Возраст - не помеха. Почему Пачино, Хопкинсу, Фримену еще рано идти на пенсию
На днях 85-тилетний Аль Пачино стал первой кинозвездой, встретившейся с новоизбранным папой Львом XIV – правда, не с глазу на глаз, а в составе съемочной группы фильма "Maserati: The Brothers" ("Братья Мазерати"), съемки которого все еще идут полным ходом в Италии. Между тем, Пачино остается далеко не единственной кинолегендой, которая пренебрегает такой уважаемой, но вместе с тем печальной вещью, как "почтенный возраст". Мы вспоминаем о том, чем Пачино и другие его активные звездные коллеги далеко не первой молодости занимались в последнее время

Пачино уже не в том возрасте, чтобы играть одного из братьев Мазерати, создателей компании, производящей спортивные автомобили – ведь будущий фильм рассказывает о том времени, когда братья Альфьери, Эрнесто и Биндо были молодыми, задорными и жаждущими успеха. Но старина Аль вполне еще в состоянии с блеском войти в тот образ, в котором он преимущественно появляется на экране в последние лет 5-6 — как правило, это солидный и ушлый дедушка в дорогом костюме, обладающий не только большими средствами, но и остроумием и артистизмом.
В биографической спортивной драме Роберта Мореско Пачино играет роль бизнесмена Винченцо Ваккаро, человека, который был достаточно дальновидным для того, чтобы стать инвестором для братьев Мазерати в самом начале их большого пути. Что-то подобное мы впервые увидели в 2019-м, в последнем на сегодняшний день фильме Квентина Тарантино "Однажды в Голливуде". Тогда экранный герой Пачино, всеми уважаемый голливудский агент Марвин Шварц, мог до слез и истерики довести персонажа, которого изображал Леонардо Ди Каприо – актера Рика Далтона, переживающего не лучшие времена. Дело происходило в 1969-м – и сам Пачино наверняка прекрасно помнит этих дядь при галстуке и в очках с роговой оправой, которые могли быть до тошноты обаятельными, испытывать к звездам отцовские чувства, знать обо всем на свете и рассматривать киноиндустрию как свою собственную площадку для игры в гольф. Потом великий актер снова примерял на себя подобный образ – и не единожды.
Ну а в том же 2019-м, уже будучи на пороге 80-тилетия, Пачино сыграл одну из самых сложных (и одну из самых недооцененных) ролей в своей карьере – Джимми Хоффу в картине "Ирландец", мегапопулярного в Штатах лидера профсоюза дальнобойщиков. Хоффа был одним из самых противоречивых фигур того времени – в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века. Уважение простых работяг-водителей, связи с гангстерами, таинственное исчезновение в 1975-м – все это складывалось в непростой пазл, центральный элемент которого Пачино играл с присущим ему остервенением и в то же время вальяжностью.
Фильм снял Мартин Скорсезе – странно, но две американские кинематографические легенды итальянского происхождения тогда впервые работали вместе. Сыграв Хоффу, Пачино был номинирован на "Оскар" как лучший актер второго плана – но статуэтку не выиграл. Видимо, академики в начале этого десятилетия посчитали, что статуэтки, которую Пачино получил за "Запах женщины" еще в девяностых, оказалось для него достаточно – учитывая еще и многочисленные номинации. С тех пор, положа руку на сердце, актер не сыграл ничего более впечатляющего – но Пачино успешно и с удивительным постоянством продолжает копаться в образе успешного предпринимателя со своим собственным, всегда окупаемым и прибыльным, взглядом на жизнь.
Таким Пачино был в роли Альдо Гуччи – в отличном байопике Риддли Скотта 2021-го года "Дом Гуччи", таким он являлся зрителю во второй режиссерской работе Джонни Деппа "Моди: Три дня на крыльях безумия", рассказывающей об одном из загулов итальянского художника Амедео Модильяни – что ж, сцена с Пачино была едва ли не лучшей в фильме Деппа. "Моди" вышел на экраны в 2024-м, и актер оказался все таким же убедительным в роли демонического искусителя, как в хитовом "Адвокате дьявола" девяностых годов – и даже более рассудительным, чем бывал иногда его Майкл Корлеоне в культовой трилогии "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы.
Вот персонаж Пачино, коллекционер и меценат Морис Ганья – он убеждает нищего, но не чуждого гордости и даже тщеславия Модильяни (Риккардо Скамарчо) в том, что его картины стоят не больше 60 франков – потому что никто не захочет просыпаться под "этими мертвыми глазами". С другой стороны, он готов купить скульптуру Модильяни хоть за 20 тысяч – но оказывается в совершенном недоумении, услышав твердый отказ.
Герой Пачино все-таки сохраняет лицо, пока экранный Модильяни в очередной раз демонстрирует свою жертвенность – и еще несколько минут зрителю хочется, чтобы мир был таким простым и понятным, каким нарисовал его именно мсье Ганья. Потом Пачино поддается воле сценаристов и режиссера Деппа – он уходит в тень, Модильяни тем временем остается верным своим принципам, но экран при этом тоже заметно тускнеет.
Да, Пачино своим появлением в кадре и в самом деле облагораживал некоторые фильмы в последние годы – например, в этом случае нельзя не вспомнить режиссерский опыт еще одного замечательного актера, а именно Майкла Китона. Речь идет о фильме "Нокс уезжает" ( "Knox Goes Away"), вышедшем на экраны в 2023-м. Действие этого крепко сколоченного криминального триллера происходит в наше время – именно поэтому герой Пачино, некто Ксавье Крейн, выступающий в роли престарелого наставника и гуру наемного убийцы Джона Нокса, должен быть еще и в меру эксцентричным, а не просто воплощением мудрости и хватки. Так что Ксавье, которому по сценарию почти 90, одновременно принимает ванную, ест что-то из восточной кухни, опуская палочки в картонную коробку – и транслирует нравоучения в адрес героя Китона. Редкой формой деменции, кстати, страдает именно он – а вовсе не Ксавье Крейн.
Были и исключения – например, фильм "Американская предательница" 2021-го. В этой картине о том, как в Штатах в сороковых судили печально известную Милдред Гилларс (она же Аксис Салли, женщина, ставшая рупором нацистской пропаганды во время Второй мировой), Пачино сыграл адвоката, защищавшего главную героиню. В его персонаже Джеймсе Лафлине совершенно не было лоска, но зато наблюдался пыл, который, оказывается, Пачино сохранил еще со времен фильма "Правосудие для всех" конца семидесятых. Его игра, так или иначе, была единственным достоинством картины – провальной во всем остальном. Таким же украшением был Пачино и в совсем недавнем хорроре "Ритуал" — в котором, вообще-то, мог себе позволить и вовсе не сниматься.
Тем не менее, кроме "Братьев Мазерати", большая надежда остается еще и на будущий фильм "В руке Данте", который закончил снимать превосходный режиссер Джулиан Шнабель. Именно он ответственен за едва ли не лучшие байопики о художниках в истории кино, "Баския" 1996-го года и "Ван Гог", вышедший на экраны в 2018-м.
В новом фильме будут присутствовать две сюжетные линии – уже сейчас ясно, что Пачино не играет ни самого Данте Алигьери в процессе написания "Божественной комедии", ни нью-йоркских контрабандистов наших дней. Но наверняка для маэстро придержали роль, без которой фильм не следовало было и затевать – как показывает практика последних лет.
Энтони Хопкинс
Энтони Хопкинсу, одному из самых почитаемых актеров нашего времени, уже 87 – но почтенный валлиец пока не собирается навсегда уходить со съемочной площадки. В двадцать первом веке Хопкинс сделал не меньше, чем в прошлом столетии – и многие его роли последних лет впечатляли не меньше, чем прошлые достижения. Кстати, Хопкинс тоже снимается вместе с Пачино в "Братьях Мазерати", в роли еще одного инвестора, банкира Луки Антонелли – но актер не был замечен на аудиенции с новым папой, хотя блестяще сыграл понтифика в картине "Два папы" 2019-го года.
Тот фильм бразильца Фернанду Мейреллиша был тепло принят публикой и критикой – но только сейчас, когда "Двух пап" можно сравнить с недавним "Конклавом", стали по-настоящему очевидны достоинства этой картины. Оказывается, еще каких-то шесть лет назад можно было усадить перед камерами Хопкинса, который изображал Бенедикта XVI, поставить рядом с ним Джонатана Прайса (помните "Бразилию" Терри Гиллиама?), играющего будущего папу Франциска – и просто дать зрителю наслаждаться захватывающим дух актерским дуэтом, как в театре.
В "Конклаве" не было ни этого юмора, ни теплоты, ни спонтанности – Хопкинс же с присущей ему многоликостью изображал как непреклонного старца, носящего папский перстень, так и просто пожилого человека, которому необходимо выговориться и поиграть на пианино. И это тот самый человек, который когда-то сыграл самого жуткого маньяка в истории кино – Ганнибала Лектера в "Молчании ягнят"?
Конечно же, как и Пачино, Хопкинс в последние годы мог играть только стариков – но какими же разными были эти киношные дедушки в исполнении мастера. Хопкинс мог сыграть Зигмунда Фрейда (без остатка растворившись в своем герое) в недооцененной картине "Последний сеанс Фрейда", а мог и пойти на риск, сыграв человека, разрушаемого деменцией – и оказаться в выигрыше. Да, за роль в фильме "Отец" Флориана Зеллера Хопкинс получил свой второй "Оскар" в 2021-м году – это был как раз тот случай, когда актер и в самом деле заслуживал награды, восторгов и уважения за сделанную работу.
Напомним, главный герой, которого тоже зовут Энтони, является жертвой деменции – вместе с ним страдает его дочь, вместе с ним страдают и зрители. "Отец" отличался виртуозной режиссурой. Тот, кто смотрел кино, одновременно наблюдал за происходящим на экране глазами растерянного и напуганного старика – и с позиции тех, кто реагирует на его невменяемость соответственно с размером своего сердца. Это был очередной актерский триумф Хопкинса – через "каких-нибудь" сорок лет после "Человека-слона" Дэвида Линча, через тридцать лет после "Молчания ягнят" и "Отстатка дня".
Кстати, этой весной Хопкинс вернулся к образу маньяка с большими претензиями – в картине "Запертый" ("Locked") Дэвида Яровески. И пусть маэстро появляется только в последние полчаса экранного времени, зритель смог убедиться в том, что Хопкинс может изображать не только впавших в детство пенсионеров, но и многофункциональных исчадий ада того же возраста.
За три года до 90-летнего юбилея Хопкинс не собирается останавливаться — кроме "Братьев Мазерати", актер только что закончил сниматься в картине "Глаза в деревьях", очередной попытке экранизировать книгу "Остров доктора Моро" Герберта Уэллса. А еще – в феврале этого года начались съемки черной комедии "Жена и собака", командует на площадке всем известный Гай Ричи. Это первый опыт сотрудничества Ричи и Хопкинса – компанию именитому актеру составляют звезды помоложе, а именно Бенедикт Камбербэтч и Розамунд Пайк.
Морган Фримен
Нет, мы не собираемся советовать Моргану Фримену в его 88 уходить на заслуженный отдых. Но актер, который когда-то отвечал за все, что происходило в самой сердцевине таких общепризнанных шедевров, как вестерн "Непрощенный" Клинта Иствуда или "Побег из Шоушенка" Фрэнка Дарабонта, в последние годы мог бы и более тщательно относиться к выбору ролей.
В самом деле, если не считать работ в сериалах "Метод Комински" и "Спецоперации: Львица", то, в чем снимался в последнее время Фримен, представляет собой уж если не явный мусор, то нечто, не дотягивающее даже до среднего уровня.
"Ядовитая роза" 2019-го года? Кладбище надежд для поклонников Джона Траволты и Фримена. "Афера по-голливудски", вышедшая на экраны в 2020-м? Если это была комедия – то совершенно беззубая, а если фильм задумывался как издевка над киноиндустрией, то зритель этого не заметил. В 2023-м году вышел триллер "Ритуальный убийца" Джорджа Галло – режиссер явно пытался сделать что-то по чертежам и рецептам культового "Семь" Дэвида Финчера. Но даже имея в своем распоряжении Фримена, готового еще раз сделать то же, что и тридцать лет назад, Галло сел в лужу – фильм стал просто неуклюжей попыткой сыграть на ностальгических чувствах повзрослевшей и постаревшей аудитории девяностых.
При этом во всех этих картинах Морган Фримен оставался самим собой – актером с харизмой того типа, которая заставляет зрителя проникнуться уважением к его герою, будь он на самом деле пустым местом или действительно гигантом духа. На осень запланирована премьера третьей части франшизы "Иллюзия обмана", Фримен снова сыграет бывшего фокусника Таддеуша Брэдли – но вряд ли стоит ждать больших сюрпризов от еще одного фильма с ограблением в центре сюжета.