Новый фильм, старая магия. Уэс Андерсон запускает "Финикийскую схему"
На днях наконец появился официальный трейлер нового фильма Уэса Андерсона "Финикийская схема" — первой полнометражной работы самого большого эстета современного кинематографа после "Астероид-сити" 2023-го. Мы рассказываем о будущем фильме Андерсона, который для ценителей является кем-то вроде волшебника от кино – и вспоминаем, какими работами режиссер снискал себе славу

Главную роль в "Финикийской схеме" сыграл Бенисио дель Торо – сотрудничество дель Торо и Андерсона началось недавно, уже в этом десятилетии, когда актер сыграл безумного, свирепого и гениального художника Моузеса Розенталера во "Французском вестнике" 2021-го, самом впечатляющем андерсоновском фильме последних лет. Но дель Торо, любимого киноманами со времен "Обычных подозреваемых" Брайана Сингера и "Страха и отвращения в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама, не было среди звезд актерского состава следующего фильма Андерсона, того самого "Астероид-сити" — фильма, который несколько разочаровал тех, кто уже привык к тому, что Уэс Андерсон бесперебойно снабжает публику шедеврами.
Дель Торо вернулся – и, если судить по трейлеру, шикарный костюм преуспевающего делового человека середины прошлого века идут актеру так же, как арестантская роба, в которой герой дель Торо вынужден был ходить во "Французском вестнике". Его нынешний персонаж, некто Жа-Жа Корда – один из богатейших бизнесменов Европы, сколотивший огромное состояние на самолетах и торговле оружием. Корда выжил в шести ужасных авиакатастрофах – и теперь задумался о том, кому же оставить свою империю.
По сюжету, герой Дель Торо решил лишить наследства девять своих сыновей – между тем, семейное дело должно достаться его единственной дочери Лизл (24-хлетняя Миа Триплтон, дочь Кейт Уинслет, новичок в киномире Уэса Андерсона). Но дело осложняется тем, что Лизл – монахиня, которая со своим любящим отцом не общается уже долгие годы. По сюжету, Жа-Жа Корда собирается водить за нос сильных мира сего и между делом налаживать отношения с дочерью.
Титры фильмов Андерсона традиционно пестрят звездными именами, для многих актеров, которые впервые снимались у режиссера, участие в его проекте – сродни опыту съемок у именитого фотографа, удовлетворение любопытства насчет того, как именно будет выглядеть появление в кадре. В этот раз компанию дель Торо составят Том Хэнкс, Бенедикт Камбербэтч и Скарлетт Йоханссон. Кроме этого — Билл Мюррей (очень давний единомышленник режиссера), Шарлотта Генсбур (еще одна новая гостья на площадке у Андерсона, остается только удивляться, почему так долго режиссер, известный франкофил, не приглашал в свои проекты дочь Сержа Генсбура и Джейн Биркин), а также Джеффри Райт.
Да, Андерсон упоминал о сценарии "Финикийской схемы" еще в 2023-м – на пресс-конференциях, связанных с "Астероид-сити". Съемки проходили в Германии в прошлом году – и давних поклонников режиссера может насторожить и даже огорчить тот факт, что на этот раз Андерсон не сотрудничал со своим неизменным оператором Робертом Йоменом. Йомен, который номинировался на "Оскар" за свою операторскую работу в бесспорном шедевре Андерсона 2014-го года "Отель "Гранд Будапешт", многими воспринимался как "серый кардинал" на площадке, главным ответственным за все то визуальное великолепие, присущее фильмам Уэса.
Йомен известен любовью к работе со старой доброй кинопленкой, анаморфотным объективам и мягкому, приглушенному освещению – теперь же его заменил французский оператор Брюно Дельбоннель, в свое время снявший "Амели". Что ж, судя по тому, что мы видим в трейлере, расстраиваться нет причин – фирменный визуальный стиль андерсоновских фильмов налицо, из чего можно сделать вывод, что именно Андерсон, а вовсе не Йомен, был главным создателем "картинки" своих фильмов.
Теперь остается надеяться на то, что "Финикийская схема" будет шагом вперед для Андерсона – ну или хотя бы в сторону от "Астероид-сити", хотя даже возврат к уровню "Отеля "Гранд Будапешт" или "Французского вестника" будет восприниматься как топтание на месте, каким бы живописным и захватывающим это место не было.
Что же не так с "Астероид-сити", картиной 2023-го года, которая могла похвастаться участием, помимо Хэнкса и Йоханссон, Тильды Суинтон, Эдварда Нортона, Эдриена Броуди и Марго Робби? Дело в том, что в борьбе между формой и содержанием в своих фильмах перфекционист и неисправимый эстет Андерсон всегда был тем самым арбитром, который не допускал существенных перевесов в пользу одной из сторон. Безусловно, к написанию сценариев своих картин режиссер относится так же скрупулезно и дотошно, как к построению визуального ряда – в конце концов, Андерсон дважды номинировался на "Оскар" именно как сценарист. Но история, рассказанная в "Астероид-сити" в фирменной андерсоновской манере, оставляла, по большому счету, зрителя равнодушным – несмотря на присутствие таких непременных атрибутов повествований Андерсона, как неполноценная семья (с тем не менее трогательными внутрисемейными отношениями) и один-другой очаровательный чудак со странностями и талантами, достойными восхищения и изучения.
И если уж получилось так, что история создания пьесы драматургом Конрадом Эрпом (Нортон) и сама пьеса (действие которой происходит в вымышленных ретрофутуристических пятидесятых годах в расположенном среди пустыни Астероид-сити, на съезде юных астрономов), не задевала зрителя за живое – то и обычного идеального визуального ряда оказалось недостаточно. Более того, то что Андерсон так неуклонно, с предельной точностью следует собственноручно выведенной формуле, на этот раз не радовало – наступило время для разговора о творческом кризисе.
Что интересно – в том же году, только позже, режиссер представил публике еще несколько своих работ, на этот раз короткометражек, снятых по рассказам Роальда Даля. И магия снова заработала самым безотказным образом – литературная основа сценариев благодаря британскому мастеру прошлого века была более чем крепкой. От фильмов Андерсона, особенно это касалось сорокаминутной картины "Чудесная история Генри Шугара" с Беном Кигсли, Бенедиктом Камбербэтчем и Рэйфом Файнсом, снова повеяло знакомым очарованием.
Остальные три картины – "Лебедь", "Крысолов" и "Яд" тоже были хороши, и пока сюжет трогал не только ум зрителя, но и то, что находится в грудной клетке, маниакально точное соблюдение Андерсоном собственной рецептуры не вызывало никаких нареканий. Кстати, это было не первое обращение Андерсона к Далю – режиссер уже поставил в 2009-м великолепный мультик "Фантастический мистер Фокс", один из нескольких своих анимационных опытов.
А что касается короткометражек, то одна из лучших работ Андерсона в его фильмографии – это бесконечно чувственный и волнительный тринадцатиминутный "Отель "Шевалье", в котором компанию герою Джейсона Шварцмана в номере парижской гостиницы составила героиня Натали Портман. Короткометражный фильм служит прологом для прекрасной картины "Поезд на Дарджилинг" 2007-го года, но к нему вполне можно относиться как к самостоятельному произведению.
Когда Уэс Андерсон еще не был тем самым Андерсоном
Всегда ли Андерсон был таким одержимым "картинкой", тщательно выстраиваемой, подобно театральным декорациям? Надо сказать, знаменитая манера режиссера, позволяющая узнавать его фильмы буквально и без преувеличений по одному-единственному кадру, появилась далеко не сразу. Есть мастера, вроде Квентина Тарантино с его "Бешеными псами", чья эстетика и почерк были уже полностью сформировавшимися во времена дебюта – но Уэс Андерсон принадлежит к более многочисленной когорте выдающихся режиссеров, от Скорсезе до Джармуша, манера которых становилась "фирменной" и узнаваемой постепенно.
Первая полнометражная режиссерская работа 26-тилетнего на тот момент Уэса, фильм "Бутылочная ракета", вышел на экраны в 1996-м – и несмотря на операторскую работу уже упомянутого Роберта Йомена, снявшего последующие картины Андерсона, не имел ничего общего с тем, с чем пришлось столкнуться зрителю в визуальном смысле уже в двадцать первом веке. Да и сама история, хоть и рассказанная под забавным углом, была преимущественно криминальной, приземленной – и совершенно непохожей на те сказки для взрослых, которые стали получаться у Андерсона позже.
Вторая картина Уэса вышла через два года – и "Академия Рашмор" ("Rushmore") могла бы считаться вполне классическим произведением Андерсона-режиссера, если бы он не затмил сам себя (и не изобрел себя заново) в 2001-м, когда миру была явлена "Семья Тененбаум" ("The Royal Tenenbaums").
"Семья Тененбаум"
Это уже был тот самый Уэс Андерсон. И пусть можно было говорить о влиянии Луи Маля с его "Шумом в сердце" и "Затухающим огоньком", шедевре Жана-Пьера Мельвиля "Ужасные дети", даже великом Орсоне Уэллсе и "Великолепных Эмберсонах", даже о Сэлинджере и "Над пропастью во ржи" (если речь заходила о том, как история подавалась с помощью голоса за кадром) — все это были всего лишь разговоры для высоколобых синефилов. Обычный зритель видел настоящее, ни с чем не сравнимое чудо на экране – и глаза его не обманывали, Уэс Андерсон был единственным в своем роде.
Все эти бесконечные зумы камерой внутри сцены, чуть ли не преклонение перед симметрией, особенная цветовая палитра – характерные технические детали, но для того, чтобы стать большим поклонником того, что и как снимает Уэс Андерсон, необязательно в них разбираться. Если вы хотя бы раз в жизни переставляли предметы на столе или в комнате таким образом, что обычная обыденная картина вдруг начинала играть свежими красками и жить новой жизнью, Уэс Андерсон – ваш режиссер, и вы поймете, каким образом он с помощью красоты и порядка борется с хаосом и ужасом этого мира.
Актеры Андерсона
А теперь об актерах. Дебютная "Бутылочная ракета" Андерсона кроме братьев Оуэна и Люка Уилсонов могла похвастаться участием одной из звезд "Крестного отца" Джеймса Каана – но это только начало. В "Рашморе" главные роли сыграли Джейсон Шварцман, Оливия Уильямс и Билл Мюррей (именно благодаря Андерсону в тот период Мюррей начинал приобретать репутацию актера, готового сниматься не только в мейнстримовых картинах, но и у "независимых" режиссеров в их рискованных проектах). А вот одним из первых актеров, давших согласие на съемки в "Семье Тененбаум" был уже вполне легендарный и маститый к тому времени Джин Хэкмен – не без труда со стороны Андерсона и настойчивых уговоров своего агента, разбиравшегося в современном "авторском" кино.
Семидесятилетний на то время Хекмен часто понятия не имел, что от него требует этот юный хулиган Уэс. Но его появление в кино в роли авантюрного главы семейства из Нью-Йорка по фамилии Тененбаум украсило не только картину Андерсона, но и фильмографию самого Хекмена — и без того богатую на исключительные работы. После того, как стало известно, что легенда Голливуда снимается в проекте, Андерсону уже не составило больших усилий заполучить к себе в картину Анжелику Хьюстон, Гвинет Пэлтроу, Бена Стиллера и Дэнни Гловера – ну а братья Уилсон и Билл Мюррей вернулись уже по старой дружбе.
С тех пор это стало традицией – все фильмы Андерсона, начиная с "Семьи Тененбаум" и следующей великолепной картины "Водная жизнь со Стивом Зиссу" (2004-й год), могли похвастаться сногсшибательным актерским составом. При этом зритель неизменно открывал для себя совершенно неожиданные стороны, казалось, уже вдоль и поперек изученной звезды – к своему большому удовольствию и не меньшей радости самой знаменитости.
Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Рэйф Файнс, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Фрэнсис Макдорманд, Бенисио дель Торо, даже Брюс Уиллис в "Королевстве полной луны" (2012-й год) – у всех них, оказавшихся на площадке у Андерсона, открывалось второе дыхание и киноселебритис с большим энтузиазмом спешили доказать, что еще способны приятно удивить.
Андерсон и музыка
Отдельный разговор – музыка в фильмах Уэса Андерсона. Редко кому удается в кино так точно использовать песни и оркестровую музыку, дополняя происходящее на экране – в нужный момент, в нужную долю секунды придавая смысл и создавая необходимое настроение, а иногда даже и новое измерение.
Меломан Андерсон часто обращается к поп-классике середине шестидесятых или начала семидесятых, иногда выбирая несколько песен одного и того же музыканта или группы – как в случае, например, с композициями группы "The Kinks" из альбома "Lola" для "Поезда на Дарджилинг". В "Водной жизни" морское путешествие главных героев сопровождают песни Дэвида Боуи – причем не только в авторском исполнении за кадром, но и непосредственно в сценах фильма. Роль одного из матросов играл бразильский музыкант Сеу Жоржи – именно он пел классику Боуи на португальском языке, примостившись с акустической гитарой где-нибудь на палубе. Исполнение было очаровательно непосредственным – и сам Боуи оказался в полнейшем восторге.
Каким именно саундтреком порадует нас грядущая "Финикийская схема", пока неизвестно (совершенно точно там будет музыка французского кинокомпозитора Александра Деспла, давнего соратника Андерсона) – но премьеру картины ждем уже в конце мая.