О любви и коренастом Бычке. Был ли маршал Малиновский потомком "Подольского Калиостро"
Настоящая биография одного из "Маршалов победы" окутана тайной. Но народные предания позволяют заподозрить связь с одним из самых знаменитых мистиков Европы

В прошлом году в Киеве увидела свет книга автора этого материала "Тадей Грабянка — король иллюминатов", посвященная выходцу из села Остапковцы, что в Хмельницкой области, знаменитому мистику XVIII века, которого еще в начале ХХ века многие исследователи считали "тем самым" графом Калиостро.
Наверное, мятежный дух Грабянки очень хотел, чтобы о нем вспомнили и на родине, поэтому работа над этим исследованием сопровождалась разными мистическими совпадениями. И первое из них – то, что работа над справкой о мистике, которая впоследствии переросла в книгу, началась 6 октября 2022-го – в 215-ю годовщину со дня его смерти. А когда книгу уже напечатали, душа Грабянки подарила еще одну историческую загадку, достойную отдельного романа или даже экранизации.
Все началось со случайной встречи со старожилом Остапковцев Сергеем Ивасюком. О Грабянке он никогда не слышал, но очень интересовался пани Залесской, последней помещицей села. Помимо привычного набора известных подольским краеведам басен он рассказал и историю, изначально показавшуюся сказкой или фантастической легендой. Но после проверки информации есть основания утверждать, что она может быть и правдой.
Как деревенская байка стала поводом для исследований
Начало этой истории – целиком в ключе романтической драмы. У графини была дочь-красавица. А на службе она держала молодого человека, который отвечал за сохранение панского леса. Должность, разумеется, была "собачьей", слабаков на таких не держали, так что хлопец был ничего себе. Такой сельский Геракл.
Далее – классическая фабула эталонного женского романа. Хрупкая юная графиня по уши влюбляется в коренастого панского лесничего. Тот отвечает взаимностью, срывает цветок любви… Итог закономерен.
Когда графиня узнала, что дочь ждет ребенка, то даже занемогла. А когда поправилась, то мигом спровадила кровинку с будущим внуком к знакомым куда-то на юг Подолья. Потому что незаконный ребенок в те "викторианские" времена был позором, а тут еще и папа даже не шляхтич, а простой селюк.
Согласно рассказу Сергея Ивасюка, потомок графини и лесного сторожа со временем сделал блестящую военную карьеру, стал одним из "Маршалов Победы", а впоследствии, на протяжении почти десятилетия занимал должность министра обороны СССР. И если это правда, то маршал Родион Малиновский, возглавлявший советское Минобороны в 1957–1967 годах, может быть… прямым потомком графа Фаддея Грабянки и простого хлопа из Остапковцев.
"Как на самом деле звали того лесничего, я не знаю, – рассказывал старожил из Остапковцев. – Все называли его уличным именем "Бычок". И действительно "бычок" – под два метра высотой, коренастый, широченные плечи… Я его помню, когда ему уже за семьдесят лет было. Но и тогда он был ого-го! Им детей пугали: "Будешь плохо себя вести, Бычок в сумку заберет!" Потому что ходил тот Бычок всегда с огромной сумкой через плечо".
Также в селе рассказывали, что когда Бычок выпивал лишнего, то любил рассказывать, что у него в Москве есть сын, и на такой высокой должности, что никому и не снилось. Но встречаться с ним ему нельзя. Зато люди болтали, что это сам маршал Малиновский, на которого тот Бычок был похож, как вылитый.
"В конце 1950-х я с мамой побывал в Хмельницком, тогда еще Проскурове. Гуляли по парку. Аж гдядь – портрет! Я и говорю маме: "О, смотри, наш Бычок!" А то оказался маршал Малиновский", – вспоминал Ивасюк.
Знатная тайна советского маршала: "за" и "против"
Обычно подобные легенды и предания ничем не подтверждены, так что рассказ был воспринят более чем скептически. Но после проверки услышанного по поводу этого недоверия возникли сомнения. И что-то сказать наверняка в этой истории не выходит. Есть информация как в пользу версии о происхождении советского маршала из графского рода Грабянок, так и против нее. Начнём с того, что "за".
То, что Родион Малиновский является безотцовщиной, – известный факт биографии военачальника. А вот в отношении его матери информация запутана. Согласно "канонической" биографии, мать маршала была батрачкой и зарабатывала на жизнь тяжелым трудом. Собственно, как и должно быть у матери пролетарского полководца. Ну, не графиней же ей быть.
Однако бывшая жена маршала Лариса Малиновская, уже после развода, в доносе в КГБ писала, что мать советского военачальника за "проклятого царизма" отнюдь не перебивалась крохами, как он писал в автобиографии, а была экономкой в имении знаменитого графа Гейдена в с. Сутиски в Тивровской волости Винницкого уезда. И "даже имела собственный выезд" — то есть, по крайней мере, пару лошадей, какую-то бричку и конюха с извозчиком. Это как сейчас автомобиль премиум-класса с личным водителем.
И это не всё. На время пребывания в имении графа Гейдена женщина носила фамилию Залесная, то есть русифицированный вариант польской фамилии Залесская. А практика русификации имен и фамилий была чрезвычайно распространена как при царизме, так и в СССР. Так что Варвара Залесная вполне могла когда-то быть Барбарой Залесской.
Соответственно, можно предположить, что именно к графу Гайдену графиня Залесская и отправила дочь с бастардом. А та, чтобы не быть полной нахлебницей, стала экономкой имения своего патрона.
Но есть факты, вызывающие свидетельство против этой версии. В частности, в народных преданиях упоминается исключительно "графиня Залесская" (без имени). Под это определение подпадает как внучка мистика Мартина Грабянка, после женитьбы – Залесская (1820–1913), так и ее дочь Мария-Гелена Залесская (1863–1942). Чьей дочерью могла быть гипотетическая мать маршала – непонятно.
Польский туман биографии Малиновского
Найти упоминания о дочери что Мартины, что Марии-Гелены в генеалогических справочниках не посчастливилось. Впрочем, не исключено, что они не полны – многие метрические книги исчезли в бурные "послереволюционные" годы. Тем более что покрытка, которая еще и нагуляла ребенка от простого селянина, была позором рода, и ее могли просто не вспоминать, вычеркнув из состава фамилии.
А вот относительно тумана, окутавшего историю рождения будущего маршала, как раз все понятно. Делать карьеру в коммунистической России, обладая мамой – польской графиней, было проблематично. За такой факт биографии в 1930-х годах и расстрелять могли. Тем более что в период между мировыми войнами именно "панская" Польша была главным врагом СССР. Но не исключено, что в Москве о чем-то догадывались. Возможно, именно учитывая возможное польское происхождение Родиона Малиновского, отстранили от участия в Польском походе Красной армии 1939 года.
Пока не удается уверенно утверждать, что маршал Малиновский является потомком знаменитого короля иллюминатов Авиньона и простого хлопца из Остапковцев. Однако и отрицать эту гипотезу тоже не стоит. А значит, есть еще одна историческая загадка, связанная с Городещиной и знаменитым подольским мистиком, слава которого разлетелась далеко за пределы края.