• USD 41.6
  • EUR 45.3
  • GBP 53.9
Спецпроекты

Горячая Гренландия. Как Трамп взбудоражил мечты островитян о самостоятельности и чем это закончится

На выборах в Гренландии победили сторонники независимости от Дании. Как дальше будут развиваться события вокруг острова, на который положил глаз Дональд Трамп?

В Гренландии прошли парламентские выборы
В Гренландии прошли парламентские выборы
Реклама на dsnews.ua

Как посягательства Трампа помогли победе сторонников самостоятельности

Трамп предлагал Дании купить у нее Гренландию еще в первую свою каденцию, но получил от ворот поворот. А за месяц до второй инаугурации 47-й президент заявил: "Для целей национальной безопасности и свободы во всем мире Соединенные Штаты Америки считают, что владение и контроль над Гренландией является абсолютной необходимостью". Копенгаген в ответ решил увеличить расходы на оборону своей отдаленной стратегически важной территории. Сумма нового оборонного пакета составила $1,5 млрд. Датчане запланировали нарастить персонал Арктического командования в столице Гренландии Нуук и модернизацию одного из трех основных аэродромов для обслуживания сверхзвуковых истребителей F-35. Против намерений Трампа выступил и премьер-министр Гренландии Муте Эгеде.

Однако результаты прошедших на острове с 57-тысячным населением парламентских выборов спутали все карты и датчанам, и американцам. Победу одержала правоцентристская партия Demokraatit, а националисты партии Naleraq стали вторыми. Коалиция победителей ускорит процесс провозглашения Гренландией независимости. Умеренные либералы из Ataqatigiit, имевшие своего премьера, и партия Siumut, вместе доминировавшие в политике острова в последние годы, заняли третье и четвертое места соответственно. Явка на выборах была достаточно высокой – почти 71%. Учитывая результаты, свой электорат лучше мобилизовали сторонники независимости.

Помог явке и Дональд Трамп, который в обращении к Конгрессу снова заявил о желании взять под контроль арктический остров. Жители Гренландии, очевидно, решили, что раз к их островному дому проявляется немалый интерес извне, лучше во внешней политике не зависеть от мнения датских "колонизаторов".

По какому пути пойдут гренландцы

Победа сторонников самостоятельности еще не означает, что гренландцы прямо завтра провозгласят референдум о своем полном отделении. Партии, оказавшиеся теперь в оппозиции, также являются сторонницами постепенного перехода к независимости, а фавориты волеизъявления из Demokraatit намерены действовать осторожно. За немедленный референдум выступают только националисты. Так что у демократической партии больше общего с умеренными сторонниками независимости, чем с инуитами-радикалами. Поэтому коалиция в 31-местном парламенте Гренландии может сложиться не так, как прогнозируют алармисты. Лидер Demokraatit Йенс-Фредерик Нильсен отверг заявления президента США Дональда Трампа, по его словам, жители острова "не хотят быть американцами и не хотят быть датчанами". "Мы хотим быть гренландцами, и в будущем хотим получить собственную независимость. И сами построить свою страну", – подчеркнул Нильсен. Ключевое слово здесь "в будущем". Ведь чтобы взлелеянная в мечтах самостоятельность состоялась, к ней необходимо подходить так, чтобы гренландцы не потеряли и того, что имеют от союза с Данией. А имеют немало — почти половину бюджета Гренландии составляют поступления от Копенгагена.

В Дании развод со своей островной территорией допускают, но цивилизованный. Глава МИД страны Ларс Рюкке Расмуссен заявлял: "Мы полностью признаем, что Гренландия имеет свои амбиции. Если они реализуются, Гренландия станет независимой, хотя вряд ли с амбициями стать федеральным штатом в составе США". По его словам, беспокойство США по поводу безопасности в Арктике оправдано в связи с усилением активности России и Китая в регионе, однако датчане "открыты к диалогу с американцами о том, как мы можем сотрудничать еще теснее, чтобы обеспечить реализацию американских амбиций".

Реклама на dsnews.ua

Напомним: в начале января тогда еще конгрессмен, а ныне советник Трампа по вопросам нацбезопасности Майк Уолтц, который участвует в переговорах США с Украиной и Россией, объяснял интерес Штатов к Гренландии так: "У вас есть Россия, которая пытается стать королем Арктики, имея 60 с лишним ледоколов, некоторые из которых — ядерные. У нас их два, и один только что загорелся. Также речь идет о полезных природных ресурсах. Сейчас, когда полярные ледяные шапки тают, китайцы задействуют ледоколы и продвигаются туда же. Так что это нефть и газ. Это наша национальная безопасность".

Крупнейший в мире остров и акватория вокруг него имеют значительные залежи полезных ископаемых: каменного и бурого угля, торфа, железной руды, свинца, цинка, молибдена, алмазов, золота, серебра, платины, графита, мрамора, ниобия, танталита, урановых руд, нефти, природного газа, никеля, хромовых, молибденовых и свинцовых руд. Часть из этих ресурсов американцы хотят получить и от Украины благодаря соглашению о минералах, которое пока не заключено. Однако в отличие от нас, промышленные масштабы добычи ископаемых в Гренландии очень затруднены из-за ледового покрова. На острове также находятся американские базы, задействованные в оборонной системе НАТО.

Как могут развиваться события после прихода к власти на острове нынешних лидеров общественного мнения? Эволюционным или конфронтационным путем. И на оба будет влиять политика Белого дома. Эволюционный путь кажется более реалистичным, ведь в случае скандального развода с Данией та откажется признавать какие-либо политико-правовые акты, принятые властями Гренландии. А вслед за Данией Евросоюз, Великобритания, Канада, то есть те страны, от политики которых будет зависеть, войдет ли новое государство в институты цивилизованного мира. В случае эволюционного развития цена независимости Гренландии для ее населения будет меньше, но период ее обретения растянется во времени, пока будут выполнены все международные правовые процедуры. При этом станет понятно, как будет вести себя американская администрация. Будет ли ей вообще дело до Гренландии под давлением нарастающих внутренних социально-экономических проблем.

Однако высока и вероятность конфронтационного пути. Он возможен при нескольких условиях. Первое: новые гренландские власти попытаются выставить Дании счет за десятилетие "колониализма". На этой теме будет расти количество сторонников референдума о независимости без всяких предварительных переговоров с Копенгагеном. Второе: и лидеры голосования, и вторая партия, среди прочего, поддерживают развитие на острове добывающей промышленности. Это то, что может сделать гренландцев состоятельными, правда серьезно ухудшит состояние окружающей среды. Богатыми их пообещал сделать Трамп. То есть вполне возможно, что после создания нового правительства оно пригласит американские компании для добычи полезных ископаемых. Американцы будут советовать властям острова не тянуть с референдумом о независимости. Чтобы сразу подставить дотационной Гренландии "дружеское плечо". Можно сколько угодно мечтать о превращении этой арктической территории во вторые Эмираты, однако это иллюзия. Которую, впрочем, можно подпитывать обещаниями или тесным сотрудничеством с частью гренландских элит. Как только оттуда уйдут датчане, на их место зайдет другой влиятельный игрок.

Сейчас на ситуацию вокруг Гренландии будут смотреть многие другие народы, чья независимость находится на паузе и которые не прочь расстаться с метрополиями. Поэтому ход событий после победы на выборах в Гренландии сторонников самостоятельности следует рассматривать как прецедент — каким образом в XXI веке возможно обрести независимость. И стоит ли ее получать вообще, если это просто замена одной метрополии другой.

    Реклама на dsnews.ua