Для тех,
кто не делает
поспешных выводов

Science News: Почему наше Солнце бездельничает?

Воскресенье, 17 Мая 2020, 12:00
Низкая магнитная активность Солнца может говорить о том, что наша звезда переживает "кризис среднего возраста"
Фото: NASA

Лиза Гроссман в статье для Science News обратила внимание на последние исследования о низкой, по сравнению со схожими звездами, магнитной активности Солнца.

Похоже наше Солнце может быть магнитным бездельником.

Астрофизики в журнале Science 1 мая сообщили, что, исходя из списка аналогичных Солнцу звезд, наша звезда менее активна. Что может служить подтверждением теории о том, что Солнце пребывает в "кризисе среднего возраста", переходящим в более размеренную фазу его жизни. Ну или альтернативное предположение: магнитное поле Солнца сейчас сильнее, чем в далеком прошлом.

"Наше Солнце потенциально может стать столь же активным, как и другие звезды", - считает астрофизик Тимо Рейнхольд из Института Макса Планка по исследованию Солнечной системы (Геттинген, Германия).

Магнетизм звезд может вызывать вспышки и выбросы корональной массы, что, в свою очередь, приводит к хаосу на орбите планет. Когда выбросы вещества Солнца достигают Земли, они могут вывести из строя спутники, отключают электросети и в то же время благодаря им можно наблюдать красивое северное сияние. Зная о том, как работает магнитное поле Солнца, можно получить ключ к прогнозированию таких вспышек.

Магнитные поля также могут обуславливать появление на поверхности звезды темных и ярких пятен, известных как факелы. По мере изменения магнитной активности, они также меняются, как и яркость самой звезды.

Астрономы отслеживают солнечный магнетизм по этим элементам на поверхности с тех пор, как Галилей направил свой телескоп на Солнце в 1610 г. Хотя магнитная активность Солнца то увеличивается, то уменьшается каждый 11-летний цикл, наша звезда все же всегда была довольно спокойной все то время, что люди наблюдают за ней. Обнаруженные в древесных кольцах и ледяных кернах некоторые радиоактивные элементы позволяют предположить, что один общий цикл магнитной активности остается неизменным последние 9 тыс. лет.

Ввиду того, что другие звезды расположены очень далеко, до 2009 г., когда был запущен в работу телескоп Kepler, обнаружить незначительные изменения их яркости было очень сложно. Телескоп благодаря зафиксированной частоте мерцания звезды во время вращения планет смог выявить экзопланеты. И полученные данные содержат огромный массив информации о других изменениях яркости звезд.

Чтобы сравнить яркость Солнца с другими звездами из ее "семьи" в период с 2009 по 2013 г., Тимо Рейнхольд и его коллеги изучили звезды, чьи возраст, гравитация, химический состав и температура аналогичны солнечным. Ученые также искали звезды со скоростью вращения, как у Солнца, - примерно раз в 24 дня.

Не каждый период вращения звезды можно было зафиксировать, поэтому команда Рейнхольда разделила звезды на две группы: 369 "похожих на Солнце" с периодами вращения от 20 до 30 дней и 2898 "псевдосолнечных" звезд, период вращения которых определить невозможно.

Что удивительно, магнитная активность звезд, период вращения которых не определен, была ниже - как у Солнца. В то время как раз звезды с аналогичным солнечному периоду вращения были в пять раз активнее.

По словам Рейнхольда, либо со звездами что-то не так, либо Солнце может проходить через периоды серьезных изменений его яркости и, следовательно, магнитной активности. Возможно, "за последние 9 тыс. лет Солнце так и не раскрыло весь потенциал своей активности, - говорит он. - Солнцу 4,5 млрд лет; 9 тыс. лет - просто мгновение".

По словам астронома Трэвиса Меткалфа из Института космических наук в Боулдере (штат Колорадо, США), еще одно объяснение этого открытия можно найти в теории о том, что вращение звезд может замедляться из-за изменения среднего магнитного поля.

Многие астрофизики полагают, что по мере старения яркость большинства звезд ослабевает, а вращение замедляется. Однако в 2016 г. Меткалф и его коллеги сообщили, что Kepler обнаружил звезды, которые для своего преклонного возраста вращаются уж слишком быстро. Ученые предположили, что замедление вращения звезд "среднего возраста" может остановиться и что Солнце в настоящее время как раз переживает этот этап.

Новые данные "могут быть лучшим доказательством того, что Солнце находится в разгаре магнитного кризиса среднего возраста", считает Меткалф. Гиперактивные звезды из выборки Рейнхольда, похоже, несколько моложе Солнца и потому, возможно, еще не прошли свою магнитную трансформацию. А Солнце и другие "спокойные" звезды, вероятно, уже да.

"В любом случае это очень интересно", - заключил Меткалф.

Больше новостей об общественных событиях и социальных проблемах Украины читайте в рубрике Общество