсем разные новые лица: один — с крайне правыми, антиевропейскими, антиукраинскими, пропутинскими и протрамповскими идеями, другой стоит на реформаторских, проевропейских, проукраинских, антироссийских позициях. Тем не менее, это не означает, что их избиратели — антагонисты. И сторонники Дана, и сторонники Симиона хотят перемен.

"Это ваша победа, — заявил Дан в полночь после выборов перед тысячами людей, пришедших его приветствовать. — Румынии нужны новые люди в политике". У него также было послание сторонникам Симиона, которые к нему настроены враждебно.

"Прежде всего, мое уважение. Эти люди возмущены тем, как в Румынии вершилась политика и как неравномерно распределялось благосостояние в обществе, они возмущены коррупцией, — сказал Дан. — С каким бы уважением я ни относился к ним, пока они не почувствуют, что румынское государство работает и на них, эта враждебность останется. Мы убедим людей, что румынское государство снова начинает работать на них".

Конкуренция надежд

Страх прихода к власти Симиона был сильным мотивом для мобилизации избирателей. В первом туре проголосовали 9,43 млн румын, а во втором — более 11,5 млн. Именно повышение явки более чем на два миллиона избирателей стало решающим фактором.

Но кроме страха был и другой сильный мотив: надежда. Когда румыны говорят о разочаровании правительством, у них есть для этого основания. Например, в 2024 году дефицит бюджета составил около 8,5% ВВП Румынии. Это самый большой дефицит в процентах от ВВП в Европейском союзе. Румыны поверили, что Дан — умный и найдет решение.

"Сначала страх побудил многих из колеблющихся присоединиться к лагерю мэра Бухареста, и только потом пришло сочувствие, — комментирует победу Дана румынская редакция Deutsche Welle. — Он имеет докторскую степень по математике Сорбонны. Обладая обаянием блестящего ученика, победившего на международных олимпиадах, он может вызвать если не восхищение, то, по крайней мере, отсрочку недоверия. За последние недели он продемонстрировал, что понимает экономические механизмы, и обозначил приоритеты своей должности: преодоление дефицита бюджета, безопасность Румынии и борьба с коррупцией".

Симион, конечно, тоже возбуждал надежды у избирателей. Перед первым туром многие клюнули на его обещание построить миллион квартир и продать их народу по 35 тысяч евро (средняя зарплата в Румынии в 2024 году составила 5645 леев, или 1134 евро). Но затем он признал, что это было всего лишь предвыборным ходом, маркетинговой акцией — "иначе мы бы не достигли 41%".

На теледебатах с Даном 8 мая Симион попытался оправдаться. На вопрос Дана, является ли идея с квартирами по 35 тысяч евро маркетинговым ходом, Симион ответил: "Точно так же, как ваш поход в парикмахерскую был маркетинговым ходом". Дан тут же высмеял соперника: "Разница в том, что когда я иду в парикмахерскую, там не стоят десятки тысяч людей в очереди, и я не даю им ложных надежд".

По оценкам румынских медиа, Симион те дебаты проиграл и после этого избегал сталкиваться с Даном в других запланированных теледебатах, а сосредоточился на сольных выступлениях в TikTok. Похоже, его команда старалась держать его подальше от глаз общественности, чтобы он не разочаровывал электорат. Как оказалось, этого не хватило для победы.

Нельзя сказать, что Дан отправил соперника в нокдаун. Он выиграл поединок по очкам: был меньшим злом и дал больше надежд. Ложных или нет — это выяснят румыны в течение ближайших пяти лет.

    Реклама на dsnews.ua